Признаки, симптомы, причины возникновения аутизма у детей

Признаки аутизма у детей 3-4 лет и младше

Основные подходы к коррекции

На сегодняшний день специфического лечения заболевания не разработано. Генетическая предрасположенность болезни обуславливает невозможность создания одной уникальной таблетки, которая привела бы к полному выздоровлению.

Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.

Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.

Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется или . Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.

Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.

В следующем видео Яна Сумм – бывшая жена Константина Меладзе – на своем опыте рассказывает о том, на какие симптомы у ребенка нужно обратить внимание. Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео. Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео

Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Симптомы по возрасту

Симптомы, признаки аутизма у детей до года:

  • В младенческом возрасте не наблюдается улыбка и другие яркие проявления эмоций. Взгляд малыша фиксируется на одном неодушевленном предмете. Комплекс оживления не прослеживается, малыш не жестикулирует, не гулит, не лепечет и не отзывается на свое имя.
  • Такие дети способны на протяжении нескольких часов тихо играть. Внешне создается впечатление очень спокойного ребенка.
  • Атипический аутизм, который сопровождается умственной отсталостью, встречается довольно редко, при этом перечисленные признаки могут сопровождаться появлением конвульсий и развитием эпилепсии.

Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:

Ребенок замкнут, говорит плохо или вовсе молчит. Иногда он может прекратить разговаривать в возрасте 18 месяцев. Если все же разговаривает, то в разговоре про себя говорит во втором или третьем лице. Расстройство речи проявляется в повторении услышанных обрывков фраз.
Стремятся к самообслуживанию и таким образом достигают независимости от близких.
Отрешенность проявляется в нежелании встречаться взглядом с собеседником.
Дети, страдающие от аутизма, могут быть гиперактивны или же, наоборот, излишне спокойны, но чаще они проявляют повышенную активность.
Чаще им свойственна особая походка с передвижением на цыпочках и широкими взмахами руками.
Движения механические и однообразные, часто ритмичные (например, раскачивание на стуле).
Характерны необычные увлечения. Ребенок может долгое время играть с водой или светом, включая или выключая кран и выключатель

Как правило не требует внимание сверстников, он активно избегает компании детей. В коллективе возможно проявление агрессии, как к самому себе, так и к окружающим

У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками. Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко.

Аутисты пугливы. Окружающий мир для них опасен своей неизвестностью. Они предпочитают не выходить из своей комнаты и пребывать в одиночестве. При смене обстановки нередки истерики — таким способом ребенок пытается преодолеть свой страх.
Среди внешних признаков, по которым можно отличить некоторых детей-аутистов, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю треть лица.

Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:

  • Основным проявлением расстройства является нарушение социальной адаптации ребенка. Он избегает коллектива и всеми способами пытается изолироваться от других детей.
  • Сортирует личные вещи в определенном порядке, он может учитывать форму, цвет предмета или материал, из которого тот изготовлен. В его комнате все расставлено на определенных местах – таким способом малыш создает комфортную обстановку защищенности.
  • При несвоевременной коррекции поведения ребенок становится замкнутым, у него прогрессирует речевая дисфункция. Внести перемены в его жизнь становится все труднее. Страх может перерождаться в поведение, которое сопровождается ритуалами и навязчивыми мыслями.
  • Чаще всего аутисты гиперактивны, им сложно сидеть на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдается нарушение мелкой моторики.

Признаки аутизма у детей школьного возраста:

  • Наблюдается избирательность в предпочтении к любимым предметам. Обычно дети проявляют интерес к математике, музыке или рисованию. Нередки случаи чрезвычайных интеллектуальных способностей в выбранной области знаний.
  • Чаще у таких детей возникают сложности с концентрацией внимания на общих предметах, при этом к любимым занятиям появляется выраженная сосредоточенность.
  • Возможны сложности при чтении книг вслух.
  • Ребенок молчалив и прибегает к речи только в том случае, когда хочет сообщить о какой-либо острой потребности. В целом такие дети самостоятельны и независимы от окружающих.
  • Пищевые предпочтения имеют свои особенности. Аутисты подходят избирательно не к вкусовым качествам блюд, а к цвету и форме посуды, а также ко времени приема пищи.

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист.  В крупных городах открыты специальные школы.  Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
От редакции :  Причины головных болей при наклоне головы вниз

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса. 

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведенческие аутические проявления

Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.

Еще по теме «Что за болезнь аутизм»:

атипичный аутизм=дет. шизофрения?

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от Есть понятие аутизм — как набор определенных симптомов, который существеут при шизофрении.

Аутизм и аллергия.

у нас и аутисты, и не аутисты аллергики и перечисленные лекарства на мой личный полиноз никак не действуют попробуйте местно кромоны или Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. У нас, например, мамы детей из аутичного класса проблем практически не замечают…

санаторно-курортное лечение

Ребенок с аутизмом и НЕ нарушенным интеллектом… Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Путь мамы особого ребенка – в Израиле.

Получение инвалидности

Получение инвалидности. Аутизм. Другие дети. Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Что делать? Опять про аутизм. Аутизм — не болезнь, это нарушение развития.

СДВГ — новости науки

Поэтому он противопоказан людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Среди людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями в целом выше уровень внезапных смертей, чем в среднем по населению. Аутизм — не болезнь, это нарушение развития.

Чем грозит диагноз АУТИЗМ???

Чем грозит диагноз АУТИЗМ ??? Что-то задели меня за живое слова одной из мам в классе, где учится мой сын… НО, пока согласились на нашу просьбу по тестированию сына их, каунти, спецом по аутизму у которго есть сертификат АВА. посмотрит, что за план она нам разработает.

нейролептики

нейролептики. Аутизм. Другие дети. Интересно все таки, какой разный подход к проблеме аутизма в странах. У нас нейролептики и антидепрессанты выписывают только после психиатр. тренировки спец. комиссия.

Мозговые нарушения, аутизм — где обследовать и лечить ребенка?

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Куда лучше обратиться для диагностики аутизма.

стереотипные движения

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям.

Аутизм и гипервозбудимость

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Ездили к Никольской, она объяснила, что это не аутизм в чистом виде, а проявление ЗПР и эпи. рост – 71 см. Из диагнозов : пластический гидропорез, синдром гипервозбудимости и…

Аутизм — органическое поражение!

Аутизм – что это за болезнь ? Аутизм — психологическое нарушение? Лео Каннер считал причиной возникновения аутизма органическое поражение мозга, однако в 1950-х годах дальнейшее развитие И согласна с нижевыскажишемеся — худшее, что можно сделать для…

Признаки аутизма у детей от 3 месяцев

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Аутизм у детей. Признаки аутизма проявляются в относительно малом возрасте. Несут за собой следующие выражения: отсутствует Обычно синдром раннего аутизма диагностируют в возрасте 2,5 – 3 лет.

Понимаю, что бред, но все-таки…

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от Есть понятие аутизм — как набор определенных симптомов, который существеут при Аутистические расстройства.

Инфантилизм

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Дети с аутизмом любят слушать одно и то же: определенные песни или диалоги из видео. Причины аутизма разные и развитие тоже разное.

От редакции :  Действительно ли коньяк расширяет сосуды

Аутизм. Пути решения.

А Вы делали анализы на обменные заболевания — ФКУ и прочие нарушения аминокислотного обмена? Просто с нами в палате лежал мальчик 5 лет Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Предлагаю родителям детей- аутистов, интересующихся методикой занятий с…

Аутизм

Аутизм. Родительский опыт. Другие дети. Аутизм. Предлагаю пообщаться родителям детей, больных аутизмом разных степеней. Посмотри здесь, это информация для врачей, меня заинтересовал roll, то есть список где истории болезней.

Причины детского аутизма

В настоящее время не ясны причины вызывающие данное расстройство. Выделяют ряд экспериментально и клинически подтвержденных гипотез развития аутизма:

— слабость инстинктов и аффективной сферы;

— блокада информации, связанная с расстройствами восприятия;

— нарушение, связанное с переработкой слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде контактов;

— нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;

— нарушение в функционировании лобно-лимбического комплекса, которое провоцирует расстройство планирования и поведения;

— нарушение в обмене серотонина и функционирования серотонинергических систем мозга;

— нарушения в парном функционировании полушарий головного мозга.

Вместе с тем существуют психоаналитические и психологические причины расстройства. Значимую роль имеют генетические факторы, поскольку в семьях, страдающих аутизмом, это заболевание отмечается чаще, чем среди всего населения в целом.

Ранний детский аутизм связан с мозговым органическим расстройством, зачастую в анамнезе имеются данные об осложнениях при родах и в период внутриутробного развития. По некоторым данным отмечается связь детского аутизма с эпилепсией, а также с диффузными неврологическими аномалиями.

Основные симптомы болезни

Общими для аутичных людей являются следующие три характерные особенности:

  • отсутствие или недоразвитие социальных навыков;
  • нарушение речи и затруднения в общении;
  • стереотипность поведения, следование определенным ритуалам.

Нарушенное социальное взаимодействие

Аутистам трудно строить отношения с окружающими их людьми. Они отличаются своим поведением еще в раннем детстве. По мере взросления дети с аутизмом не хотят вступать в дружеские отношения со сверстниками. Они скорее играют в одиночку, чем с другими детьми или родителями, любят проводить время с определенными игрушками или предметами.

Обычно внимательные родители замечают, что сын или дочь ведут себя как-то особенно:

  • Избегают взгляда в глаза. Для страдающих аутизмом, характерно то, что они не ищут контакта с другими людьми и практически не реагируют на внешние раздражители. Обычно дети находят глазами облик матери и устанавливают зрительную связь. Аутичные дети, наоборот, избегают этого. Они не подражают улыбке и мимике, поэтому внешне выглядят апатичными или угрюмыми. Некоторые родители сначала даже подозревают, что их ребенок глухой или слепой, поскольку не проявляет никакой реакции на окружающую среду.
  • Проявляют недостаток сочувствия. Аутисты не понимают чувства других людей и не могут им сочувствовать. Такие дети не в состоянии даже полноценно выразить свои собственные эмоции или совсем их не показывают. Иногда, кажется, что они смеются или хихикают во время игры без видимой на то причины.

Основным проявлением патологии является то, что аутисты не могут взаимодействовать с другими людьми через взгляды, язык тела, выражение лица. Чувства других людей им не понятны, а собственные эмоции не адаптированы к общему настроению. У детей с аутизмом отсутствуют такие спонтанные реакции, как радость или интерес к различным видам деятельности.

Речь и общение

Речевые нарушения — частое явление среди аутистов. У многих детей еще в раннем детстве заметно отставание в развитии. Но даже если они и говорят, то часто повторяют одни и те же предложения. При этом не понимают взаимосвязи и их подтекст. Кроме того, отсутствует речевая мелодия, нарушен темп и произношение. Создается ощущение, что говорит робот.

В этом отношении эксперты выделяют ряд важных для аутизма признаков:

  • ребенок не может начать и поддержать разговор;
  • нет попыток выразить мысли через жесты или язык;
  • область применения речи очень ограничена и односторонняя;
  • предложения или вопросы часто повторяются.

Исключением является синдром Аспергера. При такой патологии речь часто очень сложная, но выглядит однообразной и неопрятной.

Интересы и поведение

Третьим основным симптомом аутизма является стереотипное поведение. Это выражается в односложности действий, совершении определенных ритуалов.

Дети настойчивы в их выполнении и привычках. Аутисты с большой тревогой реагируют на любые изменения: если эти действия прерываются, отвечают криком и приступами паники. Часто они хотят постоянно находиться рядом со своими любимыми вещами или игрушками и пытаются носить их с собой повсюду.

Иногда аутисты сосредотачивают все свое внимание на конкретных деталях или вещах. Это увлекает и приносит удовольствие

Поэтому некоторые аутичные люди имеют специализированные таланты и успешны в какой-то отрасли.

Выделяют следующие характерные нарушения поведения у аутистов:

  • ребенок имеет какое-то необычное увлечение;
  • совершает определенные действия или ритуалы и не может от них отказаться;
  • действия стереотипны и монотонны;
  • на игрушке аутисты часто выбирают очень специфическую деталь, которая их занимает; они редко используют весь предмет в игре;
  • развлечения довольно неординарные и стереотипные, отсутствует имитация игрового поведения.

Выраженность симптомов может сильно отличаться в зависимости от типа патологии и особенностей личности. У некоторых детей развиваются только небольшие проблемы с социальной адаптацией, у других серьезные когнитивные нарушения. Нарушения умственных и языковых способностей также выражены по-разному. Среди аутистов есть как сильно психически ограниченные люди, так и очень талантливые.

Легкие формы болезни иногда остаются незамеченными в течение многих лет. Тогда они проявляют себя во взрослой жизни на фоне, например, сильного стресса. Некоторые люди с такой патологий впоследствии сообщали, что всегда чувствовали себя «не такими, как все». 

Реабилитация людей с аутизмом

Как правило, расстройства из спектра аутизма диагностируются у детей дошкольного возраста или в раннем детстве. Однако случается так, что симптомы болезни проявляются очень слабо и такой человек живет, например, с синдромом Аспергера до взрослого возраста, узнав о болезни очень поздно или вообще не зная.

По оценочным данным, более ⅓ взрослых с синдромом Аспергера никогда не были диагностированы. Неосознанная болезнь создает взрослым аутистам много проблем в общественной, семейной и профессиональной жизни. Они сталкиваются с дискриминацией, с отношением как к неразумным, высокомерным, странным. Чтобы обеспечить себе минимальный уровень чувства безопасности, избегают контактов, предпочитают одиночество.

На фоне нарушений от аутизма, могут развиться другие проблемы психической природы, например, депрессия, расстройства настроения
, чрезмерная чувствительность. Если не лечить аутизм, у взрослых людей он часто затрудняет или даже делает невозможным автономное существование. Аутисты не умеют адекватно выражать эмоции, не умеют мыслить абстрактно, и отличает их высокая степень напряжения и низкий уровень навыков межличностного общения.

В учреждениях Национального Общества Аутизма, а также других организациях, оказывающих помощь больным с аутизмом, больные могут принимать участие в занятиях по реабилитации, которые снижают уровень тревоги и повышают физическую и психическую форму, вызывают рост концентрации внимания, учат вовлечению в общественную жизнь. Это, в частности: театральные занятия, логопедия, занятия покроя и пошива, кинотерапия, гидротерапия, музыкальная терапия.

От редакции :  Причины, симптомы и методы лечения ВСД по гипотоническому типу

Аутизм нельзя вылечить, но чем раньше будет начато лечение, тем лучше результаты лечения. В специальных школах подростки с аутизмом имеют больше шансов реализовать себя в жизни. Занятия в таких школах включают: тренинги социальных навыков
, совершенствование самостоятельности в действиях, самообслуживание, обучение планированию деятельности.

Уровень функционирования взрослых с аутизмом
меняется в зависимости от формы заболевания. Люди с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера могут неплохо справляться в жизнью в обществе – иметь работу, создавать семью.

В некоторых странах для взрослых аутистов создают специальные защищенные групповые квартиры, в которых больные могут рассчитывать на помощь постоянных опекунов, но в то же время это не лишает их права на самостоятельность. К сожалению, люди с глубокими аутическими нарушениями, которые часто соединяются с другими заболеваниями, как эпилепсия или пищевая аллергия не в состоянии жить самостоятельно.

Многие взрослые с аутизмом, не выходят из дома, находясь под опекой своих близких. К сожалению, некоторые родители слишком опекают своих больных детей, тем самым, нанося им еще больший вред.

Как учить ребенка общаться?

  1. Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
  2. Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
  3. Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
  4. Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
  5. В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
  6. Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
  7. Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
  8. Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).

Аутизм у детей – признаки, симптомы

Как утверждают специалисты, первые признаки аутизма можно обнаружить еще в грудном возрасте. Однако в большинстве случаев нарушение диагностируется в промежутке от 1 года до 3 лет. Заподозрить аутизм у детей, признаки болезни родители могут пот одновременному наличию сразу трех симптомов:

  1. Трудность социального взаимодействия.
  2. Нарушение процесса коммуникации.
  3. Стереотипное, повторяющееся, однотипное поведение ребенка.

Для более точной постановки диагноза нейропсихологи проводят специальное исследование. Для оценки состояния психики ребенка используют критерии международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 – Международная классификация болезней;
  • DSM-5 (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders) – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Внешние признаки аутизма у детей

Первые признаки аутизма у детей можно заметить еще в грудном возрасте. Внешний вид таких малышей отличается постоянным отсутствием улыбки, мимики, реакции на происходящее вокруг. При виде мамы или близкого человека грудничок не выражает радости, как обычные дети. Малыши не проявляют большой двигательной активности, безразличны к своим сверстникам, не идут на контакт. Зачастую мамы могут заметить, что взгляд малыша обращен постоянно на один предмет. В остальном ребенок выглядит полностью здоровым, не имеет внешних нарушений.

Поведение детей при аутизме

Отличной чертой ребенка-аутиста является однотипное поведение. Стереотипии при аутизме преобладают. Такие дети живут в своем мире, постоянно повторяют одни и те же движения. Зачастую это разнообразные раскачивания из стороны в сторону. Стоит отметить, что стереотипии проявляются как в поведении малыша, так и в речи. Однообразные повороты головы, сгибание пальцев, подергивание плеч сразу бросаются в глаза и наводят на мысль о патологии.

Диагностируя аутизм у детей, признаки нарушения, врачи обращают внимание на ограниченные интересы, особенности игры. Порядка 20 % больных аутизмом ребят полностью игнорирует игрушки, любые виды игровой деятельности

Если малыш проявляет интерес, то чаще это одна игрушка. Игры его однообразны и однотипны. Из-за нарушения коммуникации дети играют самостоятельно всегда, не желая принимать в игру даже родителей или хорошо знакомых людей.

Восприятие ребенка-аутиста

Получаемая повседневная сенсорная информация воспринимается ребенком неправильно, вызывая у малыша постоянный стресс. Атипичный аутизм всегда сопровождается подобным нарушением. Малыши имеют недостаточную или избыточную чувствительность. Происходящее вокруг они воспринимают без должного участия, словно это их не касается. На просьбы родителей и близких они зачастую не реагируют, поэтому их приходится повторять по нескольку раз. При тяжелых формах детей приходится повсюду сопровождать.

Развитие ребенка при аутизме

Характерной чертой аутизма является противоречивость и неоднозначность проявлений. Аутист может быть как одаренным, так и умственно отсталым, обладать исключительными способностями или не уметь выполнять простейших арифметических действий. Ситуация, при которой ребенок-аутист имеет выраженные умственные способности, называется савантизмом. Большинство из родителей, имеющих такого ребенка, что такое савантизм, представляют с трудом. Термин происходит от французского «savanta» – ученый.

Ребята с синдромом Саванта имеют выраженное умственное расстройство, которое сопровождается нарушением восприятия окружающего мира. Развивающееся под влиянием определенных преобразований отклонение в развитии компенсируется организмом появлением уникальной способности иметь так называемый «остров гениальности». Согласно наблюдениям специалистов, зафиксированы случаи, когда при савантизме дети дословно воспроизводили до 4 страниц впервые услышанного текста.

Рассказывая про аутизм у детей, перечисляя признаки, отдельно необходимо рассказать об особенностях речевого развития. Речь таких малышей отличается механичностью, незавершенностью. Ребята часто по несколько раз повторяют одинаковые фразы, используя их не к месту. Врачи описывают это явление как эхолалирование – отсроченное, частое повторение услышанной ранее фразы, не имеющей связи с текущей ситуацией.

Диагностика

Дети-аутисты – как распознать болезнь и начать лечение? Эта проблема в нашей стране стоит необычайно остро. Если в США и странах Европы при малейших подозрениях начинают искать признаки аутизма у детей 2 лет и даже младше, то у нас до 3 лет такой диагноз ставить обычно не готовы.

Нередко приговор выносят абсолютно здоровым деткам, которые просто плохо слышат, или путают с другой аномалией (так, детский церебральный паралич иногда принимают за аутизм с нарушенной речью и движениями).

В современном мире для диагностики используются две основные методики – специальный опросник и оценочная шкала. Также необходима полная оценка здоровья малыша, условий в семье, умственных и коммуникативных навыков и т.д. Важнейший момент – дифференциальная диагностика. Различные формы шизофрении, плохой слух, речевые расстройства, умственная отсталость – все эти проблемы некомпетентный врач легко может назвать загадочным словом на букву «а».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: