Причины и различия асиметрий головного мозга, их влияние на жизнь человека

Межполушарная асимметрия

Примечания

  1. ↑ Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. ↑ Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
  3. Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
  4. Аршавский В.  (недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2015.
  5. Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
  6. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
  7. Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  8. Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
  9. Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
  10. Там же, глава «Путешествие в мир предков».
  11. Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  12. ↑ McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
  13. ↑ McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
  14. ↑ Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  15. Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
  16. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
  17. Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
  18. Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
  19. ↑ Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
  20. Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
  21. Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
  22. Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.

Асимметрия материнско-детских отношений

Самка тибетского макака

Одно из наиболее ярких проявлений асимметрии в социальном поведении человека — предпочтение держать ребенка с левой стороны от себя. Впервые научное описание этого феномена было опубликовано американским психологом Ли Солком в 1960 г. []. Он выяснил, что значительное большинство женщин предпочитает держать своего ребенка левой рукой на левой стороне тела. Впоследствии было обнаружено, что такое левостороннее предпочтение существует в различных культурах и проявляется в различных ситуациях: когда ребенка держит на руках его мать или отец, нерожавшая женщина или подросток, а также в случаях, когда вместо живого ребенка женщина держит игрушку, имитирующую младенца. Однако подобная латерализация не уникальна для человека. Так, большинство самок горилл (Gorilla gorilla

) и шимпанзе (Pan troglodytes ) предпочитают держать детенышей с левой стороны тела [].

Мадонна Грандука (Рафаэль, 1504 г.)

Научные публикации, в которых говорится, что асимметрия в расположении ребенка на руках — не просто любопытный феномен, но и важный критерий физиологического состояния матери, вызвали волну интереса исследователей к этому вопросу в течение последнего десятилетия. Было обнаружено достоверное влияние эмоционального состояния матери на асимметричное расположение ребенка. Более того, оказалось, что женщины, страдающие послеродовой депрессией, не проявляют левостороннего предпочтения []. Несмотря на то что асимметрия расположения ребенка относительно матери была обнаружена более полувека назад, механизмы возникновения данного феномена и факторы, определяющие его проявление, остаются не до конца понятными. Существует две основные гипотезы, объясняющие возникновение пространственной асимметрии между матерью и ребенком . Первая связывает данный феномен с моторными предпочтениями, проявляющимися в повседневной жизни человека. Можно предположить, что женщина держит ребенка левой рукой, так как правая должна оставаться свободной для выполнения какой-либо работы. Однако такое предположение не подтверждается данными о практически одинаковом числе матерей, предпочитающих держать ребенка левой рукой, среди правшей и левшей []. Вторая гипотеза объясняет асимметрию во взаимном расположении матери и ребенка с точки зрения асимметрии сенсорного восприятия. Предполагается, что левостороннее преобладание возникло из-за предпочтения держать ребенка в периферическом поле зрения левого глаза и, таким образом, направлять поток зрительной информации о нем в первую очередь в правое полушарие мозга []. Именно такое положение предположительно обеспечивает наиболее точное и быстрое осознание родителем эмоционального состояния ребенка, так как правое полушарие играет ведущую роль в подобных процессах восприятия социальной информации. Асимметричное расположение относительно родителя может иметь большое значение и для самого ребенка. Было показано, что, когда мать держит ребенка левой рукой, ему лучше видна левая половина лица матери, на которой более интенсивно отражаются эмоции. К тому же наблюдать мать в таком положении ребенок может преимущественно левым глазом, что способствует более эффективному восприятию социальной информации, исходящей от матери. Преимущественное расположение с определенной от нее стороны может оказывать влияние на формирование социальной латерализации. Так, дети, чьи матери держали их правой рукой, во взрослом возрасте проявляют пониженную нормальную межполушарную асимметрию в процессе восприятии лиц [].

Основные различия

Их удобнее представить в виде таблицы.

Таблица 1. Функциональные различия левого и правого полушария

Левое

Правое

Оперирует понятиями

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария

В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий

От редакции :  Что предпринять, если голова болит почти каждый день

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают корректироваться по настоящее время. В соответствии с современными исследованиями выделены такие свойства, как доминантность, переключаемость и пластичность, а также стационарность и динамичность. Это позволяет прояснить становление, нарушение и угасание психических функций в норме, при расстройствах психики и старении.

Оцените эту статью:

  • 4.46

Всего голосов: 194

Основания для возникновения мифа о функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга появился не просто так. По большому счёту, причиной его возникновения стали результаты исследований, проводившихся с людьми с «расщеплённым мозгом», которые были организованы американским нейропсихологом и профессором психобиологии Роджером Сперри и командой его коллег.

В процессе исследований учёные проводили хирургические операции людям с «расщеплённым мозгом», в ходе которых разрезали мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария головного мозга друг с другом. Посредством такой операции, которая, к слову заметить, была самым крайним вариантом помощи, можно было избавить больных тяжёлой формой эпилепсии от сильнейших эпилептических припадков.

Благодаря лабораторным исследованиям пациентов с вышеназванным заболеванием, удалось выявить их поведенческие изменения, которые свидетельствовали о том, что полушария мозга работали независимо друг от друга. К примеру, пациенты, когда ощупывали какой-либо предмет правой рукой, могли распознать его и указать на его изображение, но не были способны произнести название этого предмета. А если установить между глазами человека с «расщеплённым мозгом» перегородку, а затем показать левому глазу (правое полушарие) фотографию нагого человека, он сразу же начнёт посмеиваться. Если же поинтересоваться у него, что вызвало его веселье, он ответит нечто вроде «на фотографии я увидел своего двоюродного брата, который всегда отменно шутит». Левое полушарие мозга не распознаёт фото, но с учётом того, что по большей части именно оно отвечает за обработку вербальных данных, оно самостоятельно станет формировать какое-нибудь правдоподобное объяснение.

Так, предъявляя разным полушариям, отдельно друг от друга, различные стимулы, учёные смогли выяснить, что они способны с относительным успехом выполнять и различные мыслительные действия. Например, у большего количества людей те области, которые отвечают за первичную обработку речевых данных (словообразование, грамматика и т.п.), располагаются в левом полушарии, а правое полушарие принимает участие, главным образом, в процессах эмоциональной оценки явлений, событий и объектов.

Кроме того, правое полушарие мозга было очень активно, когда задача, задаваемая человеку, решалась им при помощи озарения, где осознание проблемы и поиск решения осуществляется спонтанно, можно сказать, на уровне интуиции, что схоже с креативным мышлением.

Но, невзирая на это, различия между левым и правым полушариями нельзя считать понятными и чёткими в такой степени, чтобы делать какие-то конкретные выводы. И в большинстве случаев разговор ведётся не о том, что какое-то полушарие не способно на выполнение какой-то функции, а о том, что какое-то одно полушарие может выполнить эту функцию эффективнее и быстрее. К примеру, несмотря на то, что основная роль в обработке речи принадлежит левому полушарию, правое тоже принимает в этом процессе участие, занимаясь обработкой интонации и т.д.

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.
От редакции :  Способы побороть депрессию

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Особенности асимметрии полушарий головного мозга

Свойство распределения функции коры мозга обусловлено генетически. Тем не менее, под воздействием социального окружения такая латерализация подвергается различным изменениями. Следует помнить, что специализация полушарий определяется не только психическими функциями, от того ученые выделяют три группы асимметрии:

  • Анатомическая латерализация. Это явление заключается в гистологической и анатомической разнице полушарий.
  • Биохимическая специализация. Суть определяется разницей протекания клеточных реакций и в содержании нейромедиаторов и гормонов.
  • Психофизиологическая асимметрия.

Существует понятие доминантности полушария: люди, у которых левая рука главная – доминирует правое полушарие, и у людей, чья правая рука является главной – левое полушарие главенствует. Однако существует и усредненное понятие – амбидекстрия. Люди, обладающие таким типом взаимодействия, «управляют» своими полушарием равномерно.

Причины асимметрии

Причины латеральности еще недостаточно обоснованы, поэтому сегодня они подвергаются научным соображениям и гипотезам.

Генетическая обусловленность

Аргументом в пользу наследования леворукости считаются в частности, неудачные попытки переучивания, часто приводящие к психическим и невротическим расстройствам. Согласно текущему исследованию британских ученых в Оксфордском центре исследований генетики человека, за леворукость отвечает ген LRRTM1. Найденная генетическая информация все еще обрабатывается. Но если на леворукость оказывает влияние генетика, механизм будет более сложным.

Теория Гешвида-Галабурда

Теория Гешвида-Галабурда об асимметрии мозга основана как на влиянии генов, так и на внутриутробной среде. В качестве стандартного доминирования полушарий рассматривается праворукость, в то время, как леворукость, с точки зрения физиологии, считается аномальной. Развитие аномального доминирования в полушарии, согласно этой теории, связано с уровнем тестостерона.

Еще одно открытие Гешвида и Галабурда – возможное влияние времен года при рождении. «Боковое несовершенство» чаще обнаруживалось у людей, родившихся зимой. Указывается, что это обусловлено сезонными колебаниями гормонального воздействия на мозг плода.

Теория «мать-ребенок»

Согласно этой теории, среди женщин больше правшей, потому что они держат голову ребенка на левом плече, а правую руку расслабляют. Но это также можно объяснить тем, что ребенка в этом положении успокаивают тоны сердца матери. Это облегчает эмоциональное общение между матерью и ребенком.

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Как сформировалась асимметрия головного мозга

Есть разные мнения, вследствие чего сформировалась асимметрия мозга. Врожденное это качество или приобретенное. Праворукость — признак того, что левая часть мозга доминирует — присуща была еще пещерным предкам человека.

Такой вывод ученые делают на основе анализа наскальных рисунков. Считается, что изображения рук древние люди делали методом трафарета, обводя ладонь доминирующей рукой. Так как рисунок левой руки встречается в 90 процентах от всех изображений конечности, делается вывод, что древние «художники» были в массе своей праворукими, а значит, левополушарными.

С другой стороны, многие исследователи говорят, что у новорожденных асимметрии нет, а в первые 3 года жизни у детей преобладает правополушарное доминирование — ведь сначала они общаются эмоциями и невербальными способами. И только с развитием речи начинает преобладать левополушарный тип.

Ряд исследователей считают, что асимметрия присутствует с рождения. Она появилась в результате естественного отбора, передается потомству. Но в силу отсутствия у младенцев мышления данный постулат имеет статус теории.

Единодушное мнение у ученых только в вопросе возникновения асимметрии в следствии развития (онтогенеза).

Замечено, что асимметрия тем больше, чем более развит человек в интеллектуальном плане.

У необразованных примитивных индивидуумов анатомическая и функциональная разница между левым и правым незначительна.

Примечательно! Межполушарная асимметрия — свойство не только человека, но и животных. Диференцированное функционирование и анатомические различия обнаружены у дельфинов, крыс, однообразных.

Симметрия человеческого лица – асимметричное или симметричное? – Шаг за шагом

Человеческое лицо обладает определенным уровнем симметрии, но нет ни одного человека со 100% симметричным лицом, да, люди изначально немного асимметричны.

Это не открытие, попробуйте взять своё фото на паспорт и разделить его вертикально на две части, а потом отзеркалить каждую и попробовать сложить их попарно — вы увидите совершенно чужое лицо, получится человек, похожий на вас, но не вы.

Но почему возникает асимметрия лиц, ведь логично, что природе проще сделать копию и с одной сторон и с другой? Во-первых, нет полной симметрии ни в одном парном органе человека, то есть это само по себе нормально, а во-вторых, а асимметричным лицо могут делать жевательные мышцы.

Жевательные мышцы — это мышцы головы человека, которые обеспечивают процесс жевания и влияют на внешний вид лица. На текущий момент антропологи выделяют четыре жевательные мышцы у людей:

  • жевательная мышца;
  • височная мышца;
  • медиальная крыловидная мышца;
  • латеральная крыловидная мышца.

Схема расположения жевательных мышц человека

Все эти 4 мышцы прикрепляются к нижней челюсти, а иннервируются тройничным нервом (самый крупный из 12 черепных нервов). При этом жевательные мышцы также как и икроножные являются самыми сильными мышцами человеческого тела.

От редакции :  Правильное питание при инсульте

Как жевательные мышцы влияют на асимметрию лица?

Так вот если человек чаще жует одной стороной челюсти, то он невольно интенсивнее нагружает мышцы с одной стороны лица, увеличивая их и добавляя тем самым асимметричности. В итоге может проявиться дисфункции височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС), которая встречает по факту у большинства homo sapiens.

В результате дисфункции височно-нижнечелюстных суставов из-за пережевывания пищи одной стороной челюсти лицо человека в течении жизни может претерпевать ряд изменений:

С «рабочей» жующей стороны лица:

  • скула выше с одной стороны;
  • угол нижней челюсти выше с одной стороны;
  • щека с той стороны, которая является «рабочей стороной» кажется больше и толще;
  • с «рабочей стороны» может быть интенсивнее отечность под глазами (мешки под глазами).

С «нерабочей» стороны лица:

  • скула располагается ниже, глаз ниже;
  • угол челюсти располагается ниже;
  • щека более впалая, кажется без объёма;
  • овал лица более четкий и даже бровь ниже с «нерабочей» стороны;

Еще одним фактором влияющим на асимметрию лица человека являются глубокие жевательные мышцы: латеральная (наружная) и медиальная (внутренняя) крыловидные жевательные мышцы. Именно эти мышцы могут сместить положение челюсти человека в сторону, что увеличить асимметрию лица.

Асимметрия лица в связи с невритами

Увеличение асимметрии может быть вызвано и невритами — воспалительными заболеваниями периферических нервов, при которых происходит утрата или снижение чувствительности нервных окончаний, а также параличи и парезы (неврологический синдром, снижающий силу мышц).

Но стоит подчеркнуть еще раз: у людей и так не бывает полной симметрии лица, она невозможна на 100%, мало того, такая полная симметрия скорее окажется непривлекательной.

Как выглядят полностью симметричные лица?

Профессиональный фотограф Джулиан Волькенштайн (Julian Wolkenstein) запустил проект Echoism, в рамках которого он фотографирует простых людей и затем делит их лицо вертикально пополам и затем берет одну левую половину лица и отзеркаливает её в правую и соединяет в одно лицо левую половинку, и «правую», созданную зеркальным отражением левой, затем такой же трюк он проделывает с правой половинкой, превращая её зеркалированием в «левую» и делает второе лицо из правой и «отзеркаленной правой».

Фотопроект Echoism фотографа Julian Wolkenstein

Как можно заметить, на модифицированных фотографиях людей с полностью симметричными лицами, созданными зеркалированием половинок получаются разные лица, иногда очень сильно отличающиеся друг от друга. Сгенерированные лица со 100% симметричностью выглядят так, будто на них родные братья или сестры, но не один и тот же человек.

Публикация подготовлена по материалам:

  • Русский Медицинский Журнал «РМЖ» №24 от 28.11.2017 стр. 1750-1755;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • «Биологическая химия» Т.Т.Березов, Б.Ф.Коровкин, Издание третье, переработанное и дополненное: глава 20. — Москва, «Медицина» 1998.

Межполушарная асимметрия мозга: развитие, функции, особенности

В основе условного разделения людей на технарей и гуманитариев лежат особенности развития мозга индивидуума. Открытие межполушарной асимметрии мозга дает ответ на вопросы: почему один человек с легкостью решает задачи, а другой создает шедевры в искусстве.

Вопросы функционирования и взаимодействия полушарий мозга до конца не изучены, но уже сейчас теории межполушарной асимметрии позволяют объяснить некоторые особенности восприятия информации, обучения детей или реабилитации людей с поражением участков мозга.

Асимметрия функций мозга

Латерализация мозговых функций – это термин, также известный как функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Мозговая кора разделена бороздкой (лат.: fissura longtitudeis cerebri). Она делит кору на два полушария, одновременно пресекаясь мозолистым телом, соединяющим полушария.

Между гемисферами существуют многочисленные межполушарные анатомические различия. Например, боковая борозда длиннее в левом полушарии, что приводит к разным размерам височной плоскости (planum temporale), являющейся частью височной доли.

Исследования показывают, что причиной может быть не разница в размерах между полушариями, но расщепление коры.

Кроме анатомических различий, полушария отличаются структурно и нейрохимически. Но современные исследования в основном касаются функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия головного мозга – это специализация полушария на конкретной функции или части функции. Например, память латерализована таким образом, что левое полушарие отвечает за вербальную память, а правое – за невербальную.

Интерпретация латеральности полушарий широкой публикой в ​​основном включает в себя представление правого полушария, как ответственного за креативность, духовность, авантюризм, богатое воображение и т.д. Левое полушарие считается рациональным, знаковым, логическим, научным.

Эти интерпретации, как минимум, необоснованные и упрощенные. Сегодня они потеряли актуальность, приняли форму мифов, пользующихся популярностью.

Одна из возможных причин этих мифов (в дополнение заинтересованности человека в классификации мира на бинарные отношения) – это тот факт, что латерализация речи в левом полушарии облегчает его исследование.

Но правое полушарие в этом отношении не уступает; оно скорее «молчит» и долго не проявляется. Поэтому невозможно говорить об однозначно доминирующем и пассивном полушарии. Доминирование проявляется в разных функциях в каждой гемисфере.

Как сформировалась асимметрия головного мозга

Есть разные мнения, вследствие чего сформировалась асимметрия мозга. Врожденное это качество или приобретенное. Праворукость — признак того, что левая часть мозга доминирует — присуща была еще пещерным предкам человека.

Такой вывод ученые делают на основе анализа наскальных рисунков. Считается, что изображения рук древние люди делали методом трафарета, обводя ладонь доминирующей рукой. Так как рисунок левой руки встречается в 90 процентах от всех изображений конечности, делается вывод, что древние «художники» были в массе своей праворукими, а значит, левополушарными.

С другой стороны, многие исследователи говорят, что у новорожденных асимметрии нет, а в первые 3 года жизни у детей преобладает правополушарное доминирование — ведь сначала они общаются эмоциями и невербальными способами. И только с развитием речи начинает преобладать левополушарный тип.

Единодушное мнение у ученых только в вопросе возникновения асимметрии в следствии развития (онтогенеза).

Замечено, что асимметрия тем больше, чем более развит человек в интеллектуальном плане.

Примечательно! Межполушарная асимметрия — свойство не только человека, но и животных. Диференцированное функционирование и анатомические различия обнаружены у дельфинов, крыс, однообразных.

Взаимосвязь полушарий мозга

Левое и правое полушария связаны сложной сетью нервных волокон, называемых мозолистым телом. Уже древние египтяне заметили, что левая гемисфера контролирует правую сторону тела, а правая – левую.

Мозолистое тело (Corpus callosum) – это сильная полоса нервных волокон, соединяющих мозговые клетки обоих полушарий.

Левши и правши

Мозг анатомически и функционально несимметричен (как гистологически, так и химически). Боковая асимметрия полушария проявляется уже на ранних стадиях развития головного мозга (у плода и новорожденного ребенка).

Доминирование правой или левой руки считается континуумом, а не четко разделенным свойством. Это предпочтение определяется некоторыми стандартными тестами (напр., Edinburgh handedness inventory).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: