Как лечить аутизм у детей

Ранний детский аутизм, подходы к коррекции рда и рас в системной психологии | психологические тренинги и курсы он-лайн. системно-векторная психология | юрий бурлан

«Мы вместе взбираемся на новую вершину»

Мы двигались очень маленькими шажками, но всё же это было движение вперёд. Учиться пришлось не только сыну, но и мне. Я прослушала дистанционный «Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом», участвовала во многих тренингах, мастер-классах. А потом и сама, уже на своих лекциях, рассказывала другим мамам о методах работы и об особенностях детей с аутизмом. Параллельно продолжала заниматься с сыном. Мы делали успехи. Я обрела новую профессию. Жизнь налаживалась!

В 5 лет Гоша начал повторять слова и составлять элементарные фразы. Он научился ждать своей очереди, выражать желания фразой или жестом, а не криком. Гоша с удовольствием каждый день ходил в детский сад и очень любил заниматься с логопедом и психологом. В 6 лет он впервые пошёл со всеми детьми на утренник и даже рассказал стихотворение Деду Морозу. С визуальной подсказкой, конечно. Но всё же я им очень гордилась.

Сейчас вместе взбираемся на новую вершину. Переехали в солнечную Испанию. Гоша ходит в школу: 4 дня в неделю в специализированную и один день в обычную. Наша цель — это обычная школа, и мы её обязательно достигнем.

И напоследок несколько маленьких советов всем мамам, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка:

  • не ждите, когда вам поставят диагноз, а начинайте заниматься. Не теряйте время;
  • не слушайте рассказы про соседских мальчиков;
  • найдите единомышленников среди родителей таких же деток, потому что вместе мы — сила;
  • учитесь, учитесь, учитесь. И никогда не сдавайтесь!

Причины аутизма у детей: развитие

Современная медицина пока не может дать однозначный ответ, почему у детей развивается аутизм. Существует множество теорий, однако научно ни один вариант развития не доказан. Одним из основных предположений является наследственность. Но этой теории сложно доверять, ведь «дети дождя» зачастую рождаются у совершенно здоровых родителей.

Единственная закономерность, которую удалось выявить учёным – аутизмом чаще страдают первенцы. Также врачи считают, что причиной может стать вирусная инфекция мамы во время вынашивания плода.

Детский аутизм: лечение с грамотным подходом

Все врачи утверждают, что лечение аутизма – это очень тяжело и сложно как с физической, так и с психологической точки зрения. Терапия занимает достаточно много времени и моментальное полное выздоровление вам никто не гарантирует.

Окружит вниманием

Грамотное лечение не может обойтись без трудо- и физиотерапии. Последняя подразумевает под собой специальные физические упражнения и лечебные процедуры. Благодаря этому ребёнок научится лучше управлять своим телом. Трудотерапия учит самостоятельности и выполнению основных навыков.

Правильно подобранная программа развития ребёнка поможет добиться заметных продвижений. Главным методом лечения должны стать психиатрическое лечение и адаптация в обществе.

Для детей-аутистов давно разработана программа, направленная на управление своим поведением. Учёные доказали, что чем раньше начать лечение, тем больших успехов можно достигнуть.

Только медикаментозным путём лечить заболевание бессмысленно. Однако, лекарства могут помочь убрать основные симптомы, повысить концентрацию, уменьшить гиперактивность, тревогу. Врач может назначить приём антидепрессантов, аналептиков, нейролептиков, медикаментов нестимулирующего действия, противосудорожные препараты.

На вопрос «Как лечить аутизм у детей?» мнение у специалистов расходятся. У каждого врача индивидуальный метод лечения для каждого ребёнка, определённого алгоритма не существует. Проанализируйте все предложенные программы лечения. Выберите тот, который на ваш взгляд больше подойдёт вашему ребёнку.

Советы родителям детей с аутизмом

Наши советы родителям, в чьих семьях есть дети с аутизмом. Не идите к первому встречному за помощью, вы просто выбросите деньги на ветер. Обещать шикарные результаты может каждый. Выбирайте высококвалифицированного психиатра с большим опытом работы. Если постоянно менять врачей, ребёнку это может не понравиться, и он ещё больше замкнётся в себе.

Запомните, лечение не должно быть только за стенами медицинского учреждения, это ежедневная работа воспитателей, родителей и в первую очередь родителей. Вы должны всячески помогать ребёнку контактировать с людьми в саду, школе, на детской площадке и дома.

Иметь ребёнка-аутиста нелегко, постоянные занятия с ребёнком могут сильно отразиться на психическом состоянии родителей. Это нелёгкое испытание, здесь помощь психолога может понадобиться и им самим, а не только ребёнку.

Улучшения будут видны далеко не сразу, что морально очень тяжело для родителей. Находите время на свой отдых, а лучше хотя бы раз в год устраивайте себе отпуск. Но помните, что дети-аутисты тяжело переносят смену обстановки.

Основной метод лечение – повторение и чёткий режим дня. Необходимо ежедневно повторять навыки, чтобы ребёнок смог им обучиться.

Научитесь привлекать внимание ребёнка и никогда не злитесь на него, не ругайте. Большинство детей-аутистов страдают пищевой аллергией

Соблюдайте диету, исключите аллергены из рациона. Добавьте в рацион продукты, богатые магнием, витаминами В и С

Большинство детей-аутистов страдают пищевой аллергией. Соблюдайте диету, исключите аллергены из рациона. Добавьте в рацион продукты, богатые магнием, витаминами В и С.

Главное – терпение, не рассчитывайте на быстрые результаты. Лечение должно продолжаться на протяжении всей жизни.

Основная терапия

Идеального способа, как вылечить аутизм у ребенка, не существует. При любых стараниях избавляться от него полностью не удается никому. Тем не менее применение нескольких методов терапии позволит добиться коррекции состояния больного, что позволит ему чувствовать себя обычным человеком, который способен общаться с другими людьми. Для этого потребуется сначала пройти диагностику, после чего больному будут назначены медикаментозное лечение и работа с врачами. Эти три элемента станут отправной точкой в борьбе с болезнью

После их реализации также стоит обратить внимание и на другие методы, т.к. без них добиться хорошего результата будет тяжело

От редакции :  9 типов интеллекта по Гарднеру

Диагностика

Подтвердить наличие аутизма – не такая простая задача. Врачу потребуется провести беседу не только с ребенком, но и с его родителями. При этом взрослые должны заранее записать свои наблюдения, чтобы подробно изложить все, что им кажется необычным.  Также мама и папа малыша должны будут ответить на специальные вопросы из опросника, который применяется для диагностирования этой болезни.

Очень часто родители и врачи не придают значения небольшим отклонениям в поведении ребенка, из-за чего начало лечения затягивается, а ребенку может стать хуже. Также сложность выявления аутизма в том, что некоторые симптомы могут относиться к другим болезням. Иногда детям диагностируют шизофрению, умственную отсталость или нарушения отдельных органов, даже не думая о развитии аутизма.

Медикаментозное лечение

Первым методом борьбы с аутизмом является медикаментозная терапия. Ее применяют сразу после постановки окончательного диагноза. В некоторых случаях необходимость лечения лекарствами вообще отсутствует. Однако чаще всего к ней все же прибегают.

Этот метод лечения направлен на устранение проявлений аутизма

Особое внимание уделяют поведенческим отклонениям, среди которых — неадекватные реакции на различные события, стереотипность действий, агрессия, депрессивные состояния. Для борьбы с ними назначают психостимуляторы с нейролептиками, которые постепенно нормализуют психику больного

Однако принимать такие препараты регулярно не рекомендуется, т.к. это может негативно сказаться на интеллектуальных способностях ребенка.

Дополнительно врачи выписывают пробиотики, витаминные комплексы, полинасыщенные жирные кислоты, антибактериальные и противопаразитарные средства. Список групп препаратов может расширяться. Все зависит от особенностей течения болезни и состояния ребенка.

Работа с врачами

Обязательным условием для нормализации состояния больного ребенка является работа с врачами. Родители должны обратиться за помощью к психотерапевту и логопеду.

Во время занятий с психотерапевтом ребенок будет постепенно улучшать функции мозга. Задачей врача становится правильное направление терапии и помощь малышу. Сначала психотерапевт будет применять упражнения для избавления от симптомов аутизма, а потом постарается добиться максимального развития социальных навыков у ребенка. Существует большое количество специальных программ, которые позволяют добиться результата за несколько сеансов. Чаще всего применяются следующие типы терапии: поведенческая, социальная, развивающая, игровая.

Логопед работает с детьми старше 5 лет. Он помогает им развивать речевые навыки, которые при аутизме очень часто нарушены. Для этого применяют специальный комплекс упражнений, затрагивающий язык, губы и мелкую моторику. Сначала ребенка учат полноценно разговаривать, а уже потом начинают развивать социальные навыки с помощью общения с другими людьми.

Заблуждения об аутизме

В народе бытует миф, что аутисты — отличны математики, программисты. Это заблуждение. Большинство из этих детей имеют глубокую форму умственной отсталости и не в состоянии мыслить логически. действительно, есть единицы, которые проявляют склонность к математике и точным наукам — но их количество близится к десятым долям процента от общего числа всех детей с той или иной степенью аутизма.

Психиатрия различает:

  • аутизм Каннера — самая тяжелая разновидность, при которой ребенок полностью обращен в себя, это глубокая инвалидность до конца жизни такого человека;
  • аутизм Аспергера — ребенок способен полностью социализироваться, и отличать от нейротипичных людей его будут лишь небольшие странности;
  • атипичный атизм может носить неявные черты основного заболевания;
  • классический аутизм подразумевает умеренную погруженность в свой собственный мир и умеренный эмоциональный отклик на очень яркие, сильные внешние раздражители.

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию,
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей,
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.
От редакции :  Функции долей головного мозга

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ЦНС,
  • Влияние вирусов или бактерий,
  • Воздействие ртути или химических веществ,
  • Злоупотребление антибиотиками,
  • Гормональные нарушения,
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова,
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны,
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному,
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Как распознать — признаки и симптомы

Первичные особенности заболевания выявляются в младенчестве – нестандартное поведение детей вызывает много вопросов у их родителей. Характерные признаки для выявления болезни представлены:

  • недостаточным общением с окружающими;
  • нарушением ответных реакций на попытки общения;
  • ограниченный круг интересов, периодически повторяющиеся движения;
  • отсутствие или невыраженность эмоций;
  • замкнутость;
  • отстраненность.

Каждый отрезок жизни ребенка имеет специфическую симптоматику аутизма.

До первого года жизни

Отсутствие ярких проявлений эмоционального плана – улыбки, реакции на внешние раздражители, заинтересованность яркими цветами. Взгляд младенца останавливается на одном, особо привлекательном для него неодушевленном предмете.

Ребенок не пытается жестикулировать, не реагирует на собственное имя, отсутствует стандартный младенческий лепет. Малыши отличаются повышенным спокойствием, и самодостаточностью – они могут играть часами.

Атипическая форма аутизма в этом периоде встречается редко – патология сопровождается умственной отсталостью. Все перечисленные признаки стандартного аутизма проявляются совместно с конвульсиями и эпилептическими припадками.

От первого года до трех лет

У детей отмечается замкнутость, плохо развитая разговорная речь или постоянно присутствующее молчание. В отдельных случаях регистрируется прекращение речи после 18 месяцев. Если малыш говорит, то о себе он рассказывает во втором или третьем лице. Часто отмечаются повторения услышанных отрывков чужих фраз.

Дети редко смотрят в глаза или лицо собеседнику, могут проявлять повышенное спокойствие или гиперактивность. Малыши предпочитают ходить на «пальчиках», широко размахивая руками. Стремление к самообслуживанию приводит к отдалению от взрослых.

Повторяющие однообразные движения – раскачивание на стуле и пр. отличаются однообразием, с механическим оттенком

Нестандартные игрушки привлекают внимание – выключение и включение водопроводных кранов, выключателей света. Дети избегают компаний ровесников, в коллективах могут проявлять агрессивность – окружающие для них являются помехой, отвлекающей от внутреннего мира

У аутистов редко проявляется плаксивость, даже при сильных падениях. Поведение таких малышей напоминает чрезмерную избалованность – они переборчивы в еде, резко реагируют на посторонний шум и отказываются уживаться с ровесниками.

Повышенная пугливость связана с неизвестностью окружающего мира. Малыши предпочитают замкнутые пространства и абсолютное одиночество. Смена обстановки у них провоцирует истерики – с их помощью дети пытаются подавить свой страх.

Внешне, такие малыши достаточно привлекательны. У отдельных детей отмечается широкая расстановка глаз и небольшой объем нижней трети лица.

Дошкольный возрастной период

В этом возрасте дети начинают сортировать личные вещи в определенном порядке, с учетом цвета, формы и материала изготовления предмета. Комфортная обстановка для таких малышей – распределение вещей по строго определенным местам.

Отсутствие необходимой коррекции поведения вызывает замкнутость, речевую дисфункцию. Поведенческие реакции, основанные на страхе, вызывают навязчивые мысли и соблюдение определенных ритуалов.

Гиперактивность проявляется в неусидчивости, сложности контролирования собственных движений. При пониженной активности может фиксироваться расстройство мелкой моторики.

От редакции :  Корешки спинного мозга: строение и функции

Школьный возрастной период

Характеризуется избирательным отношением к любым предметам – математике, литературе, музыке, изобразительному искусству. Нередко отмечаются высокие способности в отдельных областях знаний. Сложности возникают на общих предметах, а при любых регистрируется повышенная сосредоточенность. При зачитывании литературы вслух замечаются проблемы – особенно при произношении отдельных слов или звуков.

Дети отличаются повышенной молчаливостью – речь используется при необходимости сообщить о какой-то потребности. У малышей выявляется абсолютная самостоятельность и независимость от окружающих. Избирательность фиксируется во вкусовых предпочтениях – аутистам необходим определенный цвет и внешний вид посуды, определенное время принятия пищи.

Разновидности аутизма

Родители аутистов с подтверждённым диагнозом должны выучить одну фразу: «Если вы видели одного ребёнка с аутизмом, то вы видели только одного ребёнка с аутизмом». Смысл этой фразы в том, что аутистическое расстройство приобретает самые разные формы. Поэтому лечение и рекомендации, которые подходят одному ребёнку, совершенно не подходят другому.

Чтобы точно поставить диагноз и назначить подходящий курс терапии, врачи определяют виды аутизма у детей. При этом многие термины являются обобщающими и не всегда имеют точную симптоматику. На данный момент специалистами определены такие типы аутизма:

1. Неуточнённое первазивное расстройство развития. Этот диагноз ставят тем, у кого клиническая картина «смазана», то есть симптоматика свидетельствует о разных отклонениях аутистического спектра.

2. Высокофункциональный аутизм. Это лёгкая форма аутизма у детей, которая не отражается на их умственных способностях и навыках речи. В данном случае дети чуть более замкнутые, чем сверстники, но практически не испытывают трудностей в учёбе.

3. Синдром Каннера. Наиболее тяжёлая форма аутизма, которая характеризуется практически полным отсутствием коммуникативных навыков, задержкой развития, недостаточностью моторики, высокой сенсорной чувствительностью.

Отдельно стоит назвать синдром Аспергера, который многие специалисты считают отдельной разновидностью психических заболеваний. По симптоматике синдром Аспергера схож с высокофункциональным аутизмом. Он проявляется в том, что страдающие от этой болезни люди несмотря на высокий интеллект и развитые коммуникативные навыки испытывают трудности с социализацией. Они особым образом реагируют на окружающий мир, не понимая многих механизмов сосуществования людей.

К тяжёлым формам аутизма некоторые специалисты относят синдром Ретта, синдром Хеллера и прочие дезинтегративные расстройства. Однако на самом деле они являются отдельными психическими заболеваниями с определённой симптоматикой.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию;
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей;
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ЦНС;
  • Влияние вирусов или бактерий;
  • Воздействие ртути или химических веществ;
  • Злоупотребление антибиотиками;
  • Гормональные нарушения;
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова;
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны;
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному;
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: