Эмоциональный интеллект

Значение и роль эмоционального интеллекта в жизни человека

История изучения

Самые ранние корни исследований эмоционального интеллекта можно проследить в работе Чарльза Дарвина, который отмечал важность эмоционального выражения для выживания, а также для адаптации. В 1900-х годах, хотя традиционные определения интеллекта делали акцент на таких когнитивных аспектах, как память и решения проблем, ряд влиятельных исследователей в области исследования интеллекта начали признавать важность НЕ когнитивных аспектов

Так в 1920 году, Е.Л. Торндайк ввел в свою работу термин «социальный интеллект», чтобы описать навыки понимания и управления другими людьми. В 1940 году Дэвид Векслер описал влияние не умственных факторов на интеллектуальное поведение. Он утверждал, что модели интеллекта, рассматриваются наукой, а не будут полными, пока мы не сможем адекватно описать вышеупомянутые факторы. В 1983 году Говард Гарднер в работе «Рамки ума: теория множественного интеллекта» (Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences) ввел идею о множественных интеллекты, отдельно рассматривая межличностный интеллект (способность понимать намерения, мотивы и желания других людей) и внутренне личностный интеллект (способность понять себя, оценить свои чувства, страхи и мотивы). По мнению Гарднера, традиционные показатели интеллекта, такие как IQ, не в состоянии полностью объяснить когнитивные способности и особенности человека.

Концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) как такового появилась в психологической науке в конце XX века. Ее учредителями стали американские психологи Д.Карузо, П.Саловей и Дж.Майер, которые рассматривали эмоциональный интеллект как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.На мнению М.О.Журавльовои, в отечественной психологии необходимость появления термина «эмоциональный интеллект »была обусловлена ​​развитием исследований в области эмоций и интеллекта, изучением связи ментального и аффективного в структуре психической деятельности, а также исследованием эмоциональных способностей. Так, в современной психологической теории и практике широко изучены такие особенности эмоциональной сферы личности как эмпатия, впечатлительность, эмоциональность и эмоциональная устойчивость.

Первые шаги

Эмоции — это врождённые мгновенные реакции на происходящее. Управлять возникновением эмоций так же трудно, как процессом выброса гормонов. За эмоциональные реакции «отвечает» лимбическая система — более древняя часть, чем кора полушарий головного мозга, поэтому некоторые животные тоже испытывают эмоции.

Эмоции возникают помимо воли человека, но при регулярной тренировке их выражение можно научиться регулировать. Нельзя заставить себя не бояться, если страшно, но можно научиться не убегать с воплями, а тихо уходить. Нельзя приучиться ничему не удивляться, но можно лишь слегка поднимать брови, а не выкрикивать «Опа-на!».

Шаг 1: Внимание

Чтобы развивать эмоциональный интеллект, необходимо замечать свои эмоции и ситуации, в которых они возникают. Для этого удобно завести таймер с интервалом в 60 или 120 минут и в течение дня фиксировать своё состояние. Когда срабатывает сигнал, нужно задавать себе два вопроса: «Что я делаю?» и «Что я чувствую?».

Например, в первый раз телефон завибрировал в 7:40, и школьник сказал себе: «Я опаздываю на автобус и злюсь» или «Я завтракаю, но чувствую себя сонным». Возможно, через час ответ будет «Слушаю учителя математики и мне скучно» или «Переписываюсь с одноклассниками в чате, еле сдерживаю смех».

Чтобы управлять эмоциями, их нужно знать и видеть, от чего меняется настроение. Сознательная фиксация на эмоциях поможет понять, как сделать свою жизнь комфортнее и с какими эмоциями лучше научиться справляться

Упражнение на внимание очень простое, ничего записывать не нужно, а чтобы сигнал таймера не мешал на уроках, можно установить режим вибрации

Шаг 2: Самоконтроль

Сгоряча, поддавшись эмоциям, люди делают вещи, о которых потом горько жалеют. Учёные подсчитали, что самая сильная эмоциональная реакция длится не более 12 минут. Значит, в среднем даже 10 минут достаточно, чтобы успокоиться и принять взвешенное решение.

Самое трудное во всей работе по развитию EQ — это научиться делать паузу между переживанием эмоции и её проявлением. Именно в тот момент, когда так много хочется сказать оппоненту, нужно замолчать и по возможности покинуть территорию.

Лучший способ совладать с собой — помедитировать или просто подышать, выпить стакан воды и умыться или пройтись по улице

На худой конец, если уйти нельзя, а медитировать школьник не умеет, можно включить любимую песню, видео или игру на смартфоне, чтобы переключить внимание и успокоиться

Шаг 3: Наблюдение

Эффективный способ научиться управлять собой — вести дневник и анализировать события жизни. Лучше всего сделать это ежевечерним ритуалом: записывать значимые происшествия, встречи, разговоры дня и то, как эмоции повлияли на принятые решения.

Например, «утром я была в хорошем настроении, разговорилась с девчонкой из параллельного класса и узнала, что они собираются готовиться к олимпиаде», «на последнем уроке узнал, что за тест получил всего 4 балла, я расстроился, нагрубил классному руководителю, пропустил автобус, опоздал к репетитору». Записи помогают заметить, какие ситуации случаются часто, какие время от времени и как они выбивают из колеи.

Если неожиданно низкая оценка вызывает бурю негативных эмоций и мешает ясно мыслить, нужно запомнить это и сразу после объявления результатов контрольной оказывать себе неотложную помощь. Можно попросить прощения и выйти из класса, чтобы успокоиться: поговорить по телефону с кем-то из близких, пройтись вокруг школы, выпить стакан чая.

Как развить эмоциональный интеллект?

Мы уже определились, что эмоциональный интеллект необходим нам для успеха в любой сфере нашей жизни. Это важнейший социальный навык, от которого зависит общение с дорогими людьми, учеба, карьера, психическое и даже физическое здоровье. Любой человек должен быть заинтересован в том, чтобы развивать его. К счастью, это по силам каждому из нас. Достаточно регулярно заниматься, и первые результаты можно будет почувствовать уже через 2-3 недели. Мы рассмотрим 5 несложных, но очень эффективных упражнений.

1. Подбирайте названия для эмоций (своих и чужих)

Наша повседневная жизнь состоит из множества эмоций – приятных или не очень. Мы можем чувствовать радость или подавленность, но обычно не утруждаемся тем, чтобы точно понять, что испытываем в данный момент. А ведь это отличное упражнение на развитие эмоционального интеллекта. Учитесь идентифицировать свои и чужие эмоции, называя при этом слово, наиболее точно описывающее их.

Постепенно вы научитесь тонко различать радость, счастье, восторг, облегчение, удовлетворение, приятное предвкушение и множество других положительных эмоций. Разумеется, нужно тренироваться и с отрицательными эмоциями. Тревога, страх, гнев, обида, опустошенность, разочарование, раздражение – их тоже довольно много. Научившись их различать, вы сможете лучше понимать себя и окружающих.

2. Ставьте себя на место других людей

Мы часто злимся, раздражаемся или расстраиваемся, если человек ведёт себя не так, как нам хочется. Но у каждого поступка есть свои причины. Поэтому в следующий раз вместо недовольства попытайтесь поставить себя на место расстроившего вас человека и понять, чем он руководствовался, что чувствовал и чего хотел, когда совершил не понравившийся вам поступок. Возможно, он был расстроенным или уставшим. А может, прямо сейчас он сильно о чем-то переживает, и ему только вашего осуждения не хватает «для полного счастья».

3. Расширяйте кругозор

Чем меньше человек интересуется окружающим миром и чем слабее понимает его многообразие, тем ниже его эмоциональный интеллект. Поэтому кругозор необходимо расширять всеми доступными способами: читать книги и мемуары, интересоваться новостями науки и последними технологическими достижениями, путешествовать и общаться с разными людьми, уделять время саморазвитию и самообразованию. Даже просмотр новых фильмов помогает расширить кругозор.

4. Старайтесь думать на 2 шага вперёд

Люди с высоким EQ отличаются хорошей способностью планировать действия и следовать намеченному плану. Причинно-следственная связь здесь действует в обе стороны, поэтому привычка продумывать свои действия и их последствия развивает эмоциональный интеллект. Расставляйте приоритеты, распределяйте ресурсы, стройте долгосрочные стратегии во всём: в работе, в отдыхе, в общении, в семейных делах. Регулярно размышляйте о том, как можно в ближайшей перспективе добиться улучшений в важных сферах жизни.

5. Ломайте привычные паттерны поведения

Существует немало типичных паттернов поведения (что такое паттерн?), которых мы придерживаемся незаметно для себя. Попробуйте не ссориться и не устраивать скандалы, когда вам кажется, что обстоятельства буквально обязывают к этому. Старайтесь больше слушать и меньше говорить, научитесь чувствовать, когда человек хочет выговориться, и позволяйте ему сделать это. Будьте готовы помогать и помогайте, едва у вас попросят помощи. Учитесь быть внимательнее ко всему, всегда и везде.

Не пренебрегайте также такими способами развития эмоционального интеллекта как психологические тренинги и общение с психотерапевтом. Для жителей Европы и США сеансы психотерапии – нормальное явление, но в нашей культуре это пока не очень популярно. Однако пренебрегать данной возможностью не стоит, ведь это самый мощный инструмент для самопознания. Копаться в своих переживаниях гораздо проще, когда в этом помогает психотерапевт.

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Управление эмоциями автоматически предполагает управление разумом. Нельзя быть продуктивным в ситуации эмоциональной «зашлакованности» или принимать серьезные решения в моменты тревоги, гнева, раздражения. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Чтобы мыслить ясно и в верном направлении, чем ускорять течение дел в своей жизни и обеспечивать легкость общения и взаимоотношений.

Человек, способный управлять эмоциями, весел и активен. Его жизнь – мир возможностей и радости, за что ее невозможно не любить. Его противоположность – заложник негативных и хаотичных мыслей, угрюмый и недовольный собой тип. За неуместные эмоции ему приходится расплачиваться здоровьем, деньгами, репутацией, иногда жизнью.

Эмоциональный интеллект (EQ) – основа харизмы, обаяния, стрессоустойчивости, умения оставаться уравновешенным в любой ситуации. Кроме того, это залог продуктивных и крепких отношений в семье и на производстве. Понимание эмоций других людей – обязательный компонент для умения общаться. А общаться нам приходится каждый день.

Эмоциональный интеллект позволяет:

  • выражать и понимать эмоции (свои и чужие);
  • включать эмоции в рассуждения;
  • оценивать эмоции и определять их причины;
  • контролировать эмоции и управлять ими.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • отличаются большей работоспособностью и продуктивностью;
  • больше остальных довольны своей внешностью (особенно девушки) и весом;
  • точнее других определяют эмоции по мимике;
  • ответственнее относятся к учебе, работе (меньше пропусков по неуважительным причинам).

Эмоциональный интеллект ребенка

Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах. Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь. Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их

Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь.

Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов. Например, для развития эмпатии к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция – отнестись к ней как к положительной возможности сближения. Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. После этого грамотный родитель постарается помочь ребенку назвать свою эмоцию, тем самым осуществляя профилактику алекситимии. И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.

Казалось бы, что проще? Однако даже самый любящий родитель совершает массу ошибок в своем воспитании детей, и в первую очередь они повязаны с негативными бессознательными установками, усвоенными от его родителей. И даже, несмотря на желание не повторять их это не так просто без специального внимания к личному стилю воспитания и его корректировке.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Нужды и желания

Эмоционально интеллигентный ум может различить вещи, которые им нужны и вещи, которые было бы хорошо иметь. Нужды по иерархии Абрахама Маслоу, это обычные вещи, как безопасность, выживание и средства к выживанию. Как только есть эти вещи, можно двигаться к остальным нуждам и желаниям, конечно.

«Хочу» — это большой дом, красивая машина и даже новый айфон. Нам не нужны эти вещи, чтобы выжить, но мы скорее хотим их из-за своих личных желаний и того, что нам кажется важным обществу. Станьте хорошо осведомленным о том, что вам действительно нужно, чтобы жить, достигать целей и поддерживать себя и близких людей. Убедитесь, что у вас есть ясное различие между тем, что вам нужно, и тем, что вы хотите.

Эмоционально умные люди различают эти вещи, и устанавливают потребности перед удовлетворением «хотелок».

Что такое эмоциональный интеллект

В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека, используя исследования американских ученых. В тот момент они активно искали ингредиент успешности, анализируя достижения разных людей в детском и взрослом возрасте, их когнитивные и социальные навыки. Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей

Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью

Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями. Люди, способные артикулировать свои чувства («Мне обидно, что наш отпуск проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак), осознать их источник и спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются не очень часто. И время, проведенное с ними, для большинства оказывается очень качественным общением.

Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий. Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты. Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием. Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь. И последнее — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает завести отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда большинство неприятных задач уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.

Что такое эмоциональный интеллект

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта, также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха

Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию

Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов, не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Уроки по развитию эмоционального интеллекта

Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.

Задача курса: научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.

Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков.

Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию

В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления

Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления.

Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные.В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень.

Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей.

Для счастья, по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.

Навыки управления конфликтами

Что это:

  • способность решать конфликты;
  • прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
  • разрешать последствия конфликтов;
  • работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
  • переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
  • анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.

Зачем нужны

Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошел — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.

Как проверить:

  • тест на конфликтную личность Ильина;
  • тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.

Как прокачать:

«Управление конфликтами», Виктор Шейнов

Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
 

«Лидерство через конфликт», Марк Герзон

Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
 

«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер

Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
 

Читать еще: «Soft Skills: что это такое и зачем они нужны в работе»

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Понятие и суть

Изучением психологии эмоций и эмоционального интеллекта ученые занимаются с 1990 года. Тогда Питером Саловеем и Джоном Майером для научного журнала была напечатана статья под названием Emotional Intelligence.

В этой работе впервые был упомянут термин «эмоциональный интеллект». Исследователи выразили свое мнение относительно этой способности, расписали ее особенности.

Через 5 лет известный журналист Дэниел Гоулман, работавший на New York Times, издал книгу «Эмоциональный интеллект», которая продержалась на первых позициях бестселлеров 1,5 года. С этого момента исследователи начали активно изучить способность, предлагать различные теории, модели развития.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — совокупность навыков, способностей, с помощью которых человек может понимать собственные и чужие чувства, учиться управлять ими.

Эмоции — кратковременные психические проявления, которые возникают под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Зарождаются они просто — из окружающего мира приходит сигнал, который активизирует работу определенных отделов головного мозга.

ЭИ важен для любого человека, поскольку влияет на разные сферы жизни:

Физическое здоровье. Если человек не научится управлять собственными эмоциями, он будет испытывать стрессы, апатию, депрессию. Такие проявления могут серьезно повлиять на физическое здоровье

Чтобы улучшить общее состояние, нужно научиться переключать внимание с негативных моментов на что-то другое.
Отношения с другими людьми. Если не контролировать собственные эмоции, это может привести к возникновению ссор, конфликтов, спорных ситуаций, что негативно отразится на рабочем, учебном процессе, построении дружеских отношений.
Психологическое здоровье

От неконтролируемых эмоций, стрессов, апатий, депрессий страдает психика человека. Если не получается чувствовать себя комфортно, спокойно, повышается уязвимость перед психическими нарушениями, тревожными проявлениями.
Успеваемость. Это касается процессов обучения или работы. Если эмоциональный интеллект хорошо развит, человек сможет быстро освоиться на любом рабочем месте, заслужить уважение коллег, возглавить коллектив. Это же касается успехов в школе, техникуме и т. д.

Основные навыки эмоционального интеллекта:

  1. Умение управлять эмоциями. Такой навык доступен только на высшем уровне развития ЭИ. Если человек умеет управлять эмоциями, его трудно разозлить, вывести из себя, спровоцировать на конфликт. Он сможет погасить агрессию, негативную энергию других людей, разрешить спорную или конфликтную ситуацию без применения силы.
  2. Эмпатия. Помогает комфортно ощущать себя в любой большой социальной группе. При этом легко улавливать эмоциональные сигналы отдельных участников группы.
  3. Знание собственных сильных и слабых сторон. Если человек знает, как проявляются его эмоции, от чего они зависят, ему будет комфортнее жить.
  4. Умение общаться. Без общения с социумом начинается ассоциализация, которая может привести к развитию психологических отклонений. С помощью навыков общения человек может не только обмениваться информацией, опытом, но и воздействовать на других людей, побуждать их к действиям, успокаивать при агрессивном поведении.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: