Как научиться концентрировать внимание

Упражнения на концентрацию внимания для взрослых и детей

Как сосредоточенность сказывается на работе

Наглядный пример. Увеличительное стекло способно сжечь поле, стать причиной лесного пожара или спасти чью-то жизнь. Вы спросите, как? Очень просто, оно способно концентрировать солнечные лучи в одной точке.

Немного статистики. Люди, которые ходят на работу работать, действительно работают всего ¼ часть времени. Если смена длится 8 часов, то из них работает человек всего 2 часа. Остальные 6 часов он тратит на непродуктивные временные расходы. Когда же человек начинает работать сосредоточенно, он за 30-40 минут делает объем работы, на который при обычном подходе ушёл бы полноценный рабочий день. За 8 часов вы сделаете тот объем работы, который раньше делали за неделю. Это происходит за счёт того, что нет никаких отвлечений, вплоть до самых глубоких мыслей.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость. Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить

К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности

Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок. Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни. 14.07.2011

14.07.2011

Свойства внимания

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.

Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо

Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.

Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.

Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.

Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.

Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.

Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.

Современные технологии

Наступление цифровых технологий и их постоянное присутствие в жизни человека приводит к более выраженному «распылению» мыслей, нарушению способности концентрировать внимание на важных вещах. Глубокая концентрация без технологических (и других) перерывов кажется настолько невозможной, что никого не удивит отправление СМС или электронных писем в середине рабочего совещания или корпоративной презентации

Вездесущая потребность в многозадачности (мультитастинге) требует разделения внимания. Это приводит к тому, что человек не может фокусироваться на чем-то должным образом, ему чуждо умение концентрироваться.

Некоторые люди пытаются улучшить состояние лекарствами, но большинство из них не страдают патологической гиперактивностью или синдромом дефицита внимания (СДВГ). Если вам также кажется невозможным сосредоточиться без перерывов и отвлекающих факторов, но не хотите, чтобы слабая концентрация мешала работе, вам помогут способы тренировки мозга, направленные на улучшение способности сосредоточения.

Отключите уведомления на мобильном устройстве

Мобильный телефон сопровождает человека повсюду. Часто смартфон – это первая вещь, которую люди проверяют утром после пробуждения. Но также речь идет о самой большой ловушке для внимания и «убийце» концентрации. Конечно, отказ от мобильного телефона невозможен, но можно его иногда отключать.

Одно исследование, проводимое с группой людей, обнаружило, что при отключенных уведомлениях на мобильном устройстве они были менее беспокойны, более продуктивны. Причина в том, что отслеживая уведомления, человек старается сразу ответить на большинство из них, а некоторые СМС могут вызвать ненужный стресс.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

От редакции :  Как научиться скорочтению и развить долговременную память

С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием

Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Родители должны направить этот интерес в нужное русло для правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть увлечен чем-то на небольшой период

К шестилетнему возрасту ребенок способен удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать

Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя

Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат.   

Как развить?

Ум детей довольно восприимчив к обучению

Знайте, что произвольное внимание само по себе у ребенка не сформируется. Поэтому родителям необходимо развивать именно этот вид интеллектуальной деятельности

Рассмотрим примеры игр и упражнений, которые направлены на такую деятельность.

Игра «Следи за другими». Игру желательно проводить в большом детском коллективе. Ведущий предлагает детям двигаться друг за другом. А перед этим он заранее объясняет участникам: если последует команда «стоп», то все должны остановиться и затопать ногами. После чего нужно повернуться в обратную сторону на 180 градусов и продолжить движение. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Игра «Коршун». Один из ребят садится на стул. Ведущий произносит слово «ночь». В это время ребенок, который выполняет роль коршуна закрывает глаза и ждет. Другие дети, наоборот, прыгают или бегают. Как только прозвучит команда: «день», то все участники должны замереть. Участник, не услышавший команду «ночь» и продолжающий выполнять непроизвольные действия, проигрывает. Он становится коршуном, и игра снова продолжается.
Также можно предложить игру «Поймай момент». Ведущий показывает детям различные движения. Участники должны их повторять только в том случае, если взрослый произносит команду «повтори». Если команды не было, дети остаются неподвижными. Тот ребенок, который проявил невнимательность и повторил движение без команды, выбывает из игры.
Интересное упражнение под названием «Печатаем слово». Для его выполнения участникам игры раздаются большие буквы, вырезанные из твердой бумаги. Ведущий игры на доске пишет слово (желательно, чтобы слова были знакомые, такие как «парта», «ручка», «ложка», «стол»). Дети, у которых есть буквы, содержащиеся в написанном на доске слове, хлопают в ладоши. Как только слово «соберется», все кричат «Ура».

Игра под названием «Зоркие соседи» также способствует формированию внимания. Для осуществления игры дети выстраиваются в круг. В середину становится водящий

Он ходит по кругу и «усыпляет» внимание игроков. Затем водящий внезапно должен остановиться возле одного из участников и сказать: «Руки вверх»

Тот участник, на которого указал водящий, остается в неподвижном состоянии, а стоящие рядом игроки- «соседи» должны поднять руки вверх. Если кто-то проявит невнимательность, выбывает из игры.

Такие выводы они делают не подумав. На самом деле они предъявляют своему чаду очень высокие требования, задавая непомерные для его возраста задачи. Чтобы не делать ошибок, необходимо тщательнейшим образом подходить к выбору деятельности ребенка и учитывать его возрастные возможности.

Выше были приведены игры, которые можно предложить дошкольникам, а теперь рассмотрим некоторые упражнения для детей-школьников.

Умение сосредотачивать внимание разрабатывается упражнением «Переверни слово». Для его проведения ученикам предлагаются слова, в которых буквы перевернуты

Например, такие: снаве – весна; тапар – парта; лакош – школа. Дети должны определить слово и правильно его записать.
Упражнение «Найди ошибки» позволяет детям развить грамотность и внимание. Учитель на доске пишет предложение и делает намеренно ошибки. Например, «Миша поше гулять с сабакой и не замети, как заблудился». Учитель предлагает ученикам определить ошибки и записать предложение правильно. В данном действии участвует весь класс.
Упражнение «Найди другое слово» развивает не только внимание, но интеллект. Для его выполнения учитель пишет на доске слова, в которых спрятано еще одно слово. Например, «укол» (кол), «смех» (мех), «вдруг» (друг). Дети определяют спрятанные слова и записывают их в тетради в столбик.
Упражнение под названием «Найди родственные слова» поможет развить произвольное внимание. Для его выполнения на доске пишут начальное слово, например, «ложка». К этому слову необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов: «ложка – ложечка, положить, ложе, положение». Победителем становится тот, кто напишет наибольшее число однокоренных слов.
Упражнение «Найди лишнее слово». Учитель пишет на доске слова, близкие по сути. Например, «кошка», «лошадь», «корова» – они относятся к домашним животным. В этот список необходимо внести еще и слово «щука». Щука – это рыба. Школьники должны найти «неправильное» слово.

Как улучшить внимание?

Мы перечислили те аспекты жизни детей, которые важно контролировать, чтобы их внимание развивалось в нормальном естественном русле, не снижаясь и не ухудшаясь. Но также важно знать, что качество внимания можно и улучшить, если есть такая необходимость или желание

Подобные тренинги доступны для всех и эффективны как для мальчиков, так и для девочек

Важно лишь выбрать в индивидуальном порядке подходящие именно вам и вашим детям способы, помня при этом о разумности объема нагрузок и объективно оценивая природные особенности и возможности своего ребенка. Выделенное время на такие занятия не будет потрачено зря

Введение регулярных упражнений в жизнь малыша обязательно поможет устранить рассеянность, если таковая имеется, и в целом непременно положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии.

От редакции :  Как снять головную боль при мигрени

Подробнее о том, как именно повысить уровень внимательности, мы расскажем ниже, а пока рассмотрим, какие виды внимания выделяют исследователи детской психологии.

Произвольное

Такой вид внимания почти нехарактерен для детей дошкольного возраста. Активно он начинает развиваться лишь у учеников младших классов и подразумевает использование волевой стороны характера.

Это значит, что пришло время заниматься не только желанными и любимыми делами, но и учиться обращать свое внимание и концентрироваться на тех целях и задачах, которые ставят родители и учителя. Развитие произвольного внимания у детей и есть главная задача школьного обучения в младшем звене

Непроизвольное

Этот тип внимания можно сравнить с бессознательным видом мышления. То есть реакция концентрации происходит независимо от желания и воли человека, в данном случае ребенка. Он реагирует на какой-либо раздражитель (слуховой или зрительный) рефлекторно, непроизвольно.

В активном состоянии такое внимание наблюдается у детей дошкольного возраста. Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное

Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны. То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых

Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное. Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны

То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых

Концентрация и внимательность

Способы научиться концентрироваться направлены не только на хорошую выдержку на длительной лекции или собеседовании. С углублением сосредоточения, вы сможете максимально фокусироваться, абстрагироваться от воспоминаний о прошлом, планов на будущее. Внимательность, как способность полностью присутствовать в данный момент, тесно связана с умственным благополучием, чувством счастья.

Люди, имеющие проблемы с удержанием внимания, часто испытывают трудности с достижением успехов в школе или на работе. Это не удивительно. Каждая выполняемая деятельность требует сосредоточения и концентрации внимания. Но практически все проблемы можно решить. Нарушения внимания – не исключение. Помогут в этом регулярные упражнения. Планируйте свой день с учетом времени для ментальной тренировки. Всего 15-20 минут в день улучшат способность фокусировки, следовательно, повысят шансы на карьерное продвижение, успешную сдачу экзаменов.

Еще немного полезных БОНУСОВ:

Комплекс упражнений для вашего сознания

Упражнение на логику

Любая ситуация в первую очередь требует того, чтобы хладнокровно в ней разобраться.

При этом первый шаг – осознать, насколько рационально собственное психическое состояние на данный момент, устранить неадекватное нервное напряжение. Затем, в процессе логического осмысления ситуации и устранения связанных с ней отрицательных эмоций можно пользоваться несколькими приёмами. Снять нервное напряжение нередко удаётся простым самоубеждением. Психическая защита строится на том, что трудные положения воспитывают умение даже из неудачи извлекать какую-то пользу.

Упражнение на образность

Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе литературного или кино – героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, “войти в роль” помогает со временем обрести и собственный стиль поведения.

Упражнение на воображение

Умению настроиться или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать нужные эмоциональные переживания.

Упражнение на отвлечение

Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя интереса, любимая музыка, фильм.

Управление мышечным тонусом

Мышечный тонус является существенным показателем общего эмоционального состояния. Как правило, психическое напряжение сочетается с напряжением мускулатуры, а это – через импульсы от мышц, поступающие в головной мозг – еще больше усиливает нервную нагрузку. Поэтому большое значение имеет умение управлять мышечным тонусом. Стоит нахмуриться, станет действительно грустно. И наоборот, улыбка способна сделать чудо. Способность улыбнуться даже в тяжелой ситуации, убрать ненужную скованность и напряжение повышает способность человека к лучшей реализации своего потенциала.

Осознанное дыхание

Дыхание имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха в овладении методами самоконтроля

Ниже более подробно изложены отдельные методы дыхательной гимнастики

Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха в овладении методами самоконтроля. Ниже более подробно изложены отдельные методы дыхательной гимнастики.

Но прежде хотелось бы заметить, что и самые простейшие дыхательные приёмы могут дать весьма ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус.

Велико значение ритма дыхания. Успокаивающий ритм таков: каждый выдох – вдвое длиннее, чем вдох.

Можно также использовать такой прием, как задержка дыхания. Для этого нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Ментальные занятия

Внимание можно сравнить с мышцей, которая укрепляется благодаря тренировкам. И, так же, как существуют тренажеры для тела, есть упражнения для повышения внимания

Один из способов научиться концентрации, – это простое упражнение, в котором, сравнивая почти одинаковые изображения, надо найти некоторые различия между ними. Если задания кажутся легкими, их можно усложнить, установив лимит времени.

Следующий вариант – зеркальное чтение или письмо. Эти упражнения требуют постоянной концентрации, обеспечивают мгновенный feedback, потому что при отклонении мысли немедленно меняется направление шрифта, вы делаете видимую ошибку.

Типы внимания

Наиболее популярной является классификация, которая делит внимание на произвольное, послепроизвольное и непроизвольное

Возникновение у ребенка непроизвольного внимания происходит само по себе, без каких-либо его усилий. Чаще всего его вызывают яркие, шумные предметы. Такой интерес возникает мгновенно, но не держится долго. Как только малыш подержит яркую игрушку в руках и осмотрит ее с разных сторон, он тут же теряет к ней интерес.
Возникновение произвольного внимания вызвать не так просто. Это нужно взрослым, которые хотят, чтобы малыш делал то, что они считают нужным, а не то, что ему интересно. Развитие произвольного внимания напрямую зависит от развития речи
Психологи утверждают, что у деток с хорошо развитой речью раньше формируется внимание произвольного типа

От редакции :  Как правильно оказать первую помощь при обмороке

Развивать такую сосредоточенность у ребенка помогают различные игры с использованием правил
Взрослый человек, играя с ребенком, показывает, как важно сосредоточиться на игре и следить за выполнением правил всеми участниками.
Послепроизвольное внимание возникает на том этапе, когда малыш уже увлекся игрой, запомнил ее правила и концентрация происходит не принудительно, а сама по себе.

Гиперскорость и гиперконцентрация мешают сосредоточиться

Тод — финансист, и для своего возраста он занимает довольно высокий пост. Благодаря целеустремленности и трудолюбию он быстро поднялся по карьерной лестнице. Некоторые называют его трудоголиком, но он так не считает. «Знали бы вы моего отца, не называли бы меня трудоголиком», — говорит он. Отец Тода все время проводил в офисе и ужинал с семьей только по большим праздникам.

Из-за того что Тоду не хватало в детстве внимания отца, он пообещал себе, что не будет таким, и, по его мнению, он не такой. Хотя сейчас ему приходится управляться с миллионами на счетах, семья для него по-прежнему главное.

Тод живет в Калифорнии, но каждый день общается по работе с Нью-Йорком. Из-за разницы во времени его рабочий день начинается рано. Каждое утро Тод идет на завтрак с ноутбуком, отслеживает котировки акций, проверяет почту, пока остальные члены семьи спокойно завтракают. Он гордится тем, что может выполнять работу и находиться со своими детьми, не то что его отец

Тод быстро переключает свое внимание с компьютера на то, что происходит на кухне, хотя иногда резкие скачки цен полностью его занимают, и он погружается в работу с головой

Когда в офисе к нему обращаются подчиненные, Тод одним глазом смотрит в монитор, следя за входящими сообщениями. Когда на кону большая прибыль, все знают, что лучше не вставать на его пути.

Старшая дочь Тода, Бекки, не может сосредоточиться на уроках в школе. Ее учителя считают, что у нее синдром дефицита внимания. Когда на классном собрании ее спрашивают, почему она не слушает на уроках, Бекки начинает спорить и уверяет, что слушает. Она говорит, что она многозадачная, как ее папа, и что сидеть в классе и ничего не делать параллельно — пустая трата времени.

Недавно одноклассницы не позвали ее на праздник. Жена Тода замечает, что их девочка ведет себя заносчиво с другими детьми. Классная руководительница думает, что у нее заниженная самооценка.

У Тода высокая устойчивость к адреналину, как у его отца и дочери. Он легко успевает делать много дел. Но когда Тод заводит мотор, он проскакивает через зону сосредоточенности и оказывается в перевозбужденном состоянии

Его внимание сужается, сам Тод, его коллеги и члены семьи становятся заложниками

Когда дело касается семьи, Тод старается быть образцовым. Однако это не значит, что результаты его действий соответствуют ожиданиям. Когда он за завтраком делает несколько дел одновременно, зеркальные нейроны его дочери, которые отвечают за копирование поведения, активизируются. Дочь неосознанно копирует рассеянное поведение папы.

Утром за столом происходит кое-что еще. Периодически Тод полностью погружается в свой ноутбук, когда возникает срочный вопрос

Для дочери это сигнал, что внимание отца может в любой момент переключиться с нее на что-то другое. Дети обычно умеют правильно воспринять отказ других детей дружить с ними, но ни один ребенок не может спокойно пережить, если к нему невнимательны родители

Природой заложено, что ребенок пристально следит за проявлением интереса к нему со стороны родителей

Малыш, который в любой момент может почувствовать себя неинтересным самому важному человеку в его жизни, выстраивает сложные механизмы защиты

Высокомерие Бекки по отношению к школьным друзьям подпитывается каждым новым неумышленным отторжением со стороны отца. За исключением легкого чувства тоски, Тод вполне доволен своей жизнью и менять ничего не хочет. Он зарабатывает кучу денег, у него всегда есть текущие проекты. Его подчиненным не нравится ходить перед ним на цыпочках, но они знают, что лучше так, чем спорить. Его дочь устраивает сцены, но он не видит никакой связи между ее плохим поведением и собой. Будучи сам успешным, Тод не верит, что у его дочери низкая самооценка.

У вас случаются колебания внимания, как у Джо? Вы чувствуете себя рассеянным, как Мег? Может быть, вы гиперактивны и гиперконцентрированны, как Тод? В каждом из нас есть что-то от Джо, Мег и Тода. Мы проводим много времени вне зоны концентрации внимания.

Фото: pixabay.com

Популярное

Математика
26 августа 2019

Найди закономерность

Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом.

Любовь к учебе
6 сентября 2019

Как решать ребусы?

Разгадывание ребусов – отличное времяпровождение для любителей всевозможных головоломок и загадок. Это захватывающий процесс, суть которого заключается в том, чтобы расшифровать слово, фразу или предложение с помощью картинок и символов-подсказок: цифр, букв, запятых и прочих знаков.

Навыки
15 декабря 2019

15 сложных загадок на логику.

Логическая загадка любой сложности заставит вас подумать о давно забытых предметах, вспомнить содержание детских сказок и смириться с тем, что ваш ребенок находит ответы быстрее вас. Хотите проверить? Мы подготовили специальную подборку сложных логических загадок!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: