Аутисты: кто это такие и можно ли вылечить аутизм

Признаки аутизма у подростка : лечится или нет

Диагностика и необходимость заключения психиатра

Помните, что самостоятельно вы не вправе определить диагноз ребенка. Сделать это может только компетентный специалист, врач-психиатр, на основании совокупности симптомов и признаков.

Но с помощью этой статьи вы можете определить, насколько обоснована ваша тревога. А главное — узнать причины, по которым нарушается развитие маленького звуковика. Получить рекомендации, что можно сделать, чтобы его развитие выровнялось.

Этапы развития ребенка и причины отклонений

Психологическую травму, которая приводит к развитию аутизма, ребенок получает по двум причинам:

  1. Слишком громкие звуки травмируют особо чувствительное ухо звуковика. Сюда относятся работа шумных бытовых приборов, громкая музыка, постоянно включенный телевизор или радио. Но особенно ссоры, скандалы и крики в семье, оскорбительные смыслы в речи взрослых.
  2. Тяжелые психологические состояния мамы травмируют психику ребенка. Это может быть текущий сильный стресс (развод, потеря работы, смерть близких) или хронический стресс из-за жизненных неурядиц. И даже давние психологические травмы, которые мама получила много лет назад. Отгороженность от людей может возникать и от отсутствия эмоциональной связи с мамой — например, она вынуждена много работать и ребенок много времени проводит в одиночестве, в компании «мультиков» или аудиосказок. Ребенок не научается взаимодействию с людьми, остается в интроверсии.

В зависимости от того, как и когда ребенок получил ущерб, его нарушения могут проявиться в разном возрасте:

  • Сегодня все чаще говорят о «врожденном аутизме». Но генетика здесь вовсе ни при чем. Просто звуковой малыш мог действительно получить травму еще в утробе матери. Например, если мама переживала тяжелый стресс во время беременности. Или подвергалась слишком громким шумовым воздействиям (дискотеки, концерты, работа в шумном цеху на производстве и т. д.).

  • Чаще всего врачи диагностируют признаки аутизма у ребенка 4 лет или немного младше (после 3 и до 4). Обычно это выглядит так: ребенок в целом до года развивался нормально, а потом психологически словно застрял на этом возрастном рубеже. Тут играют роль совокупно обе причины, описанные выше.

  • Реже бывает, что признаки аутизма появляются у звуковика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Иногда при явном регрессе в развитии такой ребенок получает диагноз «детская шизофрения». 

Что делать родителям и близкому окружению

Если вы подозреваете у ребенка признаки аутизма, примите сразу же такие меры:

  1. Создайте атмосферу «звуковой экологии» дома. Исключите ссоры и повышенный тон. Сведите к минимуму любые бытовые шумы. Обращайтесь к ребенку негромко и внятно, чтобы он вслушивался в речь. На фоне тихо включайте классическую музыку, когда малыш занят игрой, — это полезно для звуковых ушек.
  2. Создайте атмосферу «эмоциональной экологии», насколько это возможно. Маленький звуковик будет уходить в себя, если вы «фонтанируете эмоциями». Также не стоит приступать к игре или занятиям с ребенком, если вы чувствуете, что нервничаете или слишком устали.

Выполнить первый пункт намного легче, чем второй. Потому что даже скрытые тяжелые мамины состояния будут наносить ребенку ущерб. Тем не менее выход есть — в том случае, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь.

Чем отличается аутизм от умственной отсталости

Умственная отсталость характеризуется стабильно сниженным интеллектом. У части детей-аутистов тоже наблюдается данное отклонение. Дети-олигофрены иногда подвержены стереотипным действиям, как и аутисты. Как же отличить аутизм от умственной отсталости?

Надо сказать, что при легкой форме аутизма умственно ребенок развивается нормально и может даже превосходить ровесников по интеллекту. При этом для аутистов характерна избирательность умственного развития. Так, они могут прекрасно усваивать отдельные предметы, например музыку или математику, но полностью не успевать по прочим дисциплинам.

Если же ребенок-аутист страдает умственной отсталостью, то при одном и том же уровне интеллектуального развития аутист окажется более сообразительным в отдельных предметах, нежели олигофрен. Правда, он гораздо хуже оказывается приспособлен к жизни.

Самое же характерное отличие ребенка-олигофрена от аутиста в том, что последний не идет на эмоциональный контакт.

Ребенок-аутист отгораживается от большого мира, замыкаясь в своем собственном, и таков его выбор. В этом его главное отличие от детей с ЗПР и с умственной отсталостью.

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.    

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Что такое аутизм

Объяснить, что такое аутизм, с медицинской точки зрения сложно. Чаще всего под этим понятием скрывается такое описание: «Расстройство психического развития, которое некоторым образом влияет на социальные и поведенческие навыки человека». Следует понимать, что это не болезнь, а отклонение в нормальной работе головного мозга.

Ученые выяснили, что аутизм протекает у каждого человека по-своему, поэтому обобщить понятие можно с большой натяжкой. Однако симптомы, которые возникают у какого-либо индивида, не меняются в течение всей жизни.

Обычно аутизм диагностируется у детей по достижении ими в среднем трехлетнего возраста (хотя он может проявиться гораздо раньше или позже). В какой-то момент родители замечают, что их ребенок отличается от сверстников, и обращаются к специалистам. После некоторых тестов делают соответствующие выводы.

Интересуетесь, как проявляется аутизм у детей? Чаще всего отмечают симптомы, когда ребенок:

  • не откликается на свое имя;
  • не любит телесный контакт;
  • предпочитает проводить время в одиночестве;
  • сторонится сверстников и других людей;
  • долго не говорит или совсем не разговаривает;
  • избегает смотреть в глаза;
  • любит играть один;
  • в течение долгого времени повторяет одни и те же движения.

Это далеко не все признаки, которые диагностируют у заболевших аутизмом, а скорее общие факторы поведения малыша, заставляющие родителей насторожиться.

Фото: free-images.com: UGC

Стоит понимать, что аутист — это не личность с синдромом Дауна или другими хромосомными отклонениями. Такие люди вполне способны жить в обществе, быть успешными и самостоятельными.

Расстройства аутистов часто проявляются не в нежелании общаться, а в сенсорном восприятии мира. Некоторые люди слишком восприимчивы к вкусам или запахам, другие видят мир несколько по-иному, а третьи плохо ориентируются во времени и пространстве.

Большинство личностей, страдающих от аутизма, отличаются способностью к саморегуляции. Например, они могут проделывать определенный ритуал, чтобы успокоиться и сосредоточиться: ходят по комнате, раскачиваются или мычат, хранят вещи только в определенном порядке, соблюдают строгий режим дня. Со стороны это смотрится немного странно, однако стоит понимать: аутисты не сумасшедшие.

Интеллект людей с отклонением может быть разным — от низкого до самого высокого. Часто аутисты мыслят слишком конкретно, поэтому могут не воспринимать некоторые обороты речи. Иногда у таких людей возникают проблемы с мелкой или крупной моторикой, нарушения ходьбы.

Они часто не понимают мысли или поведение других людей. Однако это вовсе не значит, что людей с аутизмом нужно избегать: если найти нужный подход, с такими личностями можно общаться и проводить время.

Фото: free-images.com: UGC

Аутизм — это обобщенное понятие. Выделяют несколько подтипов. Наиболее распространенный — синдром Аспергера. При его наличии у человека не нарушается речевая и когнитивная функции, однако он испытывает проблемы в социализации, коммуникации и взаимодействии с другими людьми. Синдром Аспергера считается наиболее легкой формой аутизма.

Разобраться во всех тонкостях аутизма сложно, и ученым предстоит работать над этим вопросом еще очень долго. Хорошо, что у людей уже есть общее представление о проблеме и они знают, к кому обращаться и как жить дальше.

Основные симптомы болезни

Общими для аутичных людей являются следующие три характерные особенности:

  • отсутствие или недоразвитие социальных навыков;
  • нарушение речи и затруднения в общении;
  • стереотипность поведения, следование определенным ритуалам.

Нарушенное социальное взаимодействие

Аутистам трудно строить отношения с окружающими их людьми. Они отличаются своим поведением еще в раннем детстве. По мере взросления дети с аутизмом не хотят вступать в дружеские отношения со сверстниками. Они скорее играют в одиночку, чем с другими детьми или родителями, любят проводить время с определенными игрушками или предметами.

Обычно внимательные родители замечают, что сын или дочь ведут себя как-то особенно:

  • Избегают взгляда в глаза. Для страдающих аутизмом, характерно то, что они не ищут контакта с другими людьми и практически не реагируют на внешние раздражители. Обычно дети находят глазами облик матери и устанавливают зрительную связь. Аутичные дети, наоборот, избегают этого. Они не подражают улыбке и мимике, поэтому внешне выглядят апатичными или угрюмыми. Некоторые родители сначала даже подозревают, что их ребенок глухой или слепой, поскольку не проявляет никакой реакции на окружающую среду.
  • Проявляют недостаток сочувствия. Аутисты не понимают чувства других людей и не могут им сочувствовать. Такие дети не в состоянии даже полноценно выразить свои собственные эмоции или совсем их не показывают. Иногда, кажется, что они смеются или хихикают во время игры без видимой на то причины.

Основным проявлением патологии является то, что аутисты не могут взаимодействовать с другими людьми через взгляды, язык тела, выражение лица. Чувства других людей им не понятны, а собственные эмоции не адаптированы к общему настроению. У детей с аутизмом отсутствуют такие спонтанные реакции, как радость или интерес к различным видам деятельности.

Речь и общение

Речевые нарушения — частое явление среди аутистов. У многих детей еще в раннем детстве заметно отставание в развитии. Но даже если они и говорят, то часто повторяют одни и те же предложения. При этом не понимают взаимосвязи и их подтекст. Кроме того, отсутствует речевая мелодия, нарушен темп и произношение. Создается ощущение, что говорит робот.

В этом отношении эксперты выделяют ряд важных для аутизма признаков:

  • ребенок не может начать и поддержать разговор;
  • нет попыток выразить мысли через жесты или язык;
  • область применения речи очень ограничена и односторонняя;
  • предложения или вопросы часто повторяются.

Исключением является синдром Аспергера. При такой патологии речь часто очень сложная, но выглядит однообразной и неопрятной.

Интересы и поведение

Третьим основным симптомом аутизма является стереотипное поведение. Это выражается в односложности действий, совершении определенных ритуалов.

Дети настойчивы в их выполнении и привычках. Аутисты с большой тревогой реагируют на любые изменения: если эти действия прерываются, отвечают криком и приступами паники. Часто они хотят постоянно находиться рядом со своими любимыми вещами или игрушками и пытаются носить их с собой повсюду.

Иногда аутисты сосредотачивают все свое внимание на конкретных деталях или вещах. Это увлекает и приносит удовольствие. Поэтому некоторые аутичные люди имеют специализированные таланты и успешны в какой-то отрасли

Поэтому некоторые аутичные люди имеют специализированные таланты и успешны в какой-то отрасли.

Выделяют следующие характерные нарушения поведения у аутистов:

  • ребенок имеет какое-то необычное увлечение;
  • совершает определенные действия или ритуалы и не может от них отказаться;
  • действия стереотипны и монотонны;
  • на игрушке аутисты часто выбирают очень специфическую деталь, которая их занимает; они редко используют весь предмет в игре;
  • развлечения довольно неординарные и стереотипные, отсутствует имитация игрового поведения.

Выраженность симптомов может сильно отличаться в зависимости от типа патологии и особенностей личности. У некоторых детей развиваются только небольшие проблемы с социальной адаптацией, у других серьезные когнитивные нарушения. Нарушения умственных и языковых способностей также выражены по-разному. Среди аутистов есть как сильно психически ограниченные люди, так и очень талантливые.

Легкие формы болезни иногда остаются незамеченными в течение многих лет. Тогда они проявляют себя во взрослой жизни на фоне, например, сильного стресса. Некоторые люди с такой патологий впоследствии сообщали, что всегда чувствовали себя «не такими, как все». 

Развитие речи при аутизме

При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни.

Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств

Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.

Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе «я», называет себя во втором или третьем лице, например вместо «Я хочу конфету» скажет «Ты хочешь конфета», «Серёжа хочет конфету») и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: «Ты пойдёшь гулять?» — «Ты пойдёшь гулять» (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: «Ты хочешь есть?» — «Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп» и т.д.

Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).

Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.

У детей с аутизмом серьёзно страдает «интуитивное чувство языка», которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.

Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и «штампованность» речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.

Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл («крутая гора — крутое яйцо — крутой парень» и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза «Нельзя хулиганить» для неё относится только к ситуации «Нельзя драться» и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)

Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка «мяч» и «мячик» могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.

Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.

Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.

Чем отличается аутизм от ЗПР

Четко разграничить признаки этих двух состояний не всегда возможно. Дело в том, что у аутиста могут присутствовать признаки задержки психического развития: трудности с учебой, например. В свою очередь, малыш с ЗПР может вести себя как аутист, избегая общения, предпочитая проводить время в одиночестве.

Но отличие аутизма от ЗПР все-таки имеется. Так, у ребенка с задержкой развития наблюдаются трудности с речью, у аутиста же таких проблем может не быть. Он просто не желает говорить. Более того, аутисты могут даже обгонять своих ровесников по овладению речевыми навыками. Но говорят они лишь о том, что им интересно, обращаясь к самим себе.

Аутист не хочет общаться, ему это просто не требуется и он ничуть не страдает от одиночества. Ребенок с ЗПР и рад бы играть и со сверстниками, но он просто не умеет завязать общение.

Аутисты остаются эмоционально безразличными к членам семьи, тогда как ребенок с ЗПР ищет ласки и одобрения родителей.

Обычно ребенок с ЗПР, если с ним планомерно заниматься, догоняет своих сверстников и в дальнейшем уже не отличается от них. От аутизма избавиться полностью нельзя, можно лишь научить ребенка лучше адаптироваться в окружающем мире.

Симптоматика заболевания

Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.

Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.

Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:

  • постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
  • повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
  • задержка в развитии ребенка;
  • ускоренный рост головы;
  • отсутствие реакции на голоса родителей;
  • отказ от грудного вскармливания;
  • нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
  • неприятие материнских или отцовских прикосновений.

Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:

  • отказ от визуального контакта с собеседником;
  • невосприимчивость к собственному имени;
  • нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
  • отказ от разговоров со старшими людьми;
  • панические состояния при смене привычной обстановки;
  • определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
  • проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
  • повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.

Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:

  • депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
  • нарушение речевой функции;
  • склонность к повторяющимся действиям;
  • коммуникации с вымышленными собеседниками;
  • отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
  • негативные проявления при любых переменах;
  • повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
  • сильная привязанность к определенным предметам;
  • патологические страхи и панические состояния;
  • систематическое следование придуманным ритуалам.

Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:

  • игнорирование общепринятых норм поведения;
  • скудность мимики, жестов и словарного запаса;
  • отсутствие эмоций и интонации;
  • невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.

Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.

Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.

Особенности, присущие атипичному аутизму:

  • проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • заторможенность развития;
  • стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:

  • отсутствие задержки речевого развития;
  • познавательные способности развиты выше нормы.

Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.

Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:

  • торможение развития речи;
  • потеря приобретенных навыков;
  • утрата мышечного тонуса;
  • серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
  • приступы эпилептического характера.

Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: