Центр речи мозга человека и его патологии

Центр речи: развитие и различные патологии

Артерии шеи, головы и лица

Общая сонная артерия (a. carotis communis) (рис. 216) парная (левая длиннее правой), располагается на шее позади грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Ветви от общей сонной артерии не отходят, но на уровне верхнего края щитовидного хряща она разделяется на два крупных сосуда: наружную сонную и внутреннюю сонную артерии.

Рис. 216.Артерии шеи, головы и лица1 — поверхностная височная артерия и ее ветвь;2 — глубокая височная артерия;3 — верхнечелюстная артерия;4 — задняя ушная артерия;5 — затылочная артерия;6 — глазничная артерия;7 — средняя менингеальная артерия;8 — нижняя альвеолярная артерия;9 — наружная сонная артерия;10 — лицевая артерия;11 — язычная артерия;12 — внутренняя сонная артерия;13 — верхняя щитовидная артерия;14 — общая сонная артерия
Рис. 217.Артерии мозга1 — передняя мозговая артерия;2 — средняя мозговая артерия;3 — внутренняя сонная артерия;4 — задняя соединительная артерия;5 — задняя мозговая артерия;6 — верхняя мозжечковая артерия;7 — основная артерия;8 — передняя нижняя мозжечковая артерия;9 — позвоночная артерия;10 — задняя нижняя мозжечковая артерия

Наружная сонная артерия (a. carotis externa) (рис. 216) идет вверх, дает несколько ветвей, направляющихся к органам лица и головы. К ним относятся:1) верхняя щитовидная артерия (a. thyreoidea superior) (рис.

216), которая вместе с отходящими от нее ветвями снабжает кровью гортань, щитовидную и верхние паращитовидные железы, грудино-ключично-сосцевидную мышцу и мышцы шеи ниже подъязычной кости;2) язычная артерия (a. lingualis) (рис.

216) и ее ветви, которые поставляют кровь к языку, мышцам дна полости рта, слизистой оболочке полости рта и десен, небным миндалинам и слюнным железам;3) ветви лицевой артерии (a. facialis) (рис. 216), они питают глотку, мягкое нёбо, миндалины, мимические мышцы носа и окружности рта, мышцы дна полости рта и подчелюстную железу;4) затылочная артерия (a. occipitalis) (рис.

pharyngea ascendens), которые направляются к стенкам глотки, миндалинам, мягкому нёбу, уху, слуховой трубке и твердой головной оболочке.На уровне шейки суставного отростка нижней челюсти наружная сонная артерия разделяется на конечные ветви: верхнечелюстную артерию и поверхностную височную артерию.Верхнечелюстная артерия (a. maxillaris) (рис.

216) располагается в подвисочной и крылонебной ямках и снабжает кровью глубокие области лица и головы (мимические и жевательные мышцы лица, слизистую оболочку рта, зубы, полость среднего уха, полости носа и его придаточных полостей). От верхнечелюстной артерии отходит несколько крупных ветвей: средняя менингеальная артерия (a. meningea media) (рис.

216) и нижняя альвеолярная артерия (a. alveolaris inferior) (рис. 216), поставляющие кровь зубам и тканям нижней челюсти; подглазничная артерия (a. infraorbitalis) (рис. 216), снабжающая кровью мышцы окружности глаза и щеки; нисходящая небная артерия (a.

216) ответвляется от наружной сонной артерии выше верхнечелюстной и питает околоушную железу, ушную раковину, наружный слуховой проход, мимические мышцы щеки, окружности глаза и лобно-височной области лица.Внутренняя сонная артерия (a. carotis interna) (рис. 216, 217) располагается позади наружной сонной артерии и состоит из шейной и внутричерепной частей.

На шее ветви от нее не отходят. Артерия проходит в полость черепа через сонный канал пирамиды височной кости, где разветвляется на следующие артерии:1) глазная артерия (a. ophthalmica) проникает в глазницу через зрительный канал и снабжает кровью глазное яблоко, мышцы глаза, слезную железу и веки;2) передняя мозговая артерия (a. cerebri anterior) (рис.

217) питает кору медиальной поверхности лобной и теменной долей полушарий большого мозга, мозолистое тело, обонятельный тракт и обонятельную луковицу;3) средняя мозговая артерия (a. cerebri media) (рис. 217) поставляет кровь части лобной, височной и теменной долей полушарий большого мозга;4) задняя соединительная артерия (a. communicans posterior) (рис. 217) анастомозирует (соединяется) с задней мозговой артерией из системы позвоночной артерии.

Вместе с позвоночными артериями мозговые артерии принимают участие в образовании вокруг турецкого седла кругового анастомоза, называемого артериальным кругом большого мозга (circus arteriosus cerebri), от которого отходят многочисленные ветви, питающие мозг.

Функции

Гомологичная область правого полушария

Исследования при помощи транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) дают основание предположить, что соответствующая области Вернике зона при нахождении в недоминантном мозговом полушарии участвует в обработке и выборе второстепенных значений многозначных слов (например, при слове «ключ» возникает значение «скрипичный»). Напротив, расположение области Вернике в доминантном полушарии участвует в обработке основных значений слов (значение «дверной» при слове «ключ»).

От редакции :  Особенности и лечение невроза у детей

Современная точка зрения

Нейровизуализация позволила предположить, что функции, ранее приписываемые области Вернике, в большей степени выполняются височной долей головного мозга, и доказала, что эти функции выполняет также и область Брока.

Существуют гипотезы о том, что средняя и нижняя височная извилина, а также базальные отделы височной доли осуществляют обработку лексической информации… Ученые сходятся во мнении, что часть верхней височной извилины от ростральной до каудальной области и верхняя височная борозда составляют нервную ткань, в которой выполняются многие важнейшие операции для распознавания речи… некоторые части области Брока также регулярно задействуются в обработке речи.
Круг областей, задействованных в обработке речи, гораздо шире тех представленных языковых областей, которые обычно связывают с речью. В подавляющем большинстве книг до сих пор указано, что данный аспект восприятия и обработки языка осуществляет область Вернике (задняя треть верхней височной извилины).

Гипотезу о широком круге областей обработки речи поддерживает недавнее исследование, проведенное в Рочестерском университете, в котором носителей американского жестового языка обследовали при помощи МРТ, пока они истолковывали предложения, содержащих два типа отношений между словами: синтаксических (связь передается порядком слов) и интонационных (связь слов передается движениями рук или жестикуляцией с определенной стороны). Во время обследования активизировались определенные области мозга, причем лобная кора (связанная со способностью упорядочивать информацию) показала большую активность при анализе синтаксиса, а височные доли (связанные с разложением информации на составные части) были более активны при анализе интонации. Однако эти области не взаимоисключающие, и их функции во многом совпадают. Из полученных данных следует, что, хотя обработка речи представляет собой сложный процесс, мозг применяет достаточно простые существующие вычислительные методы.

Какие проблемы это решает?

Музыка и речь во многом похожи. Они строятся на звуке, ритме и движении. Еще врачи Средневековья заметили, что музыка – эффективное средство коррекции речевых нарушений. Современные нейроисследования продемонстрировали, что музицирование является уникальным видом деятельности, так как активизирует максимальное количество областей головного мозга и учит их работать согласованно. Поэтому неудивительно, что многие дети приходят к общению и речи именно через музыкально-терапевтические занятия.

В нашем центре музыкальные занятия используются также в системе работы по преодолению заикания.

Нарушение речи после инсульта

Довольно часто можно услышать, что взрослые пациенты, перенесшие инсульт, не могут сформулировать слова, говорят обрывками или вообще теряют возможность разговаривать. Специалисты выделяют 2 группы речевых нарушений у взрослых:

  1. Дизартрия

Это патологическое состояние возникает по причине нарушения иннервации мышц речевого аппарата. То есть это говорит о том, что после инсульта больной теряет возможность говорить по причине пареза речевых мышц. В зависимости от локализации выделяют:

  • Бульбарную
  • Псевдобульбарную
  • Корковую
  • Подкорковую
  • Мозжечковую

Из положительных факторов в дальнейшем можно отметить, что данное расстройство достаточно хорошо поддается лечению. Также после инсульта, дизартрия не вызывает слуховых расстройств, то есть пациент отлично слышит окружающих.

  1. Афазия

Носит системный характер и охватывает весь мозговой отдел, отвечающий за речь и ряд психических процессов, которые связаны с ее организацией. Вследствие этого психическое состояние пациента также терпит некоторые патологические изменения.

В зависимости от того, какой участок коры поврежден, афазия классифицируется на следующие подвиды:

  • Афферентная. Характеризуется отсутствием регулирующей возможности органов движения (языка и губ). То есть в этом случае, больной просто не в состоянии произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Второй подвид моторной афазии, отмечается поражением отделов мозга, которые ответственны за произношение. Стоит отметить, что пациент в состоянии произнести какой-либо звук или слог, но произнести предложение из нескольких слов, будет невозможным.
  • Сенсорная. В этом случае наблюдается сильное расстройство понимания речи, при этом слуховое восприятие не нарушается.
  • Динамическая. Имеет 2 варианта течения, в 1-ом случае нарушается регулирующая функция речи, а 2-ой вариант выражается в трудности построения ее конструкций.
  • Акустико-мнестичесая. Характеризуется отсутствием восприимчивости речи на слух, то есть если быть точнее, пациент может услышать и понять речь, а вот удержать ее в памяти не представляется возможным.
  • Амнестическая. Память нарушена, пациент не в состоянии запомнить окружающие его предметы, однако он помнит их назначение.
  • Тотальная. Сюда включается моторное (афферентное или эфферентное) расстройство и сенсорное. В этом случае пациент полностью теряет устную речь.
От редакции :  Какую диету нужно соблюдать при мигрени

При обнаружении какой-либо из вышеперечисленной симптоматики, стоит немедленно обратиться к врачу, с целью установления типа речевого нарушения. Только квалифицированный врач определит главную причину нарушения и назначит правильное, терапевтическое лечение.

Автор статьи: Врач невролог Махеев Константин Олегович.

Топография и характеристика специфических полей коры человека, связанных с речью, письмом ( центры Вернике, Брока)

В речевой функции участвуют несколькообластей левого полушария. Это центрВернике и центр (зона) Брока .

В нижней лобной доле головного мозганаходится участок коры, управляющиймышцами лица, языка, глотки, челюстей -зона Брока, являющеся зоной речедвигательныхорганов – моторики речи.

Центр речи Вернике, отвечающий запонимание речи, – слуховой центр речи(вторичное слуховое поле). Это крупнаяобласть в верхне-заднем участке височнойдоли, в задней части верхней височнойизвилины недалеко (сзади) от первичнойслуховой коры. Он занимает заднюю третьверхней височной извилины и часть нижнейтеменной дольки.

Центр Брока регулирует ой аппарат- ые связки, мышцы гортани….Центр Вернике – слуховой центр речи,обеспечивает способность слышать иулавливать произносимую речь. При помощи”ассоциативного центра” мыанализируем “думаем”, что говоритьдальше. Все эти три центра развиваютсяс разной биологической мощностью.

Ребенок рождается и уже в первые месяцыего жизни появляется детский лепет.Т.е. первым формируется наиболее мощныйцентр Брока. Спустя несколько месяцевребенок начинает из общего хаоса звуковвыделять и распознавать слова, которыеявляются жизненно важными для него,например слово «мама, дай» и т.д.

Вторымформируется центр Вернике, которыйраспознает слова. И только к 2 годам уребенка формируется наиболее хрупкийассоциативный центр, который обусловленвоспитанием, культурологическимиособенностями и т.д. Именно в это времяребенок начинает говорить фразами. Внорме ребенок к 2-3 годам учитсясинхронизировать речевые центры.

А сдвух до пяти лет происходит закреплениевегетативных “невральных” механизмовречи.

Патологическая работа хотя бы одногоиз центров грубо нарушает речь. Так,например, при детском церебральномпараличе страдает центр Брока, как впрочем и вся двигательная сфера, поэтомуречь больного становится невнятной,лишённой чёткости.

При глухоте блокируетсяцентр Вернике, поэтому люди, не имеющиевозможность слышать и анализироватьсобственную речь, не могут говорить.При некоторых заболеваниях центральнойнервной системы, когда страдаетассоциативный центр, речь человекастановиться бессмысленной.

Так женарушает речь неравномерная работатрёх центров. В этом случае нарушаетсяплавность речи, и возникают “запинки”,повторы, судорожные сокращения мышц.

22/ Стиопаллидарная система, строение и функции

В функциональном отношении хвостатоеядро и скорлупа объединяются в полосатоетело (стриатум), а бледные шары вместес черной субстанцией и красными ядрами,расположенными в ножках мозга, – вбледное тело (паллидум).

Вместе онипредставляют очень важное в функциональномотношении образование – стриоппаллидарнуюсистему. По морфологическим особенностями филогенетическому происхождению(появление их на определенной ступениэволюционного развития) бледное телоявляется более древним, чем полосатоетело, образованием

По морфологическим особенностями филогенетическому происхождению(появление их на определенной ступениэволюционного развития) бледное телоявляется более древним, чем полосатоетело, образованием.

В двигательной зонекоры головного мозга начинаетсядвигательный – пирамидный – путь, покоторому следует приказ выполнить тоили иное движение.

Экстрапирамиднаясистема, важной составной частью которойявляется стриопаллидум, включаясь вдвигательную пирамидную систему,принимает подсобное участие в обеспечениипроизвольных движений. Для совершения движения необходимо,чтобы одни мышцы сократились, а другиерасслабились, иначе говоря, нужно точноеи согласованное перераспределениемышечного тонуса

Такое перераспределениетонуса мышц как раз и осуществляетсястриопаллидарной системой

Для совершения движения необходимо,чтобы одни мышцы сократились, а другиерасслабились, иначе говоря, нужно точноеи согласованное перераспределениемышечного тонуса. Такое перераспределениетонуса мышц как раз и осуществляетсястриопаллидарной системой.

Совершенствованиедвижения в процессе обучения их выполнению(например, отработка до предела отточенногобега пальцев музыканта, взмаха рукикосаря, точных движений водителяавтомобиля) приводит к постепеннойэкономизации и автоматизации. Такаявозможность обеспечивается стриопаллидарнойсистемой.

Стриопаллидарная система имеет связис корой головного мозга, корковойдвигательной системой (пирамидной) имышцами, образованиями экстрапирамиднойсистемы, со спинным мозгом и зрительнымбугром.

Мозжечок

С точки зрения анатомии в мозжечке принято различать задний и передний край, нижнюю и верхнюю поверхность. В этой зоне есть средний отдел и полушария, разделенные на три доли бороздами. Это одна из важнейших структур мозга.

Главной функцией этого отдела считается регулирование работы скелетных мышц. Вместе с корковым слоем мозжечок принимает участие в координации произвольных движений, что происходит за счет наличия связей отдела с рецепторами, которые заложены в скелетных мышцах, сухожилиях, суставах.

Мозжечок оказывает также воздействие на регулирование равновесия тела при активности человека и во время ходьбы, что осуществляется совместно с вестибулярным аппаратом полукружных каналов внутреннего уха, которые передают в ЦНС информацию о положении тела и головы в пространстве. Это является одной из наиболее важных функций головного мозга.

От редакции :  Комплексное развитие внимания, мышления и памяти

Мозжечок обеспечивает координацию движений скелетных мышц с помощью проводящих волокон, которые проходят от него к передним рогам спинного мозга в место, где начинаются периферические двигательные нервы скелетных мышц.

На мозжечке могут образоваться опухоли в результате ракового поражения отдела. Диагностируется заболевание с помощью магнитно-резонансной томографии. Признаки патологии могут быть общемозговые, отдаленные, очаговые. Развиваться заболевание может по ряду причин (обычно развитие происходит на фоне наследственных факторов).

Устранение расстройств циркуляции крови в мозге

Улучшиться циркуляция может во время глубокого дыхания, за счёт чего в ткани поступает значительно больше кислорода. Для достижения значительного эффекта следует воспользоваться несложными физическими упражнениями, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

Чаще с целью нормализации состояния необходим приём соответствующих медикаментов, но их назначает исключительно врач. Следует учитывать, что нет такого препарата, который бы смог в одиночку справиться с проблемой. Лечение включает в себя комплекс препаратов различной направленности:

  1. Сосудорасширяющие, которые воздействуют на гладкую мускулатуру, расслабляя её, за счёт чего происходит расширение просвета сосудов, что способно повышать кровоток (Нимодипин или Циннаризин).
  2. Ноотропы, оказывающие своё воздействие за счёт способности улучшать метаболизм. Они стимулируют кровяной ток и создают устойчивость к существующей гипоксии.
  3. Антитромбические, которые необходимы в случае обнаружения бляшек или атеросклероза. Они способны уплотнять тонкие стенки сосудов и в то же время устранять бляшки.

Исходя из результатов диагностики, могут назначаться фибринолитики, антикоагулянты и антиагреганты.

Улучшить кровоснабжение головы можно и за счёт аюрведических средств, биологически активных добавок и гомеопатических препаратов. На начальном этапе помогают и народные средства, представляющие собой настойки и отвары лекарственных трав, а также массаж.

Известный гомеопат Валерий Синельников пишет в своих трудах, что боль в голове — это признак того, что человек делает в своей жизни что-то не так, и чтобы избавиться от таких неприятных симптомов, следует пересмотреть взгляды на жизнь, перестать лицемерить и начать относиться ко многим ситуациям проще.

Промежуточный мозг

Самая крупная часть мозга — большие полушария. Они должны быть симметричны и соединяться между собой аксонами. Их основная функция — координирование всех отделов мозга. Каждое полушарие можно разделить на лобную, височную, теменную и затылочную доли. Человек не задумывается, какой отдел головного мозга отвечает за речь. В височной доле расположена первичная слуховая кора и центр, при нарушении которого пропадает слух или возникают проблемы с речью.

По результатам научных наблюдений ученые выяснили, какой отдел головного мозга отвечает за зрение. Этим занимается затылочная доля, расположенная под мозжечком.

Ассоциативная кора не отвечает за движения, а обеспечивает работоспособность таких функций, как память, мышление и речь.

Он реагирует на внешние раздражители, расположен на конце мозгового ствола и накрыт большими полушариями. Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, получать зрительные, слуховые сигналы. Участвует в формировании всех видов чувств.

Все функции отделов головного мозга человека взаимосвязаны. Без промежуточного нарушится работа всего организма. Поражение части среднего мозга приводит к дезориентации и слабоумию. При нарушении связей между долями полушарий нарушится речь, зрение или слух.

Также промежуточный мозг отвечает за болевые ощущения. Сбой в работе увеличивает или уменьшает чувствительность. Эта часть заставляет человека проявлять эмоции, отвечает за инстинкт самосохранения.

Промежуточный мозг контролирует выработку гормонов, регулирует водный обмен, сон, температуру тела, половое влечение.

Гипофиз является частью промежуточного мозга и отвечает за рост и вес. Он регулирует продолжение рода, выработку сперматозоидов и фолликул. Провоцирует пигментацию кожи, повышение артериального давления.

Задний мозг замыкает на себе большую часть вегетативных и соматических рефлексов. При его нарушении перестанут функционировать жевательный и глотательный рефлекс. Мозжечок отвечает за тонус мышц, координацию, передачу информации по большим полушариям. Если работа мозжечка нарушена, то появляются нарушения движения, возникает паралич, нервная ходьба, покачивание. Таким образом становится понятно, какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения.

Передний и задний мост функционируют между собой, чтобы работа всего организма происходила без сбоев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: