Излечимо ли ДЦП у детей

«отдали целителям месячную зарплату»: как лечат детей с дцп — рт на русском

2 шаг: правильная постановка диагноза

Фото Анна Гальпериной из реабилитационного центра для детей с ДЦП в Марфо-Мариинской обители

Если беременность и роды протекали нормально, но ребенок при этом отстает в развитии, а, тем более, если он утрачивает те навыки, которые уже приобрел, – это повод для поиска других причин нарушений. Церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание.

Ищите другую причину! Это может быть генетическое заболевание, нарушение обмена органических и аминокислот, прогрессирующее заболевание нервной системы

Важно точно установить диагноз, потому что некоторые прогрессирующие заболевания можно и нужно лечить медикаментозно (в отличие от ДЦП). Кроме того, точный диагноз поможет составить адекватную программу реабилитации

Очень важно пройти полноценное обследование в условиях стационара, скорее всего в психоневрологическом детском отделении, только после него можно определиться с диагнозом и программой действий. А что делать, если участковый педиатр не видит причины для беспокойства, не хочет давать вам направление, отговаривает от дополнительных консультаций? Не хочется повышать тревожность среди мам

Большинство из них и так избыточно тревожны

А что делать, если участковый педиатр не видит причины для беспокойства, не хочет давать вам направление, отговаривает от дополнительных консультаций? Не хочется повышать тревожность среди мам. Большинство из них и так избыточно тревожны.

И все-таки нельзя не сказать. Если вы видите, что ребенок действительно плохо развивается, сильно отстает от сверстников, не стесняйтесь задавать вопросы, настаивайте на дополнительных консультациях, ищите специалистов. Не секрет, что зачастую врачи не хотят «портить статистику».

Точно так же в стационаре. Не стесняйтесь просить специалистов объяснять вам все до тех пор, пока вы не поймете. Это лучше, чем держать свою тревогу и озабоченность в себе или пытаться узнать что-то у родственников и знакомых

Чтобы в суете не забыть что-нибудь важное, лучше записывать свои вопросы

Лечение и реабилитация больных с ДЦП

Детский церебральный паралич является неизлечимым заболеванием. Но в случае нетяжелого поражения головного мозга, при правильном уходе, своевременное адекватное лечение и реабилитация детей с ДЦП, постоянные занятия с ребенком позволяют достичь хороших результатов в восстановлении моторных, координаторных функций, развить речь, приспособиться к жизни с таким малышом в нормальном обществе, вырастить его самостоятельным, полноценным человеком.

Медикаментозное лечение

Основные группы препаратов:

  • Противосудорожные препараты – для лечения эпилепсии.
  • Антиспастики – препараты для устранения патологического мышечного спазма, например баклофен, мидокалм. Изобретено такое приспособление для длительного введения препарата, расслабляющего мышцы при ДЦП, как баклофеновая помпа.
  • Ботулинотерапия при ДЦП. Введение в патологически спазмированные мышцы ботулинического токсина оказывает длительное спазмолитическое действие.
  • Анальгетики, спазмолитики для симптоматического лечения любого вида боли.
  • Сосудистые, метаболические, витаминные, ноотропные препараты – для улучшения питания клеток головного мозга, нормализации передачи нервных импульсов между ними.
  • Иногда требуются антидепрессанты, транквилизаторы.

Хирургическое лечение детей с ДЦП

https://youtube.com/watch?v=BDI0zmnlqc4

Проведение операции может потребоваться при формировании выраженных контрактур: выполняют пластику сухожилий.

Физиотерапевтическое лечение и анималотерапия

Из физиопроцедур чаще всего назначаются:

  • электрофорез с лекарственными препаратами;
  • электростимуляция пораженных нервов для улучшения проведения нервных импульсов по ним от мозга к мышцам;
  • хвойные, радоновые, йодобромные ванны;
  • оксигенотерапия;
  • грязелечение.

Такие процедуры направлены на расслабление спазмированных мышц, улучшение общего самочувствия.

Анималотерапия (дельфино-, иппотерапия для детей с ДЦП) улучшает настроение больного, стимулирует работу структур головного мозга через богатые тактильные ощущения, получаемые ребенком при общении с животными, способствует развитию речи, двигательной сферы. Иппотерапия применяется при лечении ДЦП очень часто

Массаж и ЛФК

Основное значение для реабилитации больных ДЦП имеют массаж, лечебная физкультура, применение специальных тренажеров, тейпирование при ДЦП и другие способы:

  • Профессиональный массаж при ДЦП у детей и взрослых, который должны проводиться ежедневно, а также ежедневные занятия лфк при ДЦП. Это позволяет улучшить состояние мышц конечностей и туловища, улучшает кровообращение в пораженных тканях, заставляет мышцы работать: напрягаться и расслабляться.
  • К специальному методу относится авторская методика ЛФК для детей с ДЦП по Д. Сандакову. Это техника выполнения упражнений больным, при которой специалист укладывает или усаживает ребенка определенным образом, затем перемещает центр его тяжести, что вынуждает пациента изменять положение тела, включая в работу разные мышцы, для удержания равновесия.
  • Еще один вид воздействия – это логопедический массаж при ДЦП, помогающий улучшить речь в некоторых случаях.
  • Техники остеопатии также имеет значение при ДЦП.
  • Еще одним необычным способом лечения является аппликационная терапия или точечный массаж при ДЦП. Для улучшения кровотока в поврежденных мышцах конечностей, стимуляции нервных окончаний используются аппликаторы Ляпко. Это резиновые коврики или валики с закрепленными на них мелкими иголками из разных металлов (цинковые, медные, золотые, серебряные и другие).

Лечебное воздействие таких приспособлений основано на массажном эффекте и иглоукалывании.

  • Эффективным способом реабилитации является механотерапия. Это использование разнообразных механических приспособлений для вертикализации неходячих больных (вертикализаторы), для фиксации суставов пораженных конечностей (пневмокомбинезоны). Также изобретены специальные тренажеры для детей с ДЦП.
  • Тейпирование при ДЦП – это методика наложения специальных лент, фиксирующих пораженную мышцу. Метод этот безопасный, не связан с использованием лекарств. Тейпирование при ДЦП должен проводить сертифицированный специалист.
  • Другие способы восстановления и компенсации нарушений двигательных функций: инвалидные коляски, ходунки, костыли, ортезы и другие.
  • В реабилитации используются и специальные игрушки для детей с ДЦП: яркие, крупные с массажной поверхностью, чтобы задействовать сразу многие органы чувств.

Иглоукалывание, массаж, тейпирование при ДЦП и другие методики воздействия противопоказаны только при наличии повреждений кожи, пролежней, раздражений.

Массаж и его разновидности

Массаж используется как дополнение к упражнениям ЛФК.

При церебральном параличе назначаются различные виды массажа:

  1. Классический массаж (до 30 сеансов за курс).
  2. Расслабляющий точечный массаж.
  3. Склеромерная массажная техника (устраняет болевой импульс от мышц в мозг).
  4. Разработка мышц-антагонистов (сгибатели-разгибатели) для их нагрузки и растяжения.

Массаж часто дополняется физиотерапевтическими процедурами. При ДЦП эффективны грязелечение, бальнеотерапия, гальванические ванны, электрофорез с лекарственными препаратами, электростимуляция мышц и нервов, теплолечение (парафинотерапия), магнитотерапия.

Как диагностировать ДЦП у новорожденных: симптомы

При поражении мозга могут развиваться следующие виды двигательных расстройств:

  • первичные нарушения мозга;
  • изменения клеток мозга, изначальное состояние которого было нормальным.

При воздействии повреждающих факторов, могут наблюдаться различные дефекты нервных клеток. Причиной процесса может являться уязвимость мозговых структур, развитие которых в этот момент происходит интенсивно. Поэтому у некоторых детей при ДЦП могут наблюдаться нарушения движений рук, у других – координации или ног.

Основная масса случаев ДЦП у детей, которые родились раньше 33 недель, связана с несовершенностью артерий и незрелыми мозговыми клетками. У доношенных здоровых малышей при незначительных кислородных голоданиях происходит распределение крови, чтобы мозг не поражался.

В медицинской практике выделяется несколько стадий развития детского целебрального паралича:

  • ранняя;
  • резидуальная начальная;
  • резидуальная поздняя.

У каждой стадии имеются свои возрастные показатели и набор определенных симптомов. Например, на ранней стадии относят болезни детей в возрасте до 5 месяцев. При этом выявление патологии является очень трудным, из-за чего родители должны относиться к ребенку с особой внимательностью.

К характерным симптомам ДЦП на раннем этапе развития грудничка относят сильную задержку в развитии и нарушение мышечного тонуса. В этом возрасте ребенок должен поворачивать голову, хватать игрушку.

Но если он этого не делает, то отсутствие подобных навыков может свидетельствовать о нарушении развития, которое может стать первым признаком нарушения.

Нужно обращать внимание на двигательную активность ребенка. Иногда родители думают, что их ребенок гиперактивен, но у него могут появляться судороги, которые являются другим признаком патологии

Резидуальная поздняя стадия ДЦП определяется деформированием скелета, судорогами, нарушением зрительной функции, ограниченной подвижностью, снижением слуха, речи, сильным тонусом мышц, затрудненным глотанием или патологиями зубов.

Если грудничок резко подтягивает ножки или, наоборот, вытягивает их в момент, когда его берут под животик, в его позвоночнике не наблюдается нижнегрудный и поясничный лордоз (изгиб), складочки на ягодицах выражены слабо и при этом асимметричны, пяточки подтянуты кверху, то родителям следует заподозрить развитие ДЦП.

Окончательный диагноз устанавливается в результате наблюдения за тем, как развивается ребенок. Как правило, у деток с тревожным акушерским анамнезом проводится контроль над последовательностью становления реакций, динамики общего развития и состояния мышечного тонуса. Если при этом наблюдаются заметные отклонения или явные симптомы ДЦП, то требуется дополнительная консультация у психоневролога.

Как влияет возраст матери на риск рождения ребенка с болезнью Дауна?

На самом деле. Далеко не всегда. Другое дело, что риск встретить человека с похожей генной мутацией в таком браке гораздо выше: предок-то у мужчины и женщины общий. На языке генетики это называется «эффектом основателя», при котором возрастает вероятность передачи потомству патологически измененных генов. Вот почему такие браки в разных странах мира долгое время были под запретом. С точки зрения физиологии патология появляется в ходе деления клеток после зачатия. Яйцеклетка начинает активно делиться, еще не продвигаясь по маточным трубам. К моменту прикрепления к полости матки (так называемой имплантации) она уже становится зародышем. Если у ребенка синдром Дауна, то это будет понятно практически сразу же после зачатия, но диагностировать генетическую патологию так рано еще невозможно.

«Солнечные» детки появляются по той причине, что в генетическом материале матери или отца появляется одна лишняя хромосома. В большинстве случае (90%) 24 хромосому зародыш получает от матери, но случается (10%), что и от отца. В некоторых случаях (почти 6%) патология связана с наличием не целой лишней хромосомы, а лишь ее фрагментов.

Почему рождаются дети с синдромом Дауна? У медиков есть несколько мнений на этот счет. Самой распространенной причиной называют возраст будущей мамы. Чем старше мама, тем больше риск рождения малыша с какими-либо аномалиями. В возрасте двадцати пяти лет вероятность зачати неполноценного малыша составляет менее одной десятой доли процента, а к 40 годам она достигает пяти процентов. Согласно данным медицинской статистики, у 49-летних мам рождается один ребенок с синдромом Дауна на двенадцать случаев.

В действительности же большинство (практически 80%) «солнечных» деток рождены у молодых мам в возрасте до 30 лет. Это происходит по той причине, что женщины в старшем возрасте обычно реже рожают. Так, причины появления деток с болезнью Дауна в этих случаях другие.

Занятия с детьми-даунами можно проводить и дома, и в специальных реабилитационных центрах, в детских садах и школах. Нужно прививать ребенку навыки самообслуживания, обучать письму, счету, развивать память и восприятие, социально адаптировать. Полезны «солнечным» деткам логопедический массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие моторики, развивающие игры, физиотерапия, анималотерапия. Также нужно проводить лечение сопутствующих патологий.

Чтобы предупредить риск развития болезни Дауна, необходимо еще во время планирования беременности пройти обследование у медицинских специалистов. Желательно сделать генетический тест, чтобы определить, есть ли нарушения в усвояемости фолиевой кислоты, посетить гастроэнтеролога, если есть подозрение на недостаточное всасывание витаминов и полезных веществ.

Заблаговременно стоит начать принимать витамин В9 и поливитамины для беременных. Желательно разнообразить свой рацион, насытив его всеми необходимыми полезными веществами. При поздней беременности нужно проходить регулярное медицинское обследование и внимательнее относиться к своему новому состоянию.

Отчего возникает ДЦП и его патогенез

Само заболевание вызвано чаще повреждением ствола, подкорковых структур, а также капсулы головного мозга, которые отвечают не за мышление, а за управление двигательной активностью человека, поэтому в норме ДЦП не сопровождается умственными отклонениями, но иногда бывает, что задеты ткани, отвечающие за рассудок. Тогда заболевание сопровождается пониженным интеллектом и всевозможными психиатрическими отклонениями, вплоть до шизофрении.

Двигательные нарушения могут быть самого разного характера, чаще это дискоординация движений, нарушение походки, мышечное напряжение, хаотичные движения, вызванные непроизвольными мышечными сокращениями, а также спастичность мышц – слишком слабые или сильные сокращения. При этом нарушения могут затрагивать абсолютно любые двигательные мышцы тела больного.

От редакции :  Причины, симптомы и лечение онемения верхней губы

Вызвать данное расстройство может множество факторов, способных повлиять на развитие малыша в перинатальный период:

  • Недоношенность.
  • Недостаток кислорода (гипоксия плода).
  • Инфекции, проникшие через плацентарный барьер, особенно герпес.
  • Конфликт резус-фактора матери и малыша, вызвавший гемолитическую желтуху (массовый распад эритроцитов в крови малыша, которые выполняют функцию доставки кислорода).
  • Родовые травмы либо травмы плода во время беременности.
  • Токсическое отравление.
  • Отслоение плаценты.
  • Инфекции мозга уже после родов.
  • Негативное воздействие различных полей, например, рентгена или повышенного электромагнитного.
  • Радиоактивное облучение.
  • Опухоли.
  • Гидроэнцефалопатия.
  • Генетическое повреждение хромосом родителей, которые закладывают неправильное развитие ребёнка.
  • Неправильное ведение родов или ястрогенные причины – ухудшение самочувствия к худшему из-за неосторожных действий или плохих слов врача.
  • Иные, более редкие причины, способные повлиять на мозг развивающегося ребёнка.

Так как повреждения головного мозга могут быть крайне разнообразными, индивидуальными у каждого человека, характер протекания ДЦП у каждого разный: одни намертво прикованы к инвалидной коляске, а другие ведут вполне активный образ жизни, какой только возможен при данном заболевании. По симптокомплексу и тяжести проявлений различают 5 видов расстройства, но каждый из них непременно является основанием пожизненной инвалидности.

Меняется ли характер со взрослением

Детский паралич не прогрессирует, остаётся на том же уровне, что был при рождении, однако, с возрастом есть два варианта развития этого отклонения:

Некоторым пациентам становится всё труднее двигать растущим, тяжелеющим телом. В итоге они опять же оказываются в инвалидном кресле. А некоторые с детства занимаются необходимой терапией и учатся жить в окружающем мире.

Дети по многим причинам намного легче переносят это заболевание, особенно благодаря помощи и поддержке близких людей. В Средние века мало детей с таким диагнозом доживало даже до подросткового возраста, а сейчас же они нормально доживают до преклонных лет благодаря адаптации их к окружающему миру и адаптации общества к ним.

«Если я научусь драться, то научусь и ходить»

Алевтина Махмудова, 25 лет, руководит секцией по современному мечевому бою для людей с ДЦП «Лига С»:

В 17 лет я могла передвигаться только в пределах помещения. У меня не было и нет никаких технических средств, ни ходунков, ни тростей. «Если приучить, то потом не отучишь» — это была принципиальная позиция родителей, а затем и моя.

В школе могла самостоятельно ходить, хотя она была никак не приспособлена для инвалидов, потому что это — частная школа для обычных детей. Школа располагалась в здании бывшего детского сада — везде были перила. После школы я могла передвигаться только в пределах квартиры или другого места, где есть ровный пол и дверные косяки, чтобы было, куда падать и за что придерживаться. На улице начинались проблемы: пролетел вертолёт, проехала машина, встретился бордюр — и я падаю как подстреленная лошадь.

Все детство меня лечили общепринятым курсовым лечением. Это были реабилитационные центры, операции и снова реабилитации.

После школы я оказалась в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете, где все приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Других вариантов не было. Потому что навыка перемещения в неприспособленном месте у меня не было.

Здесь я решила заниматься спортом, потому что ЛФК меня не вдохновляла. Выбор пал на современный мечевой бой. Я подумала, что если научусь драться, то научусь и ходить. Руководитель исторического клуба мне сказал: «Вы не можете участвовать в турнире, потому что вы больны».

«Да?» — удивилась я и написала письмо президенту Федерации современного мечевого боя Марии Владимировне Давыдовой: «Уважаемый президент Федерации! Мне 18 лет. Я очень хочу участвовать в турнирах, но у меня вот такая-то проблема — ДЦП. Как вы считаете, можно мне участвовать в турнирах?» Мне ответили: «Приходите!»

Дальше предстоял долгосрочный проект по переделке жизни. Полтора года Мария Владимировна со мной занималась практически каждый день. Занималась банальными вещами: учила меня перемещениям и шагам, стойкам, движениям с мячом. Это упрощенные игры и упражнения на координацию, которые она приспосабливала под меня, при этом не имея опыта работы с ДЦП. А также суставная разминка, растяжка — все, что положено в боевых искусствах.

В зале было тяжело физически, но не помню, чтобы на тренировках было тяжело психологически, за что благодарна Марии Владимировне!

Через год я самостоятельно освоила общественный транспорт – и сразу перевелась в Московский городской педагогический университет в Институт иностранных языков. Ведь теперь я могла сама перемещаться и могла выбирать, где мне учиться. Параллельно поступила на факультет «Адаптивной физкультуры», профиль «Физическая реабилитация».

Через полтора года я стала выходить на турниры со здоровыми бойцами-женщинами в номинации новичков. Пройдя через череду турниров, в 2014 году заняла второе место на Чемпионате России. Надо было двигаться дальше. Я поняла, что хочу делать что-то для других.

В 2016 году была организована «Лига С». Сейчас фехтованием на мягких мечах занимается 8 человек, и наши двери открыты для новичков. Считаю, что физическая активность людям с ДЦП нужна даже больше, чем обычным людям, потому что резервы наших организмов, к сожалению, истощены. Очень много сил уходит на выполнение бытовых вещей

Например, если я хочу принять душ, я не могу это сделать «на автомате» — мне нужна осторожность, повышенное внимание и почти снайперская точность движений. Результат — повышенная напряженность

ДЦП сам по себе не прогрессирует, прогрессируют его последствия. И если не заниматься, можно получить увеличение спастичности или искривление позвоночника, да и процесс старения никто не отменял.

Почему так мало специалистов занимаются взрослыми людьми с ДЦП? С одной стороны, крайне мало заинтересованных специалистов. Успехи у взрослых на фоне детской реабилитации выглядят настолько скромно, что могут быть не заметны человеку со стороны. С другой стороны, не так много и желающих. Зачастую после пережитого опыта реабилитации люди с церебральным параличом не хотят возвращаться к скучным упражнениям.

От редакции :  9 типов интеллекта по Гарднеру

Иллюстрации Оксаны Романовой

Как работает метод Домана? Плюсы

Нейрофизиолог Глен Доман провозгласил очень важный закон Головной мозг способен развиваться и расти только лишь тогда, когда он работает Если нагрузка на мозг ребенка в первые годы его жизни интенсивна, то в дальнейшем у него хорошо будет развит интеллект Если малыш много двигается с самого рождения, мозг формируется значительно быстрее – возрастают способности двигательного интеллекта Скорее всего, такой ребенок рано начнет переворачиваться, ползать, ходить Ребенок освоил один навык – мозг приступает к развитию следующего, более сложного

Доман установил, что человеческий мозг буквально создан для обучения – запрограммирован на него Его активный рост продолжается примерно до трех лет, а к шести годам практически останавливается Вот почему до шести лет детей даже не нужно мотивировать к обучению – они сами стремятся развиваться При правильно организованном процессе обучения малыш с удовольствием будет изучать все, что ему предложат Причем происходить это будет легко и быстро – гораздо эффективнее, чем у школьников Институт Домана занимается разработкой методик обучения малышей различным предметам В их основе лежит один и тот же принцип


На карточках пишутся слова, цифры, изображаются различные предметы – в зависимости от тематической серии Эти серии нужно регулярно показывать ребенку – по несколько раз ежедневно Например, 10 раз в день по 10 секунд Через некоторое время родители добавляют к показу некоторые сведения о предмете Доман считает, что, таким образом, из любого ребенка можно сделать гения Однако все ли так оптимистично на самом деле?

Реабилиационный центр должен научить родителей

— Родился ребенок, отличающийся от обычного. Как сделать так, чтобы мама не осталась один на один с проблемой? Она не знает, к кому ей обращаться. Как сделать так, чтобы она имела четкую схему действий?

— Я расскажу на опыте нашего региона. У нас один на один мама никогда не останется с этой проблемой, благодаря тому, что есть определенные административные, организационные шаги в работе нашего медицинского сообщества.

Например, рождается ребенок с проблемой, но как узнать, это ребенок будет с ДЦП или ребенок, просто у которого есть некоторые проблемы?

Раньше годовалого-полуторагодовалого возраста специалист не имеет права говорить о таком диагнозе, потому что есть определенный ресурс восстановления нервной ткани.

Мы даже не можем предположить, какой это будет уровень движения. Может и будет проблема, но какого уровня никто не может сказать.

Но есть группа риска: если ребенок родился недоношенным, или доношенным, но с меньшей массой тела, чем предполагалось, если ребенок перенес внутриутробно какую-то инфекцию, или он после родов перенес какую-то инфекцию, которая серьезно влияет на структуру мозга, например, менингит, это может быть и гемолитическая болезнь, по системе AB0, по резус-фактору.

О таких детях в Тюмени мы сразу узнаем. Выписав детей группы риска домой, мы определяем им маршрут, эти дети обязательно должны прийти к нам в государственнный реабилитационный центр «Надежда». Более того, любая мама, если она видит, что что-то не так, может обратиться к нам в центр, абсолютно бесплатно, по направлению.

Комиссия врачей центра, в том числе неврологов, определяет: есть проблема у ребенка или беспокоиться не надо. Порой мы сами не можем сразу сказать, будут ли дальше проблемы в каком-то объеме, поэтому эти дети приглашаются еще раз — месяца через три. Так что мы наблюдаем группу риска с рождения.

Бывает, конечно, что мама приходит первый раз, когда ребенку уже год. У ребенка двигательная задержка, а она говорит: «Ну авось само пройдет, да у соседки так же все было, все потом нормально было». Ищет себе оправдания.

— А какова роль родителей в процессе реабилитации ребенка с ДЦП?

— Считается, что самое главное, на чем строится реабилитация ДЦП, это терапия движения

Понятно, что движение занимает в жизни очень важное место, а уж ребенок, который имеет двигательные проблемы, обязательно должен заниматься движением ежедневно

Но никакого здравоохранения никогда не хватит, чтобы 365 дней в году поддерживать двигательную активность детей. Родители правильно понимают, что заниматься с ребенком нужно постоянно, но думают, что это должен сделать какой-то инструктор или физиотерапевт. Ищут все новые и новые курсы реабилитации. Государственное здравоохранение может предложить терапию лишь 1-2 раза в год, и родители обращаются ко всем, включая депутатов и фонды: «Нам надо туда курс, сюда курс».

Мы должны менять это мировоззрение. Специалист должен показать, как это делать, научить родителей, а родитель должен продолжать занятия. Когда у ребенок осваивает какое-то более совершенное движение, специалист дает новые задания. Для этого и существует реабилитационный центр, где специалист говорит родителям, что и как делать.

— Это было изначальной установкой вашего центра «Надежда»?

— Нет. И у нас был период, когда мы посылали детей «лечиться», например, в Израиль. Но мы прекрасно понимали, что денег не хватит, чтобы всех детей куда-то посылать из регионов. Со временем пришли к тому, что создавать надо что-то здесь. Сейчас есть такая тенденция — деньги региона должны оставаться в регионе. Это правильно.

Я работаю в центре «Надежда» (официальное название — ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда». — прим. ред.) с 1992 года, в должности заместителя главного врача с 2001 года. Вся моя научная деятельность была посвящена методикам работы с ДЦП, поэтому здесь мы смогли организовать врачебную отборочную комиссию, когда три раза в неделю мы ведем прием, и дети Тюмени и области приезжают к нам с любыми проблемами – ортопедическими, неврологическими, психопатологией и мы подбираем оптимальный маршрут реабилитации для этого ребенка, учитывая те факторы, о которых мы говорили раньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: