Симптомы, причины и лечение дизартрии у детей

Дизартрия у детей, взрослых: что это такое, причины, лечение

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

Полезно: Что делать, если ребенок прищемил дверью палец?

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Лечение

При дизартрии требуется комплексная помощь специалиста. Структура речевого дефекта позволяет понять, что стало причиной его развития: нарушается работа двигательных центров головного мозга, это приводит к проблемам с внешним оформлением высказывания.

От редакции :  Причины возникновения эпилепсии у взрослых людей

Методы терапии

Используется медикаментозное лечение, т. е. невролог назначает препараты. Чаще всего их нужно применять курсами. При тонусах мышц показана физиотерапия – она включает в себя разные аппаратные методики, которые позволяют снимать гипер- или гипотонус.

Также при дизартрии показаны массаж, лечебная физкультура и обязательно занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Медикаментозная терапия включает в себя препараты разной группы — ноотропы, при необходимости седативные. Они благотворно влияют на кровообращение, насыщают мозг кислородом, это помогает улучшить работу высших психических функций.

Сосудистые – улучшают работу кровеносной системы. Метаболические – налаживают обмен веществ. Подбор конкретных препаратов и дозировок делает только врач.

Логопедическая работа

Специалист проводит занятия в соответствии с обнаруженными дефектами речи. Обязательна артикуляционная гимнастика, которая позволяет отработать точные движения языка и губ. Комплекс подбирается под каждую группу звуков.

Дыхательная гимнастика развивает просодическую сторону речи. Для этого ребенку предлагается сдувать ватку, загонять бумажные мячики в ворота с помощью выдыхаемого воздуха и т. п.

Логопедическое лечение

Для облегчения постановки звуков проводится логопедический массаж. Движения для него подбираются индивидуально. Он осуществляется как руками логопеда, так и специальными зондами. Иногда ребенка учат самостоятельно делать некоторые движения.

Массаж при дизартрии проводят курсами. В некоторых случаях – перед началом каждого занятия.

Домашняя реабилитация

Работа родителей ускоряет реабилитацию и коррекционный процесс. Их задача – проводить артикуляционные упражнения каждый день. В процессе автоматизации с ребенком нужно заниматься проговариванием лексического материала.

Для снятия тонуса дают ромашковый чай, делают теплые ванны с морской солью и создают режим покоя. Для снижения саливации полезно грызть галеты, твердые овощи и фрукты, пить кисель.

Проводить дома занятия нужно каждый день. Только так удастся исправить речевые дефекты.

Массаж

Массаж шеи и воротниковой зоны благотворно влияет на состояние нервной системы, снимает мышечные спазмы и улучшает кровообращение. Проводить его должен специалист. В домашних условиях можно делать массаж лица. Необходимые движения покажет логопед.

От редакции :  УЗДГ сосудов головы и шеи

Лечебная физкультура

Физическая нагрузка позволяет развивать общую моторику. Лечебную физкультуру можно посещать в детском саду или поликлинике. Либо проводить ее дома. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Обычно он включает в себя небольшие нагрузки и релаксационные техники.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции просодической стороны речи используют дыхательную гимнастику. Ее цель – научить детей дышать полной грудью и с силой выдыхать воздух. В лечении дизартрии популярен комплекс Стрельниковой.

В домашних условиях можно сделать небольшие кораблики и опустить их в таз с водой. Ребенку предложить дуть на парус. Дуть можно на дождики, султанчики, ветродуйчики и т. п. игрушки.

Формы дизартрии у детей

Дизартрию принято разделять по степеням тяжести:

  1. Тяжелая степень. Анартрия. Нарушение членораздельности речи, у ребенка нет артикуляционных движений. При этом ребенок хочет говорить, имеет словарный запас, может правильно грамматически построить предложение, но мышцы, отвечающие за артикуляцию, не работают из-за нарушения проведения к ним нервных импульсов.
  2. Типичная форма дизартрии или дизартрия средней степени. У ребенка присутствует устная речь, но ее тяжело понять, произношение нечленораздельное, грубое нарушение произношения звуков, интонации, дыхания и голоса.
  3. Легкая или стертая степень дизартрии. Вышеперечисленные симптомы (речевые, психологические, неврологические) выражены не четко. Иногда эту форму дизартрии путают с дислалией, однако, для детей с дизартрией характерна очаговая симптоматика.

Также, дизартрию принято делить по месту поражения:

Дизартрия бульбарного происхождения. Одновременно поражены пять пар черепно-мозговых нервов. Обычно проявляется при детском церебральном параличе. При этом будут нарушения со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как поражение затрагивает жизненно важные центры, такой ребенок долго не живет. В педиатрии эта форма поражения встречается редко. Если ребенок страдает бульбарной дизартрией, у него будет наблюдаться трупная позиция голосовых связок. При еде надгортанник будет всегда закрывать вход в гортань. Мягкое небо висит из–за отсутствия тонуса, пища может попасть в полость ушей или носа.

Для таких детей характерны частые воспалительные заболевания вовлеченных в патологический процесс органов. У них нарушено глотание и затруднено дыхание, можно заметить нарушение тембра голоса и его гнусавость.

От редакции :  Как правильно лечить ВСД

Если поражена пятая пара черепно-мозговых нервов, больной не сможет пошевелить ноздрями, наморщить лоб, для него характерно отсутствие морщин. Рот всегда открыт, ребенок не может надуть щеки и закрыть глаза.

Нарушена функция жевательных мышц, у больного повышенное слюноотделение. Мышцы шеи также не получают должной иннервации, поэтому голова ребенка находится в наклоненном состоянии.

Если задета шестая пара ЧМН, лицо ребенка становится амимичным, подобным лицу мертвеца. Он не может пошевелить губами, изобразить причмокивание, поцелуй и т.д.

При поражении подъязычного нерва (двенадцатая пара) у ребенка будет нарушено произношение речевых звуков, мышцы языка парализованы, следовательно, речь невозможна.

  • Псевдобульбарная дизартрия. Наиболее часто встречающийся тип поражения. Нарушено дыхание, речь, функции жевательных мышц. Различие с бульбарной дизартрией в уровне поражения. Нарушены пирамидные и проводниковые пути передачи импульсов. Характерен спазм мышц, рот ребенка сжат, слюнотечение. Повышенный тонус мышц языка, однако, мышцы плохо кровоснабжаются, холодные и твердые. Типичный признак данной формы дизартрии — одностороннее поражение, при котором на мышцы будут развиваться неравномерно (гипер- и атрофия на противоположных сторонах). Можно наблюдать, как мышцы губ «помогают» неработающим мышцам языка — явление синкинезии.
  • Подкорковая дизартрия. Поражение подкорковых образований, отвечающих за плавность речи, красивое и экономичное движение органов артикуляции. При поражении подкоркового аппарата повышается тонус мышц, могут проявляться дрожание и гиперкинезы, дополнительные мышечные движения. При этом мышцы малоподвижны. Язык дрожит, его положение при произношении недифференцировано, речь ребенка напоминает таковую при заикании.
  • Мозжечковая форма дизартрии. Поражение локализовано на уровне мозжечка головного мозга. Это всегда тяжелое заболевание. У ребенка заметна несочетанность артикуляции, голоса, дыхания. В мышцах снижен тонус, дети с этой формой дизартрии падают, не могут прямо двигаться. Речь похожа на речь пьяного человека, но коррекции поддается легче, чем дыхание.
  • Корковая форма дизартрии. Поражение локализуется в нижней трети центральной фронтальной извилины. Неправильно произносится большинство звуков, мышцы работают в неправильной последовательности. Ребенок не в состоянии сделать простые задания, движения, не выполняет по просьбе артикуляционную позу. Редко бывает тяжелого течения.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: