8 типов интеллекта по Гарднеру

8 типов интеллекта по гарднеру: в чем гениален ребенок

8 типов интеллекта: классификация по говарду гарднеру – Извилина

Все больше людей признают современную школьную систему несовершенной. Это связано с тем, что детей излишне контролируют, давая знания исключительно по имеющейся программе, поэтому многие школьники сталкиваются с недостаточной успеваемостью и плохими оценками. Объясняется это тем, что существует 8 типов интеллекта.

У каждого человека может преобладать только один из них. При правильном направлении обучения чадо сможет добиться гораздо больших успехов, чем при классических уроках. Если нет возможности скорректировать школьную программу, то стоит заняться развитием в домашних условиях.

Для этого потребуется разобраться, какие вообще существуют виды интеллекта, и как их развивать.

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году.

Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г.

Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться.

Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к.

он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Как развивать навыки

Определять тип интеллекта ребенка стоит всем родителям. Если сделать это и направить его развитие в правильную сторону, то успех в будущей жизни малыша будет неизбежен.

Все восемь типов человеческого интеллекта получится улучшить с помощью любых подходящих методов, которые задействуют соответствующие навыки или интересы.

Нужно лишь соблюдать регулярность тренировок, а также поддерживать своего малыша.

8 типов интеллекта Говарда Гарднера (множественная теория) / раритеты

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера предполагает, что есть разные виды интеллекта, которые присутствуют во всех людях, одна из которых является той, которая выделяется или преобладает.

До того, как эта теория считалась интеллектом как уникальной сущностью, в основном связанной со способностью решать проблемы, и которую можно «измерить» с помощью простого теста IQ.

В этой статье мы расскажем о восьми типах интеллекта, которые существуют, и о том, как вы можете узнать свой интеллект, чтобы работать над ним, улучшить свой эмоциональный интеллект и добиться лучших результатов в своей жизни..

Прежде чем продолжить, важно помнить, что, хотя у каждого человека обычно есть интеллектуальный класс, врожденный или обученный, у него также есть другой. Например, человек может развить музыкальный интеллект и посвятить себя музыке, хотя он также может быть хорош в математике или межличностных отношениях

Многочисленные умственные способности в классе: занятия для образования

С помощью Говарда Гарднера педагог и писатель Томас Армстронг решил применить теорию множественного интеллекта в образовательной сфере, написав свою знаменитую книгу «Многочисленные умственные способности в классе».»в 1999 году.

В этой книге Армстронг предлагает изучать и описывать умственные способности учащихся с целью развития умственных способностей в классе. Сам преподаватель признает, что разработка профиля множественного интеллекта не является чем-то простым, однако он предлагает ряд утверждений для каждого типа интеллекта, чтобы мы могли правильно классифицировать младенцев в зависимости от того, чувствуют ли они себя отождествленными с этими утверждениями..

Разнообразные умственные способности и стратегии обучения

Чтобы способствовать личностному развитию и человеческому потенциалу студентов, важно применять стратегию обучения к каждому студенту в соответствии с типом интеллекта, над которым мы хотим работать. Например, если мы хотим развивать пространственный интеллект, Мы можем выполнить следующую динамику:

  • дисплей
  • Цветные знаки
  • Графические метафоры
  • Зарисовки идей
  • Графические символы

С другой стороны, если мы хотим продвигать межличностный интеллект, Стратегии обучения будут следующими:

  • Поделись с одноклассниками
  • Сделать группы сотрудничества
  • Настольные игры
  • Ролевые игры между одноклассниками

В настоящее время люди говорят о целостное развитие ребенка, то есть он включает в себя все аспекты развития (физический, сексуальный, когнитивный, социальный, моральный, языковой, эмоциональный и т. д.), это основа теории Развитие множественного интеллекта.

Существует два типа экстремальных переживаний, являющихся ключевыми в развитии интеллекта, которые важно принимать во внимание, кристаллизующийся опыт и парализующий опыт

  • Во-первых, кристаллизующийся опыт, они являются вехами в личной истории, ключами к развитию талантов и навыков людей. Часто эти события происходят в раннем детстве. Этот опыт — тот, который зажигает искру интеллекта и начинает его развитие к зрелости.
  • С другой стороны парализующий опыт они существуют как аналог предыдущих, они относятся к тем переживаниям, которые блокируют развитие интеллекта, они полны негативных эмоций, способных остановить нормальное развитие интеллекта. Ощущения страха, стыда, вины, ненависти мешают вам расти интеллектуально. Вполне вероятно, что после этого опыта ребенок решает не приближаться к музыкальному инструменту или не рисовать больше, потому что он уже решил, что “он не может этого сделать”.

Что такое embodiment-подход?

К сожалению, до сих пор не удалось найти в русском языке слова, которое отражает всю полноту смыслов этого слова. Ключевая идея embodiment-подхода: поза, движение, дыхание, внутреннее состояние определяют, как мы воспринимаем мир, что думаем, как действуем, как относимся к себе и другим, каким ресурсом для влияния на ситуацию мы обладаем.

От редакции :  Рецепты улучшения памяти и работы мозга народными средствами

Embodiment-тренинг направлен на то, чтобы позволить участникам осознать свои телесные паттерны и привычные телесные реакции на различные ситуации и проработать их для повышения собственной эффективности. Embodiment-практики развития телесного интеллекта способны помочь спокойно и уверенно действовать в условиях конфликта, чувствовать состояния других людей, управлять стрессовой реакцией, выглядеть и чувствовать себя как лидер, всегда выбирать оптимальный способ действия.

Одна из практик обучения в еmbodiment-тренинге заключается в том, что для участников тренинга создается легкая и управляемая ситуация стресса, где участник осознает свою привычную реакцию на сложную ситуацию (fight-flight-freeze), с помощью инструкций тренера может войти в ресурсное состояние и найти другие, более творческие и эффективные способы реагировать.

Приведу пример. Идет мастер-класс по эмбодименту. Одно из упражнений заключается в том, что участники стоят друг напротив друга, касаясь друг друга ладонями. Задача одного – идти вперед, сохраняя контакт ладонями, задача другого – отступать назад, сохраняя контакт ладонями. Потом участники меняются ролями… Одна небольшая крепко сложенная девушка, когда была в роли отступающего – не отступала. Она сопротивлялась своему партнеру, упиралась так, что находилась почти под углом 45 градусов, лишь бы не позволить своему партнеру продвинуться вперед. Несомненно, она была готова к тому, что на нее будет оказываться сильное давление. И была готова противостоять этому. Ее партнер сначала попыталась пройти вперед. Но когда встретила сильное сопротивление и поняла, что пройти вперед не удастся, она не стала упорствовать в своем намерении, разорвала контакт и повернулась к «неуступчивой» девушке спиной. «Неуступчивая» готовилась дать отпор, а тут сопротивляться стало некому! Она стояла и не знала что делать… Мы обсудили, каким образом ее поведение, которое проявилось во взаимодействии в данном упражнении, повторяется в жизни и к каким ситуациям приводит? Могла ли она действовать по-другому в этой ситуации? Что для нее важнее – отстоять свое мнение или остаться в отношениях? Что она будет делать и как себя чувствовать, если на нее не будут оказывать давление? Мы выявили ее привычную модель поведения, обсудили плюсы и минусы, нашли несколько альтернативных возможностей и закрепили их в автоматической телесной реакции. В будущем в похожих ситуациях ее тело будет демонстрировать более гибкую и адекватную реакцию.

Логико-математический

Довольно распространенным типом интеллекта можно назвать логико-математический. Дети, им обладающие, не испытывают каких-либо трудностей с математикой и всем, что с ней связано. Они легко запоминают номера мобильных, даты или иные числовые значения, а также быстро решают примеры и задачи. Главной характеристикой таких людей становится способность к структурированному анализу, простой установке причинно-следственных связей, а также систематизации всех составляющих жизни.

Для людей с этим типом интеллекта отлично подойдут следующие профессии:

  • Аналитик;
  • Логист;
  • Математик;
  • Программист;
  • Бухгалтер;
  • Детектив;
  • Врач.

Развивать и поддерживать логико-математический интеллект можно с помощью регулярных тренировок. Отлично подойдут решения различных задачек, головоломок или математических примеров. Не лишним будет дать школьнику возможность применять навыки в повседневной жизни. Например, считать стоимость корзины с едой или определять, сколько и чего нужно приобрести в магазине.

Как применить теорию к отдельному ребенку

Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика

Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.

С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.

Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка. Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры. А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.

Визуально пространственный интеллект: что это такое

Для того, чтобы разобраться, какой вид мышления свойствен вам, вашему ребёнку или любому другому, нужно знать отличительные характеристики. Вот некоторые основные из них для общего понимания:

  • свойственно образное мышление – человек создаёт в голове картинки на полученную информацию;
  • разбираются в картах, диаграммах, схемах – легко их читают и понимают;
  • любят сказки, байки, метафоры – рассказы и словосочетания, где есть образы и переносный смысл;
  • надолго запоминают увиденные изображения;
  • имеют тонкий вкус в цветах и оттенках;
  • одежда и аксессуары несут в себе целостный образ;
  • любят и часто занимаются изобразительным искусством;
  • чувствуют форму, предают ей особое значение;
  • нравится мечтать и создавать что-то в своём воображении;
  • в раннем возрасте любят складывать пазлы и конструктор, лепить из пластилина и глины.

В школах весьма небольшое количество рисунков и различных таблиц используется для подачи учебного материала. Почти все из них направлены на механическое запоминание или выстраивание логических взаимосвязей. Поскольку дети с другим направлением мышления задействуют иные каналы восприятия и своеобразно выстраивают в голове информацию, то испытывают трудности в стандартном учебном процессе.

Любимыми предметами у школьников с таким типом интеллекта скорей будут рисование; уроки труда, когда надо смастерить что-то креативное; литература. Но с последним предметом могут возникнуть проблемы. Поскольку красочные образы, фантазии и мысли в виде картинок нужно перенести на бумагу в формате формальных слов, если заданием стоит написание сочинения по книге.

От редакции :  Самый маленький мозг у человека

Межличностный интеллект. 9 типов интеллекта

1. Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

3. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.

Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.

Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.

Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.

Лингвистический

Следующий вид интеллекта отличает его владельцев особой любовью к лингвистике и всему, что ее касается. Он помогает малышам быстро научиться говорить, слушать, писать и читать. Дети чуть старше обожают литературу, им нравится изучать иностранные языки, создавать стенгазеты и брать интервью. Как правило, они становятся яркими и общительными людьми.

Количество профессий, подходящих для таких людей, довольно велико. Самые интересные:

  • Переводчик,
  • Журналист,
  • Дипломат,
  • Писатель,
  • Корректор.

Обучение же для таких детей лучше всего проводить в групповой форме

Важно, чтобы малыш мог обсудить любые события или факты с другими людьми. При этом основным видом деятельности для развития становится именно общение, но не менее полезно может оказаться и чтение

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют «жонглировать словами». Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и документальная литература. Играть в словесные игры, такие как кроссворды и «Словодел». Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Карьера: журналистика, право, реклама, переводы с других языков, писательство.

Внутриличностный интеллект профессии. Интраперсональный интеллект: что это такое

У каждого человека интеллект целостный — в той или иной степени проявляются все типы. Доминирование, сочетание и уровень развития всех видов индивидуально. Поэтому умственные способности людей отличаются. Они выбирают разные профессии, увлечения, интересы.

Развитый интраперсональный (личностный, внутриличностный) интеллект преобладает у успешных людей, поэтому очень важен. Основное в нем — самопознание. Всю жизнь человек изучает себя, мотивацию своих действий, анализирует их последствия.

Этот исследовательский процесс длится всю жизнь. Только познав свои достоинства и недостатки, искренние желания, способности, мотивируя сам себя, человек движется вперед — к намеченной цели, достигает успеха. Потому что накопление знаний о себе без развития личности бессмысленно.

Люди с этим интеллектом знают, чего хотят и как этого добиться. Они справляются со стрессами, не конфликтны, спокойны, без труда находят общий язык с другими.

От редакции :  Можно ли заставить мозг работать на 100%

У человека, достигшего совершенства в каком-то направлении деятельности, доминирует определенный его вид. При этом высокоразвиты внутриличностные мыслительные способности, без которых невозможен успех.

Интраперсональный интеллект помогает управлять эмоциями. Под воздействием этого психического состояния человек совершает непоправимые ошибки

Но, направляя внимание на мыслительный процесс, он лишает эмоции энергии и подавляет их

То есть, общаясь с самим собой, человек задает вопросы об источнике, причине, значительности реакции, вариантах ее замещения рациональным решением. Он заставляет работать мозг, который бездействует, когда происходит всплеск эмоций.

Это требует усилий, которые не все хотят прикладывать. Но успеха достигают люди, принимающие правильные обдуманные решения, контролируя свои эмоции

Это важно в бизнесе. Кроме того, у успешных менеджеров развиты интраперсональные способности эффективного взаимодействия с людьми. Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности

Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни

Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности. Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни.

Пониженный внутриличностный интеллект порождает зависимость:

  • наркотическую;
  • алкогольную;
  • от табака;
  • игровую;
  • от еды.

Отсутствие эмоционального контроля не дает возможности справиться с ней. Поэтому, чтобы быть счастливым и успешным, необходимо развивать интраперсональный тип интеллекта.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша. К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать. Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:

     В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов «располагается» в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого.      У каждого ребенка свое уникальное сочетание «интеллектов». Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других — к природе, у третьих — к искусству и творчеству.      Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: