12 признаков аутизма у взрослых

«ребенок просто особенный» и еще 3 мифа об аутизме

Аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

За последние десять лет исследования показали, что от 30% до 61% людей с аутизмом также есть симптомы СДВГ (Goldstein 2004, Lee 2006, Gadow 2006, Romero 2016). Для сравнения, по оценкам Центра по контролю заболеваемости и профилактики США, СДВГ встречается у 6-7% населения в целом (Perou 2013).

Кроме того, генетики открыли, что многие генетические вариации, которые повышают риск аутизма, также повышают риск СДВГ (Lionel 2011).

Симптомы СДВГ включают последовательные проблемы с невнимательностью, гиперактивность и/или импульсивность, которые мешают повседневной жизни, социальному развитию и обучению

Людям с СДВГ часто сложно уделять внимание деталям, они допускают много ошибок в школе или на работе по чистой невнимательности. Часто кажется, что они не слышат, когда с ними говорят, им трудно организовывать свою деятельность, следовать инструкциям и выполнять задания, особенно в тех случаях, когда они требуют сосредоточенности (DSM-5 2013)

В 2012 году было проведено исследование симптомов СДВГ среди 3000 пациентов с аутизмом в возрасте от 2 до 18 лет (Sikora 2012). Множество симптомов СДВГ было обнаружено у более чем половины детей и подростков с аутизмом. Дальнейшая оценка показала, что комбинация СДВГ и аутизма приводит к худшему повседневному функционированию, здоровью и общему качеству жизни. В то же время лишь немногие из этих детей (11%) получали лечение СДВГ.

Дифференциация аутизма и СДВГ может быть особенно сложной, потому что оба расстройства включают проблемы социального взаимодействия и трудности с вниманием, обучением и коммуникацией. В 2012 году журнал «Pediatrics» опубликовал первое руководство по диагностике СДВГ у детей и подростков с аутизмом вместе с руководством по выбору и оценке действия лекарственных препаратов против СДВГ для данных пациентов (Mahajan 2012)

В руководстве также есть информация о преимуществах и побочных эффектах препаратов против СДВГ и их дозировках при консультации с семьей.
Руководство подчеркивает, что решение о применении препаратов является очень личным и должно приниматься совместно с человеком и/или его родителями в соответствии с их целями и ценностями

В 2012 году журнал «Pediatrics» опубликовал первое руководство по диагностике СДВГ у детей и подростков с аутизмом вместе с руководством по выбору и оценке действия лекарственных препаратов против СДВГ для данных пациентов (Mahajan 2012). В руководстве также есть информация о преимуществах и побочных эффектах препаратов против СДВГ и их дозировках при консультации с семьей.
Руководство подчеркивает, что решение о применении препаратов является очень личным и должно приниматься совместно с человеком и/или его родителями в соответствии с их целями и ценностями.

Депрессия

Когда у ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра, чувства горя и беспокойства — это естественная реакция. Родителям сложно сразу же разобраться в аутизме, при этом им приходится принимать сложные решения, несмотря на недостаточную информированность о сложных бюрократических системах образования и здравоохранения. Некоторые родители испытывают продолжительный период грусти одновременно с периодом стресса. Однако в некоторых случаях это уже не только грусть. У родителей может развиться клиническая депрессия.

У всех бывает плохое настроение, а настроение родителей детей с РАС может быть плохим чаще, чем у большинства других людей. Однако клиническая депрессия и плохое настроение — это совершенно разные вещи. Депрессия — это не «грусть-тоска», а медицинское заболевание со своими диагностическими критериями. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, депрессивный эпизод должен включать как минимум 5 из нижеперечисленных симптомов:

— Подавленное настроение в течение наибольшей части дня, почти каждый день, на что указывают субъективные отчеты (например, чувство грусти или опустошенности) или наблюдения других людей (например, кажется на грани слез).

— Выраженное снижение интереса или удовольствия от всех или почти всех занятий в течение дня, почти каждый день (на что указывают субъективные отчеты или наблюдения других людей).

— Значительная потеря или увеличение веса (например, изменения веса на более чем 5% в течение месяца), либо сниженный или повышенный аппетит почти каждый день.

— Бессонница или повышенная сонливость почти каждый день. (Другими словами, человек не спит или спит больше, чем обычно).

— Психомоторное возбуждение или заторможенность почти каждый день (по наблюдениям окружающих, а не только по субъективным чувствам замедленности или двигательного беспокойства).

— Чувство постоянной усталости или истощенности почти каждый день.

— Чувство собственной никчемности, чрезмерное или неуместное чувство вины (может быть бредовым) почти каждый день (не сводится к обычной самокритике или чувству вины за болезнь).
— Сниженная способность думать, сосредоточиться или трудности с принятием решений почти каждый день (по субъективным отчетам или по наблюдениям других людей).

— Повторяющиеся мысли о смерти (не только о страхе смерти), повторяющиеся мысли о суициде без конкретного плана, попытка суицида или конкретный план совершения суицида.

Эти симптомы должны присутствовать не менее двух недель, и они должны влиять на функционирование человека по сравнению с прошлым. Как минимум одним из симптомов должно быть сниженное настроение, либо потеря интереса или отсутствие удовольствия от того, что приносило раньше радость.

Важно подчеркнуть, что психиатр не поставит диагноз «депрессия» человеку только потому, что он или она не в духе. Помимо проблем с настроением депрессия проявляется на уровне физического самочувствия: бессонница или постоянный сон, повышенная двигательная активность или вялость, повышенный или сниженный аппетит, хроническая усталость

Виды аутизма и сходные с ним заболевания

Существуют различные виды расстройств аутистического спектра и связанные с ним патологии. Кроме того, существуют психоневрологические заболевания, напоминающие аутизм.

В современной классификации выделяют несколько основных типов патологии:

  • ранний детский аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • синдром Саванта;
  • атипичный аутизм.

Большинство врачей выделяют такое понятие, как расстройство аутистического характера. Существует также ряд заболеваний, одним из проявлений которых являются социальная, речевая и поведенческая дезинтеграция: болезнь Ретта, синдром гиперактивности и др.

Часто, говоря об аутизме у детей, подразумевают ранний детский аутизм. В медицинской литературе он также упоминается как синдром Каннера, по имени впервые описавшего его ученого. Обычно диагноз устанавливают после достижения ребенком возраста 1,5 лет. Психические нарушения затрагивают различные сферы жизни. В основном страдают три из них: социальное взаимодействие, речь, поведение.

Синдром Аспергера

Обычно заметен после трехлетнего возраста. Появляются некоторые симптомы аутизма, такие как отсутствие социальных навыки, стереотипная модель поведения или особый интерес к необычной деятельности. Типичным также является двигательная неуклюжесть и неловкость.

При синдроме Аспергера симптомы менее выражены, чем при раннем детском аутизме. Большинство детей имеет достаточно высокий уровень интеллекта. При правильной терапии они хорошо адаптируются в социуме и могут вести независимую жизнь.

Синдром Саванта

Такие дети часто имеют особые узкоспециализированные таланты. Некоторые становятся настоящими компьютерными гениями, другие обладают фотографической памятью или изучают языки в рекордно короткие сроки.

Дети с синдромом Саванта с большой настойчивостью занимаются любимым делом, но практически не обращают внимания на другие аспекты жизни. Поэтому часто испытывают сложности в адаптации к повседневной жизни.

Атипичный аутизм

Его еще называют ранним детским аутизмом с атипичным началом или необычной симптоматикой. Основные его отличия:

  • патология дебютирует после трехлетнего возраста;
  • имеются не все классические признаки.

У ребенка может наблюдаться нарушение коммуникации и отсутствовать стереотипность в действии, или наоборот. Однако в любом случае возникают сложности с адаптацией в социуме. Иногда атипичный аутизм наблюдается при хромосомных заболеваниях.

Высокофункциональный аутизм

Он не включен в официальную классификацию, тем не менее термин часто используют в клинической практике. К данной патологии относят людей с типичными симптомами аутизма и относительно высоким интеллектом, или особыми способностями в какой-либо сфере деятельности.

При высокофункциональном аутизме развитие языка значительно задерживается, поэтому часто впервые диагноз устанавливают в раннем детстве. Но даже если ребенок никогда не научится говорить, в дальнейшем он сможет самостоятельно жить и управлять своими действиями.

Синдром Ретта

Это психоневрологическое заболевание имеет схожие с аутизмом симптомы. Встречается почти исключительно у девочек, первые признаки появляются между 7 и 24 месяцами жизни.

Выглядит так, как будто ребенок «забывает» двигательные и речевые навыки, которые они уже успел до этого выучить. Руками он часто выполняет стереотипные, поглаживающие, «моющие движения».

По мере развития патологии пациенты теряют способность разговаривать. Происходит значительное снижение интеллекта.

Гиперактивные расстройства с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Их часто трудно отличить от аутизма. Например, существуют поведенческие проблемы, связанные со стереотипностью, умственной отсталостью, а иногда и самоповреждением.

Типичным для этих расстройств является то, что они не поддаются лечению с помощью лекарств. Кроме того, в период полового созревания начальная гиперактивность превращается в гипоактивность — отсутствие желания двигаться.

Стресс и депрессия: взаимосвязь

Ученые пытаются понять, какие родители детей с РАС грустят и испытывают стресс, а какие страдают от настоящей клинической депрессии. Они также изучают связь между стрессом и депрессией. К такой связи относятся следующие факты:

— И депрессия, и стресс зависят от нейробиологических факторов, таких как неправильная работа нейротрансмиттеров в головном мозге. Антидепрессанты — это лекарственные препараты, которые вмешиваются в процесс, в котором возникли неполадки.

— И на депрессию, и на стресс влияют личные особенности и мысли о своей жизни, которые связаны с устойчивостью, то есть со способностью выдерживать высокий уровень стресса. Они включают оптимизм и чувство юмора, умение принимать ситуацию такой, какая она есть, и идти дальше, тенденцию реагировать на стресс с помощью активных действий (не впадать в пассивное, апатичное состояние), духовные верования, альтруизм и умение отстаивать свои интересы перед другими людьми (7). Когнитивно-поведенческая психотерапия — это подход к лечению, который помогает людям изменить свой образ мышления таким образом, чтобы им было проще бороться с депрессией. Также людям помогает информация и навыки по защите своих прав, так как это позволяет им стать менее пассивными и оказывать влияние на ситуацию, в которой они оказались.

— Подверженность депрессии и стрессу может иметь общую генетическую основу. Недавние научные исследования показали, что естественная вариация одного из генов связана со стрессом и депрессией. Люди с данной вариацией гена более интенсивно переживают стрессовые события, чем люди с другими вариациями. Они также чаще страдают от симптомов депрессии. Это доказывает взаимодействие генетических факторов и окружающей среды. Стрессовые события происходят из-за внешних обстоятельств, но генетика влияет на то, насколько разрушительными окажутся их последствия, и какова будет вероятность развития депрессии (8,9,10,11).

Пока исследования в этой области продолжаются, но все специалисты, работающие с семьями детей с аутизмом, должны знать о высоком риске эмоциональных расстройств, как у детей с РАС, так и у членов их семей, и обращать внимание на возможные симптомы депрессии. Чем скорее будет диагностирована депрессия и начато лечение, тем более благоприятным будет прогноз для всей семьи

Психосоматика заболевания

Аутизм еще не изучен до конца. Исследователи продолжают искать лекарство, новые методы коррекции поведения и объяснение развития болезни. Аутизму и в психологии можно найти разное объяснение. Давайте рассмотрим теории популярных психосоматистов подробнее.

По Лиз Бурбо

По Лиз Бурбо физическая блокировка при аутизме выражается следующими симптомами:

  • оторванность от реальности;
  • замкнутость;
  • молчаливость;
  • уход в себя;
  • избегание взгляда глаза в глаза;
  • исключение из речи местоимения Я;
  • потеря аппетита.

Эмоциональная блокировка, или психосоматические причины, кроются в том, что до 8 месяцев жизни между ребенком и матерью произошел какой-то конфликт. Из-за чего дитя отвергает этот мир.

А также Лиз Бурбо считает, что аутизм может быть кармическим ответом на старую жизнь. Возможно, ребенок не принимает свое новое воплощение. В таком случае исцеление зависит только от него. Он должен сделать выбор: замкнуться в себе или принять и прожить новый опыт.

Что делать родителям:

  • принимать и безусловно любить;
  • поддерживать право выбора малыша;
  • делиться своими переживаниями, связанными с диагнозом (но только так, чтобы у чада не возникло чувство вины);
  • общаться с ребенком.

Родители должны подумать, какой урок болезнь преподносит им. А чтобы понять смысл урока, нужно определить, что в рамках болезни вызывает большую трудность.

По Синельникову

Валерий Синельников видит причину детского аутизма в конфликтах между родителями. Даже если дитя не видит ссор, он их чувствует. Как и то, хотели ли родители заводить ребенка. На энергетическом уровне малыш все знает о своих родителях: их мысли, чувства, желания. Только выразить словами он ничего не может, потому реагирует телесно, на уровне здоровья. А еще дети отвечают за грехи родителей.

Оказывает влияние и состояние матери на период беременности. Негативные предпосылки:

  • мысли о несвоевременной беременности;
  • страх перед родами, будущими изменениями фигуры и отношений с мужем;
  • ревность;
  • ссоры с мужем и (или) родителями;
  • обида.

Все это закладывает программу на самоуничтожение. Ребенок рождается или уже больным или с очень слабым иммунитетом, что потом приводит к постоянным болезням.

Для коррекции аутизма мама и папа должны пересмотреть свое поведение, изменить свои мысли. Болезнь – сигнал о том, что в семье отсутствует гармония.

По Жикаренцеву

Владимир Жикаренцев видит причину в поведении взрослых. Они не принимают своего ребенка, возможно, он родился не того пола или не с тем цветом глаз, не в то время, когда хотели они. Вторая причина – родители сами ведут себя как дети: кричат, спорят, упрямствуют. Они зациклены на ложных законах и социальных идеях.

Аффирмация на исцеление: «Этот ребенок под Божественной защитой и окружен любовью. Мы провозглашаем ментальный иммунитет (невосприимчивость)».

По Луизе Хей

Луиза Хей считает, что в детском аутизме виноват инфантилизм взрослых. А также их представления об идеальном сыне или дочери и идеальной семье, требования и ожидания.

Аффирмация на исцеление: «У этого ребенка Божественная защита, он окружен любовью. Мы требуем неприкосновенности его психики».

Обследование и диагностика

Выявить признаки аутизма можно начиная с возраста 18 месяцев. До этого момента определить наличие болезни достаточно трудно. В более старшем возрасте некоторые умные дети умело скрывают симптомы. Зачастую аутисты также не хотят принимать участие в обследованиях.

Иногда при слабовыраженных признаках, хорошей поддержке родителей и успешной интеграции в социум можно и вовсе не заметить аутизма. В последнем случае его иногда диагностируют только в зрелом возрасте.

Первичное обследование

На первичном приеме врач, прежде всего, должен исключить органическую патологию: нарушение слуха, повреждение мозга и др. Для этого потребуется пройти ряд неврологических, лабораторных и визуализационных (УЗИ, МРТ) исследований.

Если не найдена органическая причина нарушения, то ребенка направят к психиатру. Для подтверждения аутизма проводят ряд тестов.

Специальные тесты

Помогают выявить аутизм особые опросники. В случае с очень маленькими детьми родители отвечают на вопросы и оценивают симптомы.

В клинической практике применяют Диагностическую шкалу наблюдения за аутизмом (ADOS) и Диагностическое интервью для аутизма (ADI-R). Их можно проводить начиная со второго года жизни.

Результаты теста оценивают в комплексе с общими признаками аутизма. Для этого родители должны наблюдать за ребенком в течение определенного периода времени.

Тесты на интеллект

Аутизм у детей в 70% случаев сочетается с умственной неполноценностью. Поэтому зачастую параллельно с диагностикой основной патологии проводится оценка интеллекта.

Наиболее широко применяются:

  • Гамбургский тест Векслера для оценки интеллекта у детей (HAWK-IV). Кроме общего IQ, он дополнительно определяет уровень речевого развития, логического мышления, скорость памяти. Длительность исследования около 60 минут.
  • Ганноверский тест Векслера на интеллект для дошкольников (HAWIVA). Его в основном используют у детей в возрасте 2-6 лет.
  • Тест Векслера для оценки интеллекта у взрослых.
  • Языковые тесты.

Оценка степени аутизма

Так называемый коэффициент аутистического спектра (AQ) определяет тяжести патологии. Он разработан Саймоном Бароном-Коэном и включает в себя 50 вопросов. Опросник используют у детей в возрасте 4-11 лет.

Диапазон баллов составляет от 0 до 150. Чувствительность и специфичность теста 95%.

Аутизм: ключевые сведения о заболевании

Большинство граждан с диагнозом (неважно, обнаруживается ли он у детей либо у взрослых) испытывают характерные признаки и симптомы. Так, аутизм проявляется в виде устойчивых проблем с коммуникабельностью, социальными взаимодействиями и личной жизнью

Если симптомы и признаки болезни своевременно обнаруживаются и в отношении них предпринимается грамотная борьба, вероятность минимизировать сопутствующие проблемы существенно увеличивается, нежели при лечении взрослых людей.

Точные причины, из-за которых возникают симптомы и признаки болезни у детей, равно как и у взрослых людей, не установлены.

Терапия – не дрессура

— Если ребенок с аутизмом начинает проявлять агрессию, возможно ему помочь?  

— Есть технологии, которые могут отучить его от этого и заменить это поведение на правильное, на социально уместное. У моей знакомой – замечательного поведенческого аналитика – есть несколько интересных случаев такого рода поведения.

Например, она работала с молодым человеком с расстройством аутистического спектра, у которого было очень сложное поведение: он не сотрудничал совершенно со взрослыми, наоборот, постоянно стремился к тому, чтобы контролировать и управлять взрослыми, на улице он мог подойти к любому человеку и забраться к нему в личные вещи, карманы и сумки, достать оттуда предметы. Остановить его было почти невозможно. Из-за этого поведения он несколько лет не выходил из дома, квартира была поделена на две части.

В первую очередь специалисты установили над его поведением руководящий контроль, то есть учили сотрудничать, при необходимости в защитных целях, и в соответствии с определенными правилами применяя физическую блокировку. Когда контроль стал лучше, то с мальчиком стали использовать поведенческие договоры, когда за выполнение определенных действий он получал доступ к чему-то очень приятному.

Этим приятным – мотивационным стимулом – для мальчика стали как раз наполненные чем-то сумки, позже ему позволяли проверять карманы у других людей, рвать журналы, изучать определенные брошюры, которые ему нравились.

Все это прятали до тех пор, пока мальчик не выполнит определенных условий, и давали ему награды, когда эти условия были выполнены. Так мальчика учили самоконтролю. Конечно, в начале это было очень сложно и выстраивалось как раз поведенческими специалистами, которые буквально жили с мальчиком в течение недели.

Замечательно в этой истории то, что семья смогла активно включиться в эту работу и ее поддержать, и сейчас молодой человек спокойно выходит на улицу, путешествует с родителями. Это пример использования таких технологий.  

— Возникает ассоциация, что ребенка как щенка воспитывают, нужные рефлексы вырабатывают.

— Нет. Все-таки щенков, когда мы их дрессируем, мы учим делать неестественные для них вещи – мы их учим писать в лоток. Какое животное в мире писает в лоток? Никакое. Животные писают на дерево или под куст, куда им удобно, и дальше идут.

Людей мы учим делать то, что они должны делать – это никакая не дрессура, это терапия. Другое дело, что с теми, кому сложно понять, что от них хотят, мы долго работаем. Мы активно их хвалим и поощряем за то, что у них получается. Это обучение тому, чему они должны были сами научиться уже давным-давно.

— И когда такой ребенок начинает обучение, он может даже и не догадываться о том, что с ним что-то не так? И потом, когда у него получается, наверное, ему хорошо?

— Праздник, конечно. Вот тот молодой человек с сумками – он вышел из дома. Раньше из-за того, что он бегал, отнимал сумки, его запирали дома, и он света белого не видел. А тут он идет как человек, со всеми рядом – и возникает огромное чувство собственного достоинства.

Диагностика

Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.

Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет.  Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру

Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира

Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и  рекомендациями по лечению их.

В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»).  Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  2. Малыш интересуется другими детьми?
  3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  4. Малышу нравятся игры с родителями?
  5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.

Так как же проявляется аутизм у большинства женщин и девочек?

Аутичным девочкам проще притворяться неаутичными

Аутичным девочкам проще понять, чего требует от них общество, и выбрать себе успешный неаутичный «образец для подражания». Иногда подобные попытки казаться нормальными приводят к тому, что ко взрослому возрасту женщине уже сложно расслабиться и быть собой, что еще сильнее усложняет диагностику.

Сами аутичные женщины утверждают, что подобная постоянная (или частая) «актерская игра» их очень выматывает и зачастую приводит к повышенной тревожности, депрессии и другим психическим проблемам. Что неудивительно: думаю, вы поймете это, если представите, что вам годами приходится жить жизнью совершенно другого человека, который мыслит не так, как вы.

Аутичные девочки обращают больше внимания на окружающих. Это позволяет многим из них притворяться неаутичными или хотя бы просто сравнивать себя с другими и понимать свои отличия.

Это приводит к тому, что специалисты, ориентируясь на «классические представления» об аутизме, отказываются диагностировать аутичных женщин из-за якобы «повышенного понимания общества» или, как они это иногда называют, «повышенного понимания себя».

У аутичных девочек сильнее развито воображение

Существует стереотип, что аутичные люди не склонны фантазировать. Многие аутичные дети по этой причине (а также из-за слабо проявленного механизма подражания) не играют в игрушки и сюжетно-ролевые игры. Но многие аутичные девочки не просто придумывают запутанные сюжеты с игрушками, а и создают воображаемых друзей и целые миры!

Кроме того, аутичные девочки чаще аутичных парней интересуются художественной литературой, в том числе чаще пытаются писать собственные произведения.

У аутичных женщин часто лучше развита речь

Многим аутичным женщинам проще понять слова, обозначающие эмоции, или они начинают понимать их раньше, чем большинство аутичных мужчин. Частично это может быть связано как с тем, что на девочек больше давят, пытаясь заставить их быть «эмпатичнее», так и с тем, что аутичные женщины в среднем чаще интересуются литературой.

Кроме того, несмотря на то, что нет заметной разницы в том, в каком возрасте начинают говорить аутичные мальчики и аутичные девочки, говорящие аутичные девочки в целом обычно лучше пользуются устной речью.

Аутичные женщины более общительны

Среди аутичных женщин чаще встречаются экстраверты. Даже если общение их выматывает, они чаще стремятся к дружбе и близости. Кроме того, частично из-за этого стремления, а частично из-за лучших «актерских навыков» у них чаще бывают друзья, чем у аутичных мужчин. Это — еще один мешающий диагностике стереотип, потому что аутичных людей принято считать одиночками.

У аутичных женщин чаще встречаются «типичные» специальные интересы.

Специальные интересы — это свойственная многим аутичным людям способность интересоваться какой-то темой очень долго или изучать ее очень глубоко. Обычно специальные интересы делают жизнь аутичных людей гораздо проще и интереснее, но из-за своей интенсивности и необычности стигматизируются в обществе.

У аутичных девочек специальные интересы чаще соответствуют типичным представлениям об интересах детей, хотя, если копнуть глубже, могут выглядеть довольно необычно: это может быть интерес к куклам (заключающийся на самом деле в интересе к производящим их фирмам), глубокое увлечение лошадьми, книгами определенного жанра или жизнью известного актера.

Со стороны подобные специальные интересы не вызывают подозрений взрослых, и поэтому менее вероятно, что они решат продиагностировать ребенка.

Я точно не планировала написать новую работы в стиле «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», так что важно понимать неуниверсальность этого списка. Этот список далеко не полон, но в нем отмечено большинство отличий аутичных женщин (и девочек) от аутичных мужчин (и мальчиков)

Конечно, кроме этих критериев для постановки диагноза девочка должна соответствовать критериям диагностики последней Международной классификации болезней

Этот список далеко не полон, но в нем отмечено большинство отличий аутичных женщин (и девочек) от аутичных мужчин (и мальчиков). Конечно, кроме этих критериев для постановки диагноза девочка должна соответствовать критериям диагностики последней Международной классификации болезней.

Кроме того, важно еще раз заметить, что есть аутичные женщины, у которых аутизм проявляется как у большинства аутичных мужчин, и аутичные мужчины, у которых аутизм проявляется как у большинства аутичных женщин (и такие парни не менее невидимы, чем аутичные женщины)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: