Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего возраста

Как развить коммуникабельность

Не следует избегать и уходить от общения

Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.

Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.

Научитесь получать удовольствие от общения

Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.

Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.

Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.

Старайтесь выступать инициатором беседы

Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»

Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.

Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними

Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.

Работайте над своим артистизмом

Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.

Убейте в себе пессимистические настроения

Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.

Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры

Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр – способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

От редакции :  Причины ишемических атак, их симптомы и лечение

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Методы развития коммуникации

Развитие коммуникации выполняется разными методами. Они бывают наглядными, словесными и практическими.

Наглядные методы делятся на две подгруппы:

  • Непосредственное наблюдение. Оно может осуществлять с помощью различных экскурсий, походов на природу.
  • Опосредованное наблюдение. Такой метод называют также изобразительной наглядностью. Ребенок разглядывает игрушки и картинки, составляет по ним рассказы.

Словесные методы коммуникации включают следующие элементы:

  • рассказ без наглядного материала;
  • чтение художественной литературы, пересказ;
  • заучивание наизусть;
  • беседа для обобщения.

Практические методы коммуникации представлены дидактическими играми и упражнениями, инсценировками, хороводными играми, пластическими этюдами, играми-драматизациями.

Синдром табуретки

Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.

Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие

То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения

А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.

Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»

Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»

8 базовых навыков общения:

  1. Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
  2. Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
  3. Самопрезентация.
  4. Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
  5. Предоставление информации (презентационные).
  6. Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
  7. Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
  8. Предоставление обратной связи.

Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза. В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения. Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

От редакции :  Виды, диагностика и лечение травм головы

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Поддерживайте визуальный контакт

Общение глазами прописано глубоко в наших генах. Двухдневные новорождённые предпочитают смотреть на лица, а не на игрушки или потолок . Мозг 4-месячных детей работает активней, если ребёнок смотрит кому-то в глаза .

Когда собеседник избегает визуального контакта, люди думают что он неискренний и менее сознательный . И наоборот, мы больше верим тому, кто смотрит в глаза .

Но не перегните палку. Люди считают слишком длительный взгляд признаком агрессивности и даже психопатии. Учёные определили, что смотреть в глаза нужно не больше трёх секунд.

А ещё на доверие влияет степень расширения зрачков – чем они шире, тем больше близости вы чувствуете с собеседником. Вы не способны управлять глазными мышцами сознательно. Но вы можете назначить встречу в затемнённом помещении, и тогда зрачки расширятся автоматически.

3

Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков

Многие родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков у ребенка, минимизируя общение с ним. Родитель задает формальные вопросы и, получив ответы на них, предоставляет ребенка самому себе. В результате у него нет образца нормальной и продуктивной коммуникации.

Еще одна ошибочная модель поведения взрослых – жесткое подавление личности ребенка. В этом случае мнение и интересы дошкольника не учитываются. Нередко применяются жесткие наказания, в том числе физические, ребенка оскорбляют, унижают. Последствия такого подхода в воспитании зависят от характера ребенка. Если он достаточно сильный, то поведение взрослых может восприниматься как норма, что чревато агрессивностью со сверстниками, склонностью к их запугиванию. Слабохарактерный ребенок будет сломлен таким отношением, поэтому начнет скрытничать, заискивать перед взрослыми.

Формируя коммуникативные навыки у дошкольника, взрослые совершают различные ошибки. В соответствии с ними выделяют несколько типичных ошибочных моделей поведения:

  • Гордость семьи. Родители считают ребенка исключительным, превосходящим сверстников во всем. Все его пожелания исполняют, капризы и ошибки прощают. Ребенок становится избалованным, растет эгоистом.
  • Любимчик. Такая модель поведения характерна для многодетных семей. Отношение к ребенку такое же, как в предыдущем случае, но только со стороны одного из членов семьи. В результате ощущается нехватка любви и внимания от других членов семьи, а отношение остальных детей становится негативным, завистливым.
  • Бедная Золушка. Такая модель воспитания также характерна для многодетных семей. С детства ребенку отводят второстепенную роль, подчиняя его жизнь другому ребенку, которого считают более успешным. Это приводит к зависти, комплексу неполноценности.
  • Послушный ребенок. Понятия приличного и неприличного внушаются с рождения. Поведение ребенка должно быть подчинено определенным правилам, чтобы показать окружающим его воспитанность. При этом мнение ребенка и его интересы игнорируются, что чревато в будущем совершением аморальных и неприличных поступков.
  • Виноват во всем. Ребенок у всех вызывает раздражение, его обвиняют в любых бедах, присваивают проступки, которые он не совершал. Он становится изгоем, запуган, постоянно боится недовольства, наказания.
  • Хрустальная ваза. Такая модель поведения свойственна семьям, где ребенок пережил тяжелую болезнь, серьезную травму, потрясение. Родители оберегают его от всего, что считают опасным. Ребенок растет безынициативным, постоянно ждет поблажек и считает, что все ему должны.
  • Проблемный ребенок. Он чрезмерно гиперактивен, очень озорной. На него не действуют выговоры, наказания. Это связывают с тем, что родители не желают воспитывать ребенка, не уделяют этому достаточно внимания.

Самые эффективные методики по развитию коммуникативных навыков

Одним из наиважнейших навыков коммуникабельного человека является артистизм. Чувство юмора, способность сделать умелую и при этом незлобную пародию на шефа или несговорчивого компаньона значительно поднимет статус шутника в глазах коллег.

Среди прочих рекомендаций, которые пригодятся в повышении коммуникативных способностей, стоит выделить следующие наиболее эффективные методики:

  1. Отбросить пессимизм. Грустные личности, склонные к самобичеванию и вечному недовольству, пользуются славой не самых приятных собеседников, поэтому с подобным настроем найти себе друзей и завоевать расположение коллег будет очень трудно.
  2. Не нужно скрывать свою точку зрения от окружающих из страха, что она не будет принята или вообще станет поводом для насмешек. Главное – грамотно сформулировать мысли и деликатно подать их на суд собеседников. Всегда найдется человек, который подвергнет критике или поднимет на смех любую точку зрения, отличную от его собственной, однако это не является поводом не высказывать мысли вслух.
  3. Поддержание зрительного контакта с собеседником – важная часть развития эффективных коммуникативных навыков. Благодаря визуальному контакту собеседник будет уверен в том, что к его словам внимательно прислушиваются.
  4. Жесты и мимика считаются неотъемлемыми компонентами эффективного делового и межличностного общения. Противоречивые сигналы могут быть истолкованы как агрессия и недовольство по отношению к оппоненту. Поэтому стоит следить за тем, чтобы жестикуляция максимально отражала текущий посыл.

Язык тела также относится к искусству коммуникации. Человек, который ведет переговоры в позе со скрещенными на груди руками, демонстрирует невербальный сигнал о том, что он не расположен к общению либо испытывает чувство неприязни по отношению к собеседнику.

Привычка не придавать значения чужим словам, пропуская их мимо собственных ушей, весьма негативно отразится на результатах важной встречи

Польза для детского развития

Коммуникативные упражнения полезны по следующим причинам:

  1. Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом — в школе. В дальнейшем навыки сохраняются, поэтому уже взрослый человек быстрее адаптируется в университете, на работе, среди компании незнакомых людей и т.д.
  2. Вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. Игры помогают решить эту проблему. В процессе ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
  3. Способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. Люди с в меру живой мимикой оцениваются другими как более привлекательные, т.к. они харизматичные. В будущем человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.
  4. Улучшают воображение. Это становится базой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность. Неординарный подход делает ребенка более популярным, его успехи чаще отмечают воспитатели и учителя. Это повышает самооценку. Дети становятся счастливыми, т.к. получают одобрение со стороны других.
  5. Развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность и реже отвлекается от своей цели.
  6. Учат распознавать собственные чувства. Если до 3-4 лет детям речь нужна преимущественно для просьб и взаимодействия во время игр, то с возрастом способность говорить приобретает другое значение. Возникает потребность в эмоциях и их выражении. Речь становится главным инструментом. Сначала ребенок учится понимать, что он чувствует, а потом правильно доносить это до окружающих. Это ключевой коммуникативный навык, который обеспечивает гармоничное развитие. У людей, которые правильно осознают эмоции и контролируют их, ниже шанс появления психических отклонений.
  7. Развивают склонность к эмпатии. Ребенок учится понимать не только себя, но и других. Он начинает сочувствовать и сопереживать окружающим. На этой почве ему становится проще заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с людьми. При возникновении конфликтных ситуаций дети старшего возраста с развитыми коммуникативными навыками смотрят на проблему с обеих сторон, затем спокойно обсуждают происходящее и пытаются найти решение. Если умения развиты плохо, приоритетное значение имеет выражение эмоций или достижение собственной цели вне зависимости от средств.
  8. Учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации. Нормы позволяют направлять ребенка в дальнейшем, не дают ему стать асоциальным, препятствуют формированию девиантного поведения.
  9. Помогают позитивно воспринимать окружающий мир. В ходе занятий и проработки дидактического материала вырабатывается доверие. Ребенок заранее воспринимает окружающих людей позитивно. Благодаря чувству безопасности ему становится проще общаться и развиваться. Вырабатывается способность просить о помощи. Если человек относится к окружающему миру негативно, он испытывает постоянный стресс. Ему трудно о чем-либо просить, он предпочитает как можно меньше контактировать с другими людьми. Это замедляет развитие и снижает продуктивность.
  10. Делают ребенка полноценной частью социума. Это результат проработки остальных умений. После тренировок дети начинают осознавать себя как часть общества, у них появляются четкие границы. Они лучше контролируют себя и хорошо понимают, что им дозволено, а что — запрещено. После взросления у них выше шанс исполнить свою мечту и продвинуться вверх по карьерной лестнице.
От редакции :  Чувствительный или сенсорный нейрон

Из-за этого не происходит формирование связей с окружающими, отсутствует позитивный опыт, ребенок начинает видеть в окружающем мире угрозу и опасность. Это может преследовать человека всю жизнь. В результате появляется склонность к самоизоляции. Жизненная позиция становится пассивной. Возникает стресс, повышается риск развития психических отклонений.

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими

Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки

Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей

Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.


Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: