Дисфункция стволовых структур головного мозга

Дисфункция головного мозга: признаки, лечение | компетентно о здоровье на ilive

Дисфункция глубинных структур головного мозга

Чрезмерное раздражение глубинных структур, в особенности, стволовых и срединных, приводит к приступам эпилепсии. Наблюдаются симптомы нарушения речи и вегетативные расстройства. При раздражении нижних отделов стволов, наблюдаются сбои в сознании. При этом происходит свой режима дня, нарушение цикла «сон-бодрствование». Происходят интенсивные нарушения памяти, внимания, восприятия.

Если раздражаются центральные части, особенно участки серого бугра и других частей гипоталамуса, наблюдаются психопатологические нарушения. Лечение преимущественно этиологическое, то есть, направлено на устранение причины заболевания. Проводятся преимущественно инструментальные методы исследования. Лечение направлено на преодоление основного заболевания, сопутствующие симптомы уходят после того, как заболевание будет вылечено.

Также широкое применение нашла нейропсихологическая диагностика. Она дает возможность диагностировать патологии речи. Для устранения нарушений речи используют метод нейрокоррекции.

[], [], [], [], [], [], []

Магнитотерапия как оптимальный метод лечения

Низкочастотная импульсная магнитотерапия Biomag – это оптимальный метод, сочетающий несколько эффектов:

  • эффект фармакотерапии – улучшение микроциркуляции насыщенной кислородом крови и питательных веществ в ЦНС;
  • эффект физиотерапевтического лечения – коррекция мышечного тонуса, ускорение восстановления.

У взрослых, перенесших инсульт (после лечения острой стадии, направленной на поддержание жизненно важных функций, противоотечной, тромболитической терапии, нормализации артериального давления), магнитотерапия показана в начальных фазах реабилитации.

Путем применения низкочастотной импульсной магнитотерапии Biomag достигается прямая стимуляция нейронов, расширение сосудов прекапилляров и капилляров в поврежденных тканях ЦНС. Это приводит к значительному улучшению микроциркуляции, снабжению мозга кислородом и питательными веществами, противоотечному эффекту.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, обнаружить болезнь головного мозга или нарушения, вызванные черепно-мозговой травмой, проводят комплексную диагностику.

Ультразвуковая допплерография

Методика основана на комплексном использовании ультразвукового анализа и допплерографии. Диагностическое мероприятие абсолютно безопасно, информативно, и позволяет определить уровень движения кровотока, выявить участки с сужением в сосудистых просветах, атеросклеротическими образованиями, аневризмами.

Единственным недостатком ультразвуковой допплерографии выступает труднодоступность. Не в каждой поликлинике и частном кабинете имеется аппарат для диагностики. Среди преимуществ – минимальное количество противопоказаний, к которым относят неспособность нахождения в лежачей позе.

Реоэнцефалография

Принцип действия имеет сходства с электроэнцефалографией. Методика позволяет оценить уровень кровообращения в сосудах головного мозга, исследовать сосудистый тонус. Специальная подготовка к анализу не нужна. Методика безопасная и не имеет противопоказаний к проведению.

Магнитно-резонансная и компьютерная томография

Магнитно-резонансная томография помогает изучить мелкие структуры органа, оценить состояние сосудов, мозгового вещества. Эффективна методика для подтверждения микроинсульта и тромбоза.

Компьютерная томография назначается для выявления воспалительных процессов в головном веществе и оболочках, повышенного внутричерепного давления, кистозных и опухолевидных новообразований, рассеянного склероза.

Допплерография

Изучить гемодинамику, скорость кровотока, функциональность и наполненность сосудов кровью позволяет допплерография. Транскраниальный метод предполагает использование цифрового исследования, с глубиной проникновения лучей до 9 см.

Дуплексное сканирование сосудов назначают для изучения тонуса сосудов, просвета и структуры, выявления деформаций, тромбообразований, атеросклеротических изменений.

Иные методы

Эхоэнцефалография или ультразвуковой анализ головного мозга проводится с помощью специального аппарата – осциллографа. Метод используется для оценки состояния сосудов, активности органа в целом или отдельных его участков.

Нейросонография проводится для обнаружения патологических состояний у новорожденных и детей раннего возраста. Изучают мозговое вещество, мягкие ткани, сосуды. С помощью нейросонографии можно обнаружить опухоли, аневризмы, иные новообразования.

Краниография – рентген-диагностика, которая позволяет изучить особенности строения черепа, выявить изменения после травмы головы и при развитии мозговой патологии. В большинстве случаев краниографию проводят с использованием контрастного вещества, которое вводят в мозговой желудочек.

Электронейромиография – исследование, позволяющее оценить уровень проходимости нервных импульсов в определенном участке органа.

Позитронно-эмиссионная томография способствует изучению функциональной активности головного мозга. Таким методом удается выявить небольшие опухолевидные новообразования, которые не вызывают выраженную симптоматику.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность

Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте

Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Когда представляет опасность

Если у пациента травма головы и при этом есть такие нарушения, как утрата сознания, процессы кровообращения дыхания работают с перебоями, то это прямо может указывать, даже без проведения дополнительных обследований, что имеется дисфункция стволовых структур.

Также и в другом случае, когда у пациента не была травмирована голова, но проявились симптомы, выраженные в нарушениях сознания, наличии приступов судорог либо поражении нервов черепа. В таких ситуациях врач может провести ЭЭГ. Большая вероятность того, что при проведении данного обследования выявятся симптомы, указывающие на ирритацию мозгового ствола. Тогда перед врачом возникает задача по установлению причин ирритации. С этой целью могут быть назначены КТ или МРТ. Данная форма позволит выявить, например, новообразование, которое сдавливает или сдвигает стволовую структуру. Что, соответственно, и служит причиной появления указанных симптомов. Обе ситуация опасны для пациента и требуют быстрого вмешательства.

Стволовая дисфункция представляет серьезную опасность. Как уже говорилось, ствол располагает важными для обеспечения жизнедеятельности центрами дыхания и кровообращения, кроме этого в нем находятся черепно-мозговые нервы с ядрами. Нарушение функций этих структур мозга нередко провоцирует развитие:

  • Дисфонии, то есть слабости голоса.
  • Расстройствам речи, или дизартрии, когда во рту происходит нечто вроде пережевывания каши.
  • Дисфагии, которая выражается в сбоях процесса глотания.

Когда образуется очаг в стволе, то это приводит в одних случаях к параличу, и поражению нервов мозга в других.

Насколько серьезна минимальная дисфункция?

Часто ребенку с такими признаками выставляется диагноз минимальной дисфункции. Его жалобы умеренны, а в анамнезе заболевания имеют место:

  • беременность с осложнениями либо протекающая в тяжелой форме, с необходимостью медикаментозной коррекции;
  • несостоятельность родовой деятельность и необходимость ее стимуляции различными путями;
  • инфекционные заболевания либо обострения хронической патологии в различные природы беременности;
  • стрессы и сильные психоэмоциональные возбуждения во время вынашивания ребенка;
  • радиационные аварии;
  • экологические проблемы.

Такая патология сегодня встречается довольно часто. Опубликованы статистические данные, что её обнаруживают у каждого пятого малыша.

Дети с этим диагнозом предъявляют следующие жалобы:

  • регулярные головные боли;
  • раздражительность, плаксивость, частые нервные возбуждения;
  • нарушения речи;
  • плохая память;
  • снижение внимания;
  • отставание в развитии;
  • сложность пребывания в коллективе;
  • проблемы со сном и аппетитом.

На начальном этапе появления жалоб часто должного внимания этому не уделяется. Такие пограничные состояния расцениваются как индивидуальные особенности характера. По мере развития болезни, симптомы не прекращаются, а переходят в свою новую стадию, более интенсивную и выраженную. В конце концов, они могут достичь серьезных нервных расстройств, например, переходящих в эпилепсию.

Диффузные изменения биопотенциалов и их симптомы

В головном мозге и отдельных его участках могут возникать расстройства, в результате которых развиваются вегетативные, психопатологические и нейропсихологические нарушения. Ирритация коры головного мозга и его отделов — это раздражение, возникающее в результате инфекционных процессов, новообразований, нарушений кровообращения или обмена веществ.

Между нейронами головного мозга передаются сигналы. Этот процесс осуществляется с помощью электрических импульсов. Когда передача сигналов нарушается, это негативно влияет на весь организм человека. При этом ухудшается биоэлектрическая активность мозга.

Определить наличие этих сбоев можно с помощью инструментальных методов диагностики. Нарушения биоэлектрической активности головного мозга указывают на развитие патологических процессов.

В результате черепно-мозговых травм и под воздействием других факторов снижается активность электрических импульсов, с помощью которых нейроны передают сигналы друг другу. Это и называют дезорганизацией биоэлектрической активности.

В результате травм может наблюдаться диффузная ирритация головного мозга. Это легкие нарушения, которые приводят к небольшим сбоям в передаче импульсов. Если провести лечение, то в течение нескольких месяцев или лет состояние стволовых структур мозговой оболочки можно восстановить. О диффузных изменениях говорят, когда не удалось обнаружить локальные нарушения.

Подобные отклонения могут проявляться перепадами настроения, усталостью, дискомфортом.

Активность мозга может нарушаться в разных отделах. При поражении коры головного мозга появляются приступы эпилепсии и другие расстройства, которые зависят от области поражения:

  • Если наблюдаются общемозговые нарушения ирритативного характера сзади средней лобной части, то сначала начинает подергиваться голова, и постепенно симптом распространяется на все тело.
  • При поражении адверсивного поля появляются приступы судорог со стороны тела, противоположной раздраженной стороне мозга. Вначале приступа больной может терять сознание.
  • Раздражение оперкулярной зоны сопровождается потерей контроля над жевательными, чавкающими и глотательными движениями.
  • Если поражена центральная извилина, то больного беспокоят эпилептические припадки, начало развития которых наблюдается на лице и конечностях.
  • Раздраженная задняя центральная извилина сопровождается онемением и покалыванием в половине тела.
  • При поражении затылочной доли коры появляются галлюцинации, голова и глаза поворачиваются в противоположную сторону, и развивается обширный припадок.
  • Процесс ирритации в черепной ямке вызывает тригеминальную невралгию, проблемы со слухом и зрением, потерю обоняния, изменение чувствительности лицевых мышц.

Могут возникать дисфункции срединно-стволовых структур. Их также называют диэнцефальными. Этот процесс также сопровождается развитием эпилептических приступов. При этом наблюдаются когнитивные, эмоциональные, речевые и вегетативные нарушения.

Когда происходит ирритация центральной части гипоталамуса, развиваются нарушения, при которых:

Возникают вегетативные дисфункции, сопровождающиеся негативными эмоциями.
Значительно ухудшаются память и внимание.
Беспокоят проявления корсаковского психоза. При этом человек теряет ориентацию в пространстве, у него могут появляться ложные воспоминания.. Когнитивные и речевые расстройства при раздражении таламуса вполне обратимы

Когнитивные и речевые расстройства при раздражении таламуса вполне обратимы.

ЭЭГ БЭА показывает, что ирритацией можно считать раздражение корковых и глубинных структур головного мозга. Нарушения развиваются в качестве вторичного расстройства, поэтому прежде, чем нормализовать состояние, нужно определить основное заболевание и устранить его.

Умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности при условии своевременной диагностики можно обратить. Они не представляют страшной опасности для здоровья и жизни человека. Для этого необходимо пройти восстанавливающее лечение.

Если оставить подобные нарушения без внимания, то последствия могут быть довольно серьезными. При глобальных поражениях нарушается моторика, возникают психоэмоциональные расстройства, у детей наблюдается отсталость в развитии.

Лечение

Поскольку дисфункция срединных структур – это относительно легкое расстройство, не затрагивающее глубинные отделы мозга, лечение основывается на реабилитации, обучении и физических упражнениях. Такая терапия может нормализовать ослабленные мозговые функции.

В лечении используются:

  • фармакотерапия;
  • ЭЭГ- biofeedback;
  • различные корректирующие процедуры (напр., логопедия, консультативная психология, специальное образование и т.д.).

Благодаря фармакотерапии мозгу возвращается его надлежащая активность. Пациентам назначаются ноотропы. Это препараты, питающие ткани и железы мозга, обеспечивающие улучшение кровотока через мозговые сосуды, следовательно, увеличение поступления кислорода и глюкозы в нервные клетки. Ноотропы не имеют побочных эффектов, не вызывают привыкания и, как правило, хорошо переносятся организмом.

Другое терапевтическое средство – Пирацетам. Это натуральный витамин для мозга. Препарат является производным гаммааминомасляной кислоты (ГАМК), естественного нейротрансмиттера, который отвечает за передачу стимула от одной нервной клетки к другой. Рекомендуемая доза для младенцев – 800 мг/3 раза в день, для взрослых и в более тяжелых случаях назначается удвоенная доза.

Кроме Пирацетама, практически все зоны, входящие в строение мозга, питают такие средства, как:

  • Энцефабол;
  • Энергбол;
  • Гинкго билоба.

Эти препараты также оказывают влияние на нервную систему и ее кровообращение. Гинко Билоба (экстракт травы) используется в качестве пищевой добавки, продается без рецепта.

Положительно воздействуют на нервную ткань витамины, особенно В-комплекс, в частности витамин В6 (пиридоксин). Полезны также орехи. Неудивительно, ведь цельное ядро грецкого ореха напоминает соединенное левое и правое полушарие мозга.

Также рекомендуются минералы. При диффузных изменениях биоэлектической мозговой активности помогают ионы магния, кальция, калия, натрия и хлора. Достаточное количество этих веществ приводит в равновесие нервную ткань. Например, для успокоения гиперактивных детей рекомендуется магний.

В фармакотерапии также используются психостимуляторы. Это препараты, фундаментально влияющие на функционирование ЦНС, подавляя симптомы ослабленных функций, особенно, невнимательность и гиперактивность. Но несмотря на высокую эффективность, эти лекарства имеют много побочных эффектов. Они ингибируют гормон роста, что вызывает снижение роста тела и веса, не говоря уже о риске зависимости. Поэтому эти препараты используются только в очень сложных случаях. Один из представителей этой терапевтической группы – Риталин.

Тимолептики, повышающие уровень серотонина (нейротрансмиттер, отвечающий за умственное равновесие и хорошее самочувствие) в головном мозге, также относятся к ряду лекарств, помогающих лечить дисфункцию мозга. Эти препараты также называются антидепрессантами. Их свойства включают подавление гиперактивности. В эту группу входят Серопрам и Депрекс (Прозак).

Кроме фармакотерапии, применяется также ЭЭГ-биологическая обратная связь (БОС, biofeedback). Этот метод очень эффективен, особенно для усиления активации нервной системы, внимания, концентрации, самоконтроля, самодисциплины и прогрессивности интеллекта. Он также положительно влияет на нарушения сна, недержание мочи, пороки развития и специфические нарушения обучения.

Также в терапии используется корректирующее лечение, характеризующееся отдельным методом для каждой конкретной дисфункции:

  • речевые нарушения – логопедическая терапия;
  • поведенческие расстройства – регулировка ежедневного режима, аутогенная тренировка, специальные корректирующие процедуры и др.

Как помочь ребенку

Важно поговорить с ребенком, объяснить ему, что проблемы связаны не с его характером, а с биологическим (в частности, психонейрофизиологическим) расстройством. Ребенка с дисфункцией мозговых структур нельзя перевоспитать

Лечение надо доверить специалистам.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, не получал наказаний за свои неудачи. Благодаря родительскому терпению, поддержке и любви он будет лучше преодолевать препятствия, справляться с различными задачами

Постарайтесь воспитывать его в позитивном направлении, цените то, что он делает, даже если это мелочи. Не вините его за слабости.

Обеспечьте ему разнообразное питание, богатое фруктами и овощами. Напротив, избегайте продуктов, полных раздражающих химикатов, искусственных добавок, ароматизаторов, красителей, искусственных подсластителей, сахаров и жиров.

Дисфункция мозговых структур может существенно влиять на качество жизни человека. Однако раннее выявление и терапия таких расстройств во многих случаях помогают вернуть ЦНС нормальную активность.

Дисфункция височных долей мозга

В первую очередь, височные патологии ассоциированы с аутизмом — заболеванием, приводящим к  недоразвитию речевых функций, недостаточным уровнем мышления. Часто наблюдаются приступы агрессии, ведет себя человек в соответствии с примитивными типами поведенческих реакций, не соответствующих требованиям современного общества. Уровень социализации и способность к выживаемости в обществе и в условиях современного мира находится на критически низком уровне.  Адаптивность и приспосабливаемость также практически отсутствуют, способность к обучению минимальна. Преобладает приспособительный и подражающий характер мышления и деятельности. В этой зоне расположены эпилептические очаги, раздражение способствует припадкам различного типа, которые препятствуют нормальной адаптации.

Дети с аналогичными нарушениями не могут учиться в общей школе, они требуют специальных условий и особого подхода. С этой целью разрабатывается так называемая, система инклюзивного образования. При их дисфункции нарушается и нормальное функционирование органа слуха, поскольку эта зона отвечает за формирование потребностей, эмоций, желаний человека. Также этот отдел отвечает за память, активирует работу органов. При акустической агнозии нарушается способность человека идентифицировать звуки. Человек не способен дифференцировать голосовые вибрации, не отличает знакомые голоса от незнакомых. Нарушается регуляция активности, изменяется и высший уровень нервной деятельности — человек недостаточно осознает связи,  не воспринимает многие ситуации. У него нарушены пространственно-временные связи, ориентировка по слуху. Наблюдаются частые депрессии.

[], [], [], [], [], [], [], []

Насколько серьезна минимальная дисфункция?

Часто ребенку с такими признаками выставляется диагноз минимальной дисфункции. Его жалобы умеренны, а в анамнезе заболевания имеют место:

  • беременность с осложнениями либо протекающая в тяжелой форме, с необходимостью медикаментозной коррекции;
  • несостоятельность родовой деятельность и необходимость ее стимуляции различными путями;
  • инфекционные заболевания либо обострения хронической патологии в различные природы беременности;
  • стрессы и сильные психоэмоциональные возбуждения во время вынашивания ребенка;
  • радиационные аварии;
  • экологические проблемы.

Такая патология сегодня встречается довольно часто. Опубликованы статистические данные, что её обнаруживают у каждого пятого малыша.

Дети с этим диагнозом предъявляют следующие жалобы:

  • регулярные головные боли;
  • раздражительность, плаксивость, частые нервные возбуждения;
  • нарушения речи;
  • плохая память;
  • снижение внимания;
  • отставание в развитии;
  • сложность пребывания в коллективе;
  • проблемы со сном и аппетитом.

На начальном этапе появления жалоб часто должного внимания этому не уделяется. Такие пограничные состояния расцениваются как индивидуальные особенности характера. По мере развития болезни, симптомы не прекращаются, а переходят в свою новую стадию, более интенсивную и выраженную. В конце концов, они могут достичь серьезных нервных расстройств, например, переходящих в эпилепсию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: