Способы развития разных типов мышления

Как развить нестандартное мышление - успешник

Свойства и функции мышления

Все виды мышления выполняют четыре основные функции:

  1. понимание;
  2. решение задач;
  3. генерация собственных целей:
  4. рефлексия.

Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.

Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.

Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр. Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией

Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем

Девушка учится водить

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е

«перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.

Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде

Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать

Зачем развивать?

Как развить аналитическое мышление и зачем? Этот вопрос волнует как учеников, студентов, так и взрослых людей. Пока мы учимся, аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей. И это не блажь – работники, у которых развита эта компетенция, склонны быстрее принимать обдуманные решения, строить планы и прогнозы, анализировать прошлый опыт – что в итоге сказывается на эффективности компании. Но даже если вы не ученик, студент или работник – рассматриваемый тип мышления стоит развивать с целью анализа своей жизни, успехов и неудач, планирования будущего.

Как развивать?

Развивать аналитический тип мышления помогут определенные упражнения:

  1. В учебных заведениях нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам.
  2. Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы. Можно использовать специальные книги, содержащие такие упражнения, например: Олег Китынский «Кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, загадки, головоломки», Гэри Грубер «170 cамых сложных в мире головоломок. Задачи, ребусы и каверзные вопросы для ума», для детей будет интересной «Большая книга головоломок, загадок, ребусов».

  1. Лучшие упражнения, содержащие задачи, требующие аналитической деятельности, заключаются в широко известных играх для взрослых и детей: шахматы и маджонг.
  2. Задачи по решению разнообразных компьютерных квестов и стратегий – способны заменить ленивым людям перечисленные выше упражнения.
  3. Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения – не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий.
  4. Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума — чего стоят произведения Агаты Кристи, Гарднера, Перельмана! Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.

Люди, у которых от рождения развит такой тип мышления, неосознанно любят игры, книги, жизненные ситуации – все те мероприятия, где требуются логика и анализ. Склонные к гуманитарному стилю мышления, наоборот, некомфортно чувствуют себя, когда жизнь требует от них логических умозаключений и систематизации. При этом, большинство гуманитариев понимают насколько ценна аналитическая и логическая компетенция и стремятся ее развивать.

Не забывайте, что аналитическое мышление существенно облегчает жизнь и делает ее интереснее. Анализировать – значит максимально использовать возможности своего мозга.

Рекомендации на каждый день

В психологии разработаны упражнения, посредством которых развивается аналитическая компетенция и которые помогают систематизировать нашу жизнь и достигать успеха в разных областях. Их задачи являются способом достижения собственной эффективности и методом развития способностей к анализу.

  • Придумайте проблему или ситуацию, которая не является для вас сложной и поставьте цель решить ее наиболее простым, быстрым и эффективным способом.
  • Подумайте, сколько существует вариантов ее решения. Определите наиболее близкие для вас.
  • Задайте много вопросов по ситуации: ее истоки, реакция окружающих, ваше ощущение в ней, перспективы, что будет, если проблема разрешится не в вашу пользу, какие плюсы вы получите в случае ее положительного разрешения, стоит ли ее развивать и тп.
  • Получив ответы на все вопросы – принимайте решение.
  • Тщательно проанализируйте его.

Такое упражнение со временем должно войти в привычку – если позволяет время, делайте каждый день, минимум — раз в неделю.

Приучите себя анализировать свои поступки, действия окружающих, события в мире.

Когда читаете – ставьте себя на место героев, подумайте, почему они так поступили и как поступили бы вы. Со временем вы заметите, что склонность к анализу прочно закрепилась в вашем сознании, что работать и учиться стало проще и вы лучше понимаете, почему те или иные события произошли в вашей жизни.

Самые частые вопросы по теме:

Что такое аналитическое мышление?

Аналитическое мышление является критически важным компонентом визуального мышления, которое дает возможность быстро и эффективно решать проблемы. Он включает методичный пошаговый подход к мышлению, который позволяет разбить сложные проблемы на отдельные и управляемые компоненты.

В чем разница между аналитическим и критическим мышлением?

Основное различие между аналитическим мышлением и критическим мышлением заключается в том, что аналитическое мышление включает в себя разбивку сложной информации на более мелкие части, в то время как критическое мышление предполагает учет внешних знаний при оценке информации.

Почему так важно аналитическое мышление?

Навыки аналитического мышления имеют решающее значение на рабочем месте, потому что они помогают вам собирать информацию, формулировать, визуализировать и решать сложные проблемы. Даже при всестороннем обучении во многих случаях вы будете вынуждены мыслить аналитически, и правильный или неправильный ответ может изменить вашу мобильность в компании.

Что такое аналитические навыки?

Аналитические навыки относятся к умению собирать и анализировать информацию, решать проблемы и принимать решения. Эти сильные стороны могут помочь решить проблемы компании и улучшить ее общую производительность и успех.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  1. Что такое аналитическое мышление
  2. Влияние творчества на аналитический процесс мышления
  3. Какие задачи помогает решать аналитическое мышление
  4. 5 ключевых навыков человека с аналитическим типом мышления
  5. Чем различаются критический и аналитический виды мышления
  6. Примеры аналитического мышления
  7. Как развить аналитическое мышление: упражнения и секреты
  8. Топ-10 полезных книг по обучению и развитию навыка аналитического мышления
  9. Итоговые советы для повседневного развития аналитического мышления

Аналитическое мышление, будучи преобладающим в человеке, помогает ему качественно и эффективно обрабатывать большие объёмы информации путём их точечной фрагментации и упорядочивания на части. Эта возможность увидеть мелкие, но существенные детали в огромной картине, позволяет достичь ясности в том или ином вопросе.

Чтобы воспользоваться всеми дарами этого вида мышления, его нужно постоянно развивать. Для тех, кто заинтересован, мы подготовили нашу статью, наполнив её полезными упражнениями и секретами, которые помогут вам достичь новых высот в вашей профессиональной жизни благодаря апгрейду мышления.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»

2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.

3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.

2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.

3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Разновидности мышления

В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:

  1. Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
  2. Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
  3. Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
  4. Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
  5. Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
  6. Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
  7. Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.

Как развить логическое мышление

Умение логично рассуждать – это не врожденная характеристика личности. Способность мыслить логически вырабатывается на протяжении жизни. Данный элемент познания действительности скорее чужд человечеству, нежели близок ему, поэтому индивиды на протяжении веков старательно уклоняются от произведения логических умозаключений, стараясь мыслить, таким образом, каким им выгоднее и проще. Однако при этом без логики человеческий род не выжил бы, так как фундаментом для сотворения большинства жизненных законов является логика, которая представляет способность размышлять, анализировать поступающие данные, проводить параллели и совершать верные умозаключения.

Именно логическое мышление позволяет людям принимать правильные решения. Поэтому специалисты всего мира постоянно разрабатывают игры на логическое мышление, способствующие развитию умения мыслить, используя, в первый черёд, логику, а не интуицию.

Логически мыслить означает отделять существенное от неважного, отыскивать взаимосвязи и выводить умозаключения, приводить аргументы и парировать, обладать убедительностью и не являться легковерным субъектом. Несмотря на то, что всякий индивид не раз за собственную жизнь использует способность логического мышления, все же большинство субъектов мыслит шаблонами, поскольку не стремится выработать логическое мышление

Такие субъекты не стимулируют логическую мыслительную деятельность, редко используя логику в рассуждениях.

Как развить логическое мышление? Начинать тренировать логику можно практически с «пеленок» и делать это оптимально при помощи различных игр.

Игры на развитие логического мышления

Лидирующую позицию среди игр, стимулирующих формирование логической мыслительной деятельности, занимают шахматы, которые по сей день считаются классическим средством тренировки собственного интеллекта. Шахматы учат не только мыслить логически, но и разработке стратегий, терпению, внимательности, усидчивости, предугадыванию шагов соперника и анализу сложившейся на доске ситуации.

Более простым вариантом являются шашки, однако недооценивать данную игру не стоит. Она формирует объективность мышления, тренирует память, воспитывает трудолюбие, точный расчет и смекалку, учит находить нестандартные пути решения.

Игра «эрудит» также знакома большинству ещё с детства. Она способствует стимулированию внимательности, развитию логики и памяти, расширение словарного запаса и кругозора.

Игра «реверси» способствует развитию масштабного логического мышления, формирует умение видеть перспективу ходов и просчитывать собственные действия их на несколько шагов вперед.

Кроме этого существует множество загадок, отгадывание которых способствует тренировки логики и развитию внимания.

Сегодня в век инновационных разработок тренировать логическое мышление стало намного проще, чем ранее. В нынешнее время для развития логики уже не нужно везде носить с собой громоздкую шахматную доску, достаточно иметь мобильный телефон, причем не обязательно дорогой смартфон. Скачав на телефон несколько игр, направленных на тренировку логики, можно с пользой проводить время, например, затрачиваемое на езду в транспорте на работу.

Также для формирования логического мышления разработано множество упражнений, таких как расшифровка анаграммы, нахождение лишнего слова в ряду, поиск аналогий и др.

К вышеперечисленному можно добавить несколько рекомендаций, выполнение которых стимулирует работу мозга и развивает логику.

С целью выработки привычки глубоко анализировать, следует при штудировании нового материала или произведении любых действий, объяснять самому себе для чего это необходимо, что это даст и т.п.

При развитии логического мышления рекомендуется к любой ситуации придумывать минимум четыре способа выхода из нее или пять путей решения. При этом решения могут быть самыми невероятными.

Для активизации мозговой деятельности в неординарном направлении, необходимо научиться писать рукой, которая не является ведущей (для правшей – левой и наоборот).

Также рекомендуется больше двигаться на свежем воздухе. Так как даже двадцатиминутная прогулка способствует активизации работы мозга практически на 60%. Кроме этого во время прогулки можно складывать цифры номеров проезжающих машин. При выполнении каких-либо действий, следует делать непродолжительные передышки каждые 40 или 50 минут, направляя собственный разум на что-нибудь отличное от выполняемых действий.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: