Сыну

Наследуется ли интеллект детьми

Что такое интеллект

Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.

Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.

Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.

В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.

Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.

Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.

Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.

Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Если отец — гений, его сын таким не будет

Безусловно, природой устроено так, что ребенок наследует гены и матери, и отца, но определенные доминирующие качества он перенимает только от своего папы — как хорошие, так и не слишком.

Генетические особенности и качества, наследуемые детьми именно от отцов:

1. Проблемы с сердцем.

Специалисты Университета Лестера в своих исследованиях пришли к следующему выводу.  Мужчины, имеющие определенную хромосому, практически на 50% чаще страдают болезнями, связанными с коронарной артерией (суть недуга — в ослаблении доставки кислорода к сердцу). Данная проблема может передаваться по наследству сыновьям.

2. Расстройства психики.

Среди психических заболеваний, передающихся от мужчин к их детям – шизофрения и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чем старше отец, тем выше риск, потому что с годами ДНК мужчин поддается мутации. Женщины же появляются на свет с определенным набором яйцеклеток, и их ДНК неизменна в течение жизни.

3. Неровные зубы.

Гены мужчины, отвечающие за зубы и конфигурацию челюсти, активнее, чем женские. От папы ребенок может «получить» не только неровные зубы, но и тонкую зубную эмаль.

4. Проблема, связанная с деторождением.

Ученые утверждают, что невысокое качество спермы, возможно, генетическая проблема. Если ребенок появился на свет в результате процедуры ЭКО, то он, вероятно, также будет бесплодным.

5. Пол будущего ребенка.

Спрогнозировать пол будущего ребенка возможно, изучив генеалогическое древо папы. Если сперма имеет Х-хромосому, то в соединении с Х-хромосомой мамы – на свет появится ребенок женского пола (девочка). Если в сперме заложена Y-хромосома – родится ребенок мужского пола (мальчик). Ученые высказывают предположение, что пока не обнаруженный наукой ген отвечает за процесс распределения хромосом X и Y по сперме родителя.

6. Цвет глаз будущего ребенка.

Так как гены мужчины доминируют над генами женщины, чаще всего скульптура лица и оттенок глаз ребенка будут как у его папы.

7. Рост будущего ребенка.

Рост ребенка зависит от генов отца. У высоких отцов обычно рождаются такие же высокие дети.

Как быть с уровнем интеллекта? Давайте разберемся в этом вопросе.

 1. Уровень интеллекта от отца к его ребенку мужского пола (сыну), к сожалению, не передается. Говоря проще, если отец – гениальный человек, то его сын гарантированно не унаследует его замечательных генов.

2. Идиотизм от отца к его ребенку мужского пола (сыну) не передается (к счастью). Если отец не блещет, как говорится, умом, то его сын будет другим по уровню умственного развития. И это хорошо.

3. Уровень интеллекта от отца генетически может наследоваться лишь ребенком женского пола (дочерью). Но только наполовину.

4. Наследовать уровень интеллекта ребенок мужского пола может лишь от матери, который она наследовала от собственного отца.

5. Ребенок женского пола (дочь) гения будет ровно на 50% так умна, как ее собственный отец, но ее сын будет гением. Если же отец глуповат, то дочь будет в два раза менее глупая, чем ее папа.

6. Вот поэтому женщин-гениев настолько же мало, как и полных идиоток. Но зато гениальных мужчин и тупых мужчин достаточно много. 

Итог для мужчин:

1. Чтобы предположить интеллектуальные способности вашего ребенка мужского пола (сына), присмотритесь к отцу собственной жены (если он профессор, то ваш сын также поразит вас замечательными умственными возможностями).

2. Ваш ребенок женского пола (дочь) может унаследовать лишь 50% вашего ума. Но и ровно столько же глупости, присущей вам, она тоже возьмет себе. По уровню интеллекта дочь будет похожа на вас. А вот ее ребенок мужского пола, то есть сын унаследует все ваши интеллектуальные возможности. Если хотите иметь умных наследников — молитесь о внуке от своей любимой дочери.

3. Ваши интеллектуальные возможности наследованы от матери, а точнее — от деда (ее отца).

Итог для женщин:

1. Ваш ребенок мужского пола (сын) по уровню интеллекта необычайно похож на вашего отца, и корить его такими словами: «ты такой же глупец, как твой папочка» — не совсем правильно. Следует говорить: «ты настолько же туп, как и твой дедушка».

2. Ваш ребенок женского пола (дочка) будет иметь интеллект как у ее отца. Её же дети мужского пола (сыновья) выйдут точными копиями вашего супруга.

Как видите, вполне возможно предугадать интеллектуальные способности и внешние данные вашего будущего ребенка. Знание основ генетики в этом поможет. Главное – какого именно пола будет ребенок.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Как ваяют интеллект

Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.

Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.

А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.

Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.

Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.

Вместо эпилога

Думается, унаследовав от родителей «гены ума», дети не могут вырасти по-настоящему талантливыми сами по себе. Для того чтобы развить способности одаренного ребенка родителям нужно приложить немало усилий. Нередко мать или отец — признанные в обществе гении и таланты — своим детям уделяют недостаточно времени (в силу собственной занятости). Так из малышей впоследствии и вырастают личности, столь мало похожие на даровитых родителей. Зато гениев зачастую растят люди вполне обычные, не блистающие особыми достижениями и заслугами. Тем не менее, такие, казалось бы, неприметные индивидуумы вкладывают в воспитание своих детей немало сил и здоровья, благодаря чему талант подрастающего поколения может быть в полной мере реализован.

Есть и такие данные от американских физиологов: на 2/3 развитие личности зависит от природных способностей ребенка, на 1/3 — от влияния воспитания и окружения. Так что помимо наследственного уровня интеллекта на успехи и восприимчивость малыша к обучению в огромной степени влияют его уверенность в себе, сознательность, дружелюбие, тревожность и многие другие факторы. Передаваемые по наследству способности — это лишь стартовый капитал, которым нужно с умом распорядиться.

Жизнь каждого из нас начинается во время слияния двух половых клеток мужчины и женщины, так называемых, гамет содержащих в себе ДНК. Иными словами ДНК каждого человека это гены, которые передались от отца и матери, они перераспределяются абсолютно случайным образом, формируя новые сочетания. Вот так и получаемся мы, совершенно непохожие друг на друга.

Пожалуй, все мамы с самого рождения малыша просто мечтают вырастить настоящего вундеркинда. Да и я была не исключением. Когда родилась моя дочь я перерыла очень много разной информации в интернете о раннем развитии детей, о разных упражнениях и прочих системах. Все это было довольно интересно, и я много чего узнала. Да и к тому же меня сильно вдохновили броские заголовки: «таблица умножения с 3 лет», «Обучение разным языкам с 2 лет» и так далее. Но когда я начала делать глубокий анализ методов раннего обучения таблице умножения или английскому языку я поняла, что все это бред и они совершенно не помогут.

Моей дочери сейчас уже 6 лет и 4 года назад у меня не было возможности глубже проникнуть и изучить материал по развитию детей от 2 лет, поскольку в то время я вышла на работу, а дочь пошла в детский сад. И, что самое странное, общаясь со знакомым доктором-нейропсихологом, я стала понимать, насколько разные способы раннего развития несовершенны, а в некоторых случаях даже могу иметь обратную сторону. Но, несмотря на все это, моя дочь стала довольно умной для своего возраста и моя мама говорит, что она пошла в меня: так же рано начала ходить и разговаривать, рисовать и делать разные поделки.

Моя дочь с 3 лет ходила на кружок рисования и ей это нравилось. Она каждый день рисовала, а потом садилась рядом со мной и рассказывала про свой рисунок. Только вот теперь я почему-то немного не могу понять, почему уроки труда и рисования в обычной школе нам даются с трудом? Я была просто уверенна в том, что у нас в школе не будет не каких проблем, но вот к примеру с математикой все хорошо: примеры до 10 она решает всегда правильно.

и против

Однако в научных кругах существуют и диаметрально противоположные мнения. В частности, Вольф Кицес привел в своем дневнике подборку таких фактов:• Воспитывающиеся вместе однояйцевые близнецы не достигают максимума в умственном развитии, так как они очень ориентированы друг на друга. Однако если их разлучают (или один ребенок умирает), IQ индивидуума может возрасти на 10 единиц. Этот пример наглядно иллюстрирует важную роль внешних развивающих, а отнюдь не наследственных факторов.• Выявлено, что в среднем уровень IQ наиболее высок у самого младшего учащегося в классе и старшего сына в семье (при прочих равных условиях). Наиболее юный ученик зачастую оказывается и самым слабым, а потому ему приходится активнее развиваться, чтобы «догнать и перегнать» одноклассников. Что же касается первенца, то исследователи полагают, что в семьях при воспитании детей существуют отличные друг от друга интеллектуальные ниши. Обыкновенно первому ребенку достается максимум развивающего внимания, что положительно сказывается на его интеллекте.

Кроме того, ученые определили, что население развитых стран стремительно умнеет. Специалисты полагают, что интеллект людей растет за счет появления новых типов школ, расширения доступа к образованию, обретения инновационных способов обучения, внедрения в жизнь плодов научного прогресса и пр. Все эти моменты позволяют по-настоящему заинтересовать талантливых детей, развить их умственные способности.

Гены и хромосомы, передаваемые ребенку

Фотогалерея: Гены и хромосомы, передаваемые ребенку

Факт

Младенцы чаще похожи на пап. Природа «задумала» так, чтобы мужчина сразу увидел в дитяти себя и инстинкт отцовства сформировался быстрее.

На маму или на папу?

Ребенок, как правило, наследует цвет глаз того из родителей, у кого они темнее. Например, у кареглазой мамы и голубоглазого отца, даже если малыш — папина копия, глаза будут, скорее всего, карие.

Если у одного из родителей вьющиеся волосы, то у первенца, скорее всего, тоже будут кудри.

Первый ребенок мальчик? Тогда он наверняка будет похож на маму при помощи ген и хромосом, передаваемых ребенку. Девочка — на папу. В таких случаях говорят: «Счастливым будет».

Ум и сообразительность кроха наследует от мамы. Последнее, кстати, подтверждает и наука. Дело в том, что гены, «отвечающие» за IQ, находятся в Х-хромосомах, которых у женщины две (XX), а у мужчин одна (XY).

Рожденная от гениального отца девочка имеет намного больше шансов прослыть умницей-разумницей, а вот на сыне гениальной личности природа, скорее всего, «отдохнет».

Светлоголовым «в маму» малыш будет только в том случае, если блондины были и среди родственников отца.

Вредные привычки кодируются на генетическом уровне. Алкогольную зависимость определяет ген, ответственный за синтез фермента, расщепляющего спирт. Если ген мутировал, то у ребенка родителей, любящих выпить, возникает склонность к алкоголизму.

Характер по наследству

То, что характер передается по наследству при помощи ген и хромосом, передаваемых ребенку, пока научно не подтверждено. Хотя открытый несколько лет назад учеными «ген агрессивности» уже дал почву для подобного рода разговоров. Правда, практические опыты их опровергли. И все же не зря русская молва советовала, выбирая себе жену, смотреть на будущую тещу. Сколько раз вы уже говорили, глядя на дочурку: «Ну, упрямая — вся в деда!» или замечали в сыне: «Эх, характер — отцовский». Да, все это можно списать на так называемые издержки воспитания. На то, что дитя несознательно копирует поведение родителей, замечая, как они ведут себя в определенной ситуации. Затем повторяет поступок в похожих условиях. Между тем ученые, работающие над расшифровкой генетического кода человека, уже установили, что склонность к вежливому или грубому поведению на 34 % заложена в нас генетически. Остальное определяют воспитание и окружение. И даже выбору профессии мы на 40 % обязаны определенному сочетанию хромосом. По крайней мере, лидерские качества в большинстве случаев передаются по наследству. Быть может, именно поэтому на Руси существовал династийный принцип передачи царской власти — от отца к сыну.

«Ни в мать, ни в отца. »

Действительно, случается так, что сын или дочь совсем не похожи на своих родителей. Они легко могут повторить генотип какого-нибудь дальнего родственника. Или очень дальнего. Причем давно уже покинувшего этот мир.

Непохожесть ни на кого зачастую очень тревожит отца. Скажите любимому мужу, что ваше дитя похоже на вашу прапрабабушку или — и тот на время успокоится.

А еще пересмотрите детские фотографии мужа, свои и увидите: внешность взрослеющего ребенка меняется постоянно и уже через год — два у вашего крохи может проявиться немало ваших черт.

Генетик и доктор философии Дин Хеймер первым заявил о существовании «гена гомосексуализма» в 1993 г, а в 2004 г написал книгу об открытии «гена веры в Бога».

Ученые Великобритании проанализировали характер 609 пар близнецов и оказалось, что если способности к ведению собственного дела, общительность и интравертностъ были свойственны одному из братьев, то они обязательно присутствовали и в характере другого. Даже такая привычка, как желание подолгу сидеть перед телевизором, на 45 % унаследованная. А о «гене гениальности» и возможности его выделения, и даже его внедрения, в генотип какого-то конкретного человека давно и всерьез спорят ученые. При этом предметом спора является нравственная составляющая вопроса, а вовсе не научные гипотезы. Как сказал некогда Шерлок Холмс, глядя на портреты династии Баскервилей: «Вот и не верь после этого в переселение душ!»

Черный, и в полосочку

В 19 веке популярной была телегония. Теория о том, что за внешность крохи отвечают не гены отца, а первый партнер матери. Возникла она после случая, произошедшего в мире лошадок.

Один заводчик решил скрестить зебру с кобылой. Производить потомство от чужака она не захотела. Родившиеся же потом от соплеменника жеребята оказались с зебриными полосками.

Как эти гены наследуются

Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.

Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.

Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.

Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:

️ Физическая активность и правильное питание
Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.

Самоконтроль
Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками — каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.

Близкие и доверительные отношения
Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.

Творчество
Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.

  • Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence. Nature, 22 May 2017
  • Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes. University of Cambridge, 7 June 2017
  • The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review. NCBI, 22 Apr 2016.
  • Surveying the Relationship of Family Emotional Atmosphere with Emotional Intelligence and Happiness of Students. The Caspian Sea Journal, 11 July 2016.

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту.
В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: