Формы умственнои? отсталости у детей

Умственная отсталость — классификация, причины и диагностика

ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Систематика по этиологическому принципу получила развитие в многостепенных этиопатогенетических классификациях. Одна из первых патогенетических этиологических классификаций принадлежи (1926), который две основные группы психической отсталости делил на отдельные формы в зависимости от разных критериев (особенностей развития, времени поражения, этиологических факторов и др.).

М. О. Гуревич (1932) описал несколько форм психического недоразвития: 1) с неясной этиологией, 2) вызванные эндогенными уродства ми, 3) экзогенными поражениями и 4) эндокринными расстройства ми. Внутри этих форм он производил дальнейшее разделение на пол группы.

С.Я. Рабинович (1940), дифференцируя различные группы олигофрении, стремилась учитывать не только качество вредности, но и время ее действия, а также топику поражения, течение и интенсивности заболевания, нарушившего психическое развитие.

Результаты клинико-биохимических исследований последних десятилетий позволили систематизировать большую группу энзимопатий с психическим недоразвитием.

Работы цитогенетиков ин первую очередь J. Lejeune. J. Вооk(1959), С. Ford (1959) открыли пути для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии психического недоразвития. Достижения генетики нашли отражение водной из наиболее детально разработанных этнопатогенетических группировок — классификации (G. Jervis (1959), основанной на том, что психическое недоразвитие — это остановка или задержка умственного развития, которая возникает в результате наследственных причин, заболеваний или других повреждений до подросткового возраста. Все состояния психического недоразвития дифференцируются им на две группы: физиологическую и патологическую умственную отсталость. Последняя группа, в свою очередь, подразделяется на эндогенные и экзогенные формы. Положительная сторона пой систематики научно обоснованное выделение большинства форм и их подробная разработка. Ее недостаток — непомерное расширение умственной отсталости за счет постпроцессуальных (шизофренических) состояний, органической (энцефалитической) и эпилептической деменции, прогредиентных заболеваний и <физиологической> формы.

14 стр., 6616 слов

Классификация форм и методов научного исследования.

РАЗДЕЛ VI М Е Т О Д О Л О Г И Я   Н А У К А Теоретический минимум 1. Понятие науки и её социальные функции. Личность ученого и мотивы исследовательской деятельности.   2. Основные этапы становления современной науки.   3. Отличия научного познания, его преимущества и пределы по сравнению с прочими горизонтами познания. Медицина и фармация между наукой и практикой.   4. …

Отличается от других систематика умственной отсталости, предложенная А. Chorus (1967), который разбивает умственно отсталых индивидов на четыре группы в зависимости от типа созревания их психики. Он полагает, что у одних психика созревает к 20 годам, другие так и не достигают зрелости, третьи являются частично дефективными из-за своего низкого вербального интеллекта, а четвертые становятся отсталыми из-за того, что развиваются в условиях бедной стимуляции в раннем детстве.

В классификации Г. Е. Сухаревой (1965) эндогенная, эмбриопатическая и экзогенная олигофрения выделяются в отдельные группы в связи с концепцией автора о зависимости характера поражения от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести. Внутри каждой группы проводится дифференциация по этиологии. Первая группа обусловлена патологией генеративных клеток родителей; вторая группа связана с вредностями, действовавшими в течение внутриутробного периода (эмбрио- и фетопатии); в третью группу входят формы, которые были обусловлены повреждением центральной нервной системы в перинатальном периоде или в первые три года жизни. В этой систематике в некоторых случаях учитываются особенности психопатологических картин. Четкое отграничение понятия «олигофрения» лишает эту классификацию недостатков, свойственных многим зарубежным систематикам. Однако ее стройность нарушается введением так называемых атипичных форм, которые правильнее было бы описывать в рамках одной из трех предлагаемых ею групп олигофрении.

4 стр., 1513 слов

Лечение умственной отсталости у детей

Потребности лечения и поддержки зависят от социальной компетентности и когнитивных функций. Применение программы раннего вмешательства в раннем детстве может уменьшить тяжесть потери трудоспособности из-за нарушения интеллекта. Должны использоваться реалистичные методы ухода за пострадавшими детьми.

Поддержка семьи и консультирование имеют решающее значение

При подтверждении или подозрении на умственную отсталость родители должны быть проинформированы и получить достаточно времени, чтобы обсудить причины, последствия, прогноз, образование и подготовку ребенка и важность соблюдения баланса между известными прогностическими рисками и собственными негативными предположениями, при которых заниженные ожидания приводят к ухудшению функциональных результатов в дальнейшей жизни. Тактичное постоянное консультирование имеет большое значение для адаптации семьи

Всеобъемлющая индивидуальная программа должна быть разработана при помощи соответствующих специалистов, в т.ч. педагогов.

Многопрофильная группа включает:

  • неврологов или педиатров;
  • ортопедов;
  • физических терапевтов и специалистов по трудотерапии;
  • дефектологов и аудиологов (помогают при задержке речи или подозрении на потерю слуха);
  • диетологов (помогают в лечении недостаточности питания);
  • социальных работников (помогают снизить внешнюю депривацию).

В Российской Федерации функционируют специальные коррекционные общеобразовательные школы для обучения детей с умственной отсталостью по специальной учебной программе (прим. редакции).

Раннее начало мероприятий по стимуляции умственного развития и планирование дальнейших возможностей, способствующих умственному развитию: специальные школы, мастерские, позже, при необходимости, размещение в инвалидных домах.

Олигофренопедагогическое лечение: развитие практических способностей, необходимых в быту (самостоятельный прием пищи; одевание, прививание навыков чистоты).

Не стремиться к определенным целям при обучении, поддерживать достигнутые успехи методами поведенческой терапии (поощрение).

Дополнительные методы лечения: лечебная физкультура, логопедия, трудотерапия, терапия музыкой.

Повышенная потребность в наблюдении за детьми и родителями. Повышенная потребность в сочувствии со стороны ухаживающего персонала.

Седативное медикаментозное лечение при выраженной агрессии, аутоагрессии или гиперактивности.

Социально-правовое обслуживание: удостоверение инвалида, финансовая поддержка, введение мероприятий, способствующих развитию; при необходимости — оформление права опеки и права попечительства.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

  • олигофрения;
  • деменция.

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС

У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

От редакции :  Возможности головного мозга человека

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита. Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях

Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

Диагностика

Чтобы определить наличие и степень умственной отсталости у ребенка, используют такие методы, как физикальный осмотр и психологическое тестирование. В ходе осмотра выявляются признаки:

Отсутствие интереса к окружающему миру.
Слабая коммуникативная связь с родителями, близкими родственниками.

.
Ухудшение памяти и способности концентрировать внимание.
Иногда судорожные приступы.
Поведенческие отклонения.
Недоразвитие специфических навыков, типичных для возраста (умение играть, рисовать, собирать конструктор, выполнять бытовые и трудовые обязанности).

Лабораторное обследование проводится с целью выявления генных и хромосомных нарушений при наличии стигм дизэмбриогенеза. Анализ крови показывает наличие таких отклонений, как лейкоцитоз (повышение концентрации лейкоцитов), лейкопения (уменьшение концентрации лейкоцитов), лимфоцитоз (повышение концентрации лимфоцитов), анемия (дефицит гемоглобина). Биохимический анализ показывает особенности функционирования печени и почек.

Иммуноферментный анализ крови показывает присутствие вируса кори, герпеса, цитомегаловируса, которые могли спровоцировать развитие олигофрении. Диагностика умственной отсталости проводится на основании критериев, соответствующих определенной степени психических отклонений. При помощи инструментальных методов определяют характер функционирования и степень поражения внутренних органов. Основные инструментальные методы:

  1. Электрокардиография (показывает работу сердца и клапанного аппарата).
  2. Электроэнцефалография (проводится при наличии судорожных приступов для выявления биоэлектрической активности мозга).
  3. Рентгенография черепа (при подозрении на приобретенную форму умственной отсталости после перенесенных ЧМТ).
  4. КТ, МРТ (при подозрении на формирование интракраниального объемного процесса – опухоли, кровоизлияния, или нарушение морфологической структуры мозгового вещества – ).
  5. УЗИ сосудов, пролегающих в мозге (при подозрении на образование аневризмы сосудов, сосудистых мальформаций или наличии признаков церебральной гипертензии).

Показаны консультации специалистов – невролога, отоларинголога, иммунолога, логопеда, дефектолога, эндокринолога. Дифференциальная диагностика проводится в отношении ранней шизофрении, деменции на фоне органических поражений мозгового вещества или эпилепсии, аутизма.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Обучение умственно отсталых детей

Дети с таким психическим расстройством могут развиваться, но только в пределах неких границ. Для этого ребенок должен постоянно обучатся, но не в простом заведении. Существуют специальные вспомогательные заведения, работники которых вырабатывают у таких детей необходимые для самостоятельной жизни умения. Наряду с этим, проводится и воспитание ребенка, чтобы адаптировать его к жизни в обществе.

Большое значение имеет и физическое развитие, ведь особенно тяжелые формы заболевания характеризуются дефектами тела. В процессе обучения ребенку также прививается любовь к искусству.

Классификация

По тяжести нарушений умственного развития детей болезнь существенно изменяется от случая к случаю.

Классической психиатрией патология классифицируется на три степени по мере усугубления: дебильность, имбецильность, идиотия. Международная классификация болезней выделяет 4 степени заболевания у детей.

Легкая дебильность

У пациента с легкой дебильностью и здоровым человеком практически нет отличий

От редакции :  Функции и назначение эмоционального интеллекта

Чаще всего возникают сложности в процессе обучения ввиду сниженной способности концентрировать внимание

В то же время, такие люди обладают хорошей памятью. Чаще всего люди с данной степенью недуга более привязаны к близким, поскольку смена обстановки для них может быть пугающей. Не исключена замкнутость, поскольку пациенты плохо разбираются в эмоциях, что приводит к сложностям в процессе общения.

Бывают и противоположные случаи, когда они пытаются привлечь больше внимания своими поступками, чаще всего нелепыми. Почти все они понимают, что отличаются от здоровых людей и стараются скрыть болезнь.

Большинство людей с легкой дебильностью становятся полностью самостоятельными в уходе за собой, даже если развитие протекает намного медленнее нормы. Основные трудности встречаются на школьной скамье, когда приходится овладевать письмом и чтением. Легкая форма нивелируется при наличии хорошего образования, которое будет направлено на развитие навыков.

При легкой степени можно устроиться на работу, которая требует преимущественно физической деятельности.
Практика показала, что у детей, которые пережили сильную психологическую травму или были подвержены насилию, часто очень сложно различить умственную отсталость и социопедагогическую запущенность. После изменения условий проживания на более качественные они чаще всего показывают хорошее интеллектуальное развитие, а их диагноз пересматривается.

Умеренная имбецильность

Умеренная форма недуга позволяет людям чувствовать привязанность, отличать наказание от похвалы, они могут обучиться простейшим умениям самообслуживания, в некоторых случаях возможно частичное обучение письму, чтению, а также элементарному счету.

Образовательная программа позволяет развить ограниченный потенциал и приобрести некоторые основные умения. Подобные программы разработаны в соответствие с медленным обучением и малым объемом усваиваемой информации.

Умеренная умственная отсталость в зрелости позволяет выполнять простейшую работу при четко поставленной задаче и квалифицированном сопровождении. Независимость возможна в редких случаях, однако, люди с такой формой патологии мобильны, имеют хорошую физическую активность.

Большая их часть разыскивает пути социального развития, заключающиеся в установлении контакта, общении с окружающими людьми и участии в простейших социальных занятиях.

Тяжелая имбецильность

Тяжелая имбецильность позволяет людям частично изучать речь и освоить простейшие умения самообслуживания. Больные обладают скудным словарным запасом, который чаще всего ограничен 10-20 словами. Практически все эти слова необходимы для оповещения о своих потребностях.

Мышление является бессистемным, конкретным, хаотическим. Явления либо предметы, не являющиеся знакомыми, часто не вызывают ответных реакций. Различаются лишь те предметы, которые были на протяжении долгого времени перед глазами. В редких случаях возможно овладение простейшим счетом предметов, попадающих в поле зрения или способностью группировать предметы, например элементы мебели.

Подобное развитие возможно только в том случае, если ребенок на протяжении длительного времени получал специальное обучение. Большинство пациентов имеют двигательные нарушения: замедленная походка, неуклюжесть, запоздания движений рук и ног.

Глубокая идиотия

Глубокая умственная отсталость характеризуется глубоким поражением головного мозга и нарушением внутренних органов. Речевая функция полностью нарушена. Больной не способен понять, о чем ведется разговор, не отличает членов семьи от незнакомых. Отсталость заметна с детских лет. Ребенок поздно начинает самостоятельно держать голову и сидеть. При ходьбе движения неуклюжи, отсутствует балансировка рук и ног. Дети с подобной формой заболевания малоподвижны.

Слабоумие – симптомы

Выраженность симптоматики напрямую зависит от степени умственной отсталости. Первые признаки проявляются в форме соматовегетативной реакции в возрасте 0–3 года. Ребенок отличается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы. Это сопровождается нарушением сна, аппетита, расстройством органов ЖКТ. Этому сопутствуют рвота, колебания температуры, снижение аппетита, метеоризм, повышенная потливость.

По мере взросления ребенка симптомы приобретают выраженный характер. Так, слабоумие у детей в возрасте 4–10 лет сопровождается психомоторными нарушениями. Они выражаются в гипердинамических расстройствах различного происхождения: возбудимость психомоторного типа, заикание, тики. Все это обусловлено более выраженной дифференцировкой корковых отделов двигательного анализатора.

Первые признаки слабоумия

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Легкая умственная отсталость

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью. Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе. Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями. Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой. Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует. Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы. Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

  • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
  • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
  • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).
От редакции :  Уход за больным после инсульта

Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

Особенности детей с умственной отсталостью

Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

Причины возникновения

Выделяют виды УО с учетом этиологических факторов. Причины умственной отсталости у детей разнообразны. Распространены случаи возникновения психических отклонений у детей, чьи родители страдали от алкоголизма или наркомании. По данным статистики, задержка физического развития выявляется у 31% детей, нервно-психического развития – у 19% младенцев, множественные аномалии развития – у 5% новорожденных, чьи родители злоупотребляли спиртными напитками. Основные причины развития УО:

  1. Гаметопатия (патология эмбриогенеза, нарушения в строении и функционировании гамет – половых клеток) – микроцефалия, .
  2. Системные поражения кожных покровов и костных структур.
  3. Эмбриопатия (патология эмбриогенеза, характеризуется необратимыми патологическими изменениями, которые происходят в тканях эмбриона до начала формирования органов под воздействием тератогенных, провоцирующих дефекты и аномалии развития факторов).
  4. Фетопатия (развивается в неонатальный период у новорожденных, чьи матери страдают сахарным диабетом, характеризуется метаболической и эндокринной дисфункцией, полисистемными, множественными поражениями органов).
  5. Внутриутробные инфекции (вирусы, в том числе краснухи, сифилиса, гриппа).
  6. Интоксикации в период вынашивания плода (поражение токсическими агентами, нарушение процессов метаболизма в организме матери).
  7. Гемолитическая болезнь (развивается у новорожденных вследствие изоиммунологической несовместимости крови матери и плода, часто сопровождается развитием анемии и желтухи у младенцев).

Рано приобретенные формы УО развиваются на фоне родовых травм и более поздних механических повреждений в области головы, инфекций ЦНС, перенесенных в детском возрасте. Нередки случаи, когда выяснить точные этиологические причины психических отклонений невозможно. Тогда диагноз указывают, как недифференцированная форма олигофрении. Типы УО с учетом степени эмоционально-волевых нарушений:

  1. Стенический. Волевые процессы достаточно выражены и устойчивы. Пациенты отличаются работоспособностью и деятельностью. При легких интеллектуальных нарушениях больные способны адаптироваться в обществе, усваивать определенный объем знаний, выполнять несложные профессиональные обязанности. В некоторых случаях выявляется недержание аффекта, что обуславливает разделение пациентов на категории – уравновешенные, неуравновешенные.
  2. Дисфорический. Проявляется злобно-тоскливым аффектом, характеризуется склонностью к совершению импульсивных поступков и негативному восприятию действительности. Пациенты конфликтны, подвержены расторможенным влечениям и дисфории (патологически пониженное настроение). Больным свойственно проявлять агрессию по отношению к окружающим и аутоагрессию, направленную на себя.
  3. Астенический. Волевые процессы нестойкие. Больные быстро утомляются, отличаются медлительностью и невнимательностью, испытывают затруднения при освоении и применении практических навыков.
  4. Атонический. Проявляется отсутствием воли к психическому напряжению, неспособностью выполнять целенаправленные действия. Больные бездеятельны, апатичны или пребывают в состоянии беспорядочной двигательной активности.

Своевременная коррекция психических и физических нарушений у больных с легкими, умеренными отклонениями приводит к улучшению адаптивных способностей и обучаемости. В процессе взросления, накопления опыта и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий у пациентов уменьшаются проявления – двигательная расторможенность, негативные реакции на внешний мир, импульсивность, астения.

Почему у детей возникает умственная отсталость?

Основными причинами возникновения умственной отсталости считаются:

  • поражение и недоразвитие мозга плода;
  • родовая травма.

Недоразвитие мозга связано с вредными внутренними и внешними факторами. Риск родить ребенка с умственной отсталостью повышается, если мама, будучи беременной, переболела вирусными заболеваниями (краснуха, цитомегаловирус, сифилис, токсоплазмоз, листериоз). Некоторые эндокринные патологии также могут стать пусковым механизмом для патологических процессов в мозге ребенка.

К факторам риска рождения детей с отсталостью относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • гемолитическая болезнь;
  • генетические заболевания (мутация хромосом);
  • нейроинфекции;
  • неблагоприятная обстановка в семье.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: