Функции правого и левого полушарий головного мозга

Ишемический инсульт левой стороны головного мозга: за что отвечает полушарие, а также почему возможна парализация одной из частей тела?

Кровоснабжение

Кровь поступает в головной мозг по двум парным артериям-внутренней сонной артерии и позвоночным артериям. Внутренние сонные артерии снабжают большую часть головного мозга.

Рис.10. Кровообращение головного мозга.

Рисунок 10. Общая сонная артерия проходит вверх по шее и делится на внутреннюю и внешнюю сонные артерии. Переднее кровообращение головного мозга питается внутренними сонными артериями, а заднее кровообращение-позвоночными артериями (ва). Эти две системы соединяются в круге Виллиса (зеленый круг).

Позвоночные артерии снабжают мозжечок, ствол головного мозга и нижнюю часть головного мозга. После прохождения через череп правая и левая позвоночные артерии соединяются вместе, образуя базилярную артерию. 

Базилярная артерия и внутренние сонные артерии “общаются » друг с другом в основании головного мозга, называемом кругом Виллиса (рис. 11). 

Связь между внутренней сонной и позвоночно-базилярной системами является важной функцией безопасности головного мозга. Если один из главных сосудов блокируется, то коллатеральный кровоток может пересечь круг Виллиса и предотвратить повреждение головного мозга. Рисунок 11. Вид сверху на круг Виллиса.

Рисунок 11. Вид сверху на круг Виллиса.

Рисунок 11. Вид сверху на круг Виллиса. Внутренняя сонная и позвоночно-базилярная системы соединены передней сообщающейся (Acom) и задней сообщающейся (Pcom) артериями.

Венозное кровообращение головного мозга очень отличается от кровообращения всего остального организма. Обычно артерии и вены идут вместе, поскольку они поставляют и сливают определенные области тела. Таким образом, можно было бы подумать, что будет пара позвоночных вен и внутренних сонных вен. Однако в головном мозге это не так. 

Основные венозные коллекторы интегрированы в твердую мозговую оболочку с образованием венозных синусов — не путать с воздушными синусами в области лица и носа. 

Венозные синусы собирают кровь из головного мозга и передают ее во внутренние яремные вены. Верхние и нижние сагиттальные синусы дренируют головной мозг, кавернозные синусы дренируют переднее основание черепа. Все пазухи в конечном итоге стекают в сигмовидные пазухи, которые выходят из черепа и образуют яремные вены. Эти две яремные вены по существу являются единственным дренажом головного мозга.

Отделы головного мозга – их строение и функции

Центр нервной системы представляет собой и единый «управляющий блок», и группу слаженно работающих отдельных структур. Основные отделы головного мозга, задний, средний и передний, выполняют определенные функции, поэтому отличаются по строению и энергозатратности. Даже клетки, из которых состоит каждая область органа, имеют свои особенности строения.

Задний отдел головного мозга

Указанная область включает две структурные единицы:

  1. Варолиев мост. Продолжение продолговатого мозга, с другой стороны граничит со средним отделом. Задачей моста является передача нервных сигналов. Через него проходят все пути (восходящие и нисходящие), которые связывают спинной мозг с передним, мозжечком и другими частями органа. Варолиев мост содержит ядра лицевого, тройничного и отводящего и нервов. Он отвечает за множество рефлексов – глазные, моргание, мочеиспускание, моторику кишечника и другие.

Мозжечок . Располагается под затылочными долями больших полушарий. Строение головного мозга позволяет мозжечку сообщаться с соседними отделами посредством трех пар «ножек». Данная структура занимает всего 10% площади, но содержит более половины всех имеющихся нейронов. Главные функции мозжечка – вегетативная регуляция, координация движений, сохранение равновесия и мышечного тонуса. Дополнительно он поддерживает работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. В последние 10 лет исследования показали, что мозжечок участвует и в высшей нервной деятельности – памяти, мышлении, накоплении опыта.

Продолговатый отдел головного мозга

Альтернативные названия – миелэнцефалон и луковица. Отдел представляет собой прямое продолжение спинного мозга. Он располагается у основания черепа в его задней части. Задачи луковицы – контроль дыхания и процессов кровообращения. Строение головного мозга и функции в данном случае находятся в тесной зависимости, поэтому при повреждении миелэнцефалона его работа не компенсируется другими отделами, и мгновенно наступает смерть. Дополнительно луковица помогает поддерживать равновесие, обмен веществ, координацию и мышечную деятельность, связь с органами чувств.

Средний отдел головного мозга

Одна из самых маленьких структур, около 2-х см в диаметре. Располагается между задним и промежуточным мозгом. Строение включает следующие части:

  • крыша (зеленый);
  • среднемозговая область покрышки (красный);
  • Сильвиев водопровод (черный);
  • ножки (голубой).

Небольшой размер не мешает этому отделу выполнять важнейшие функции головного мозга, которые часто ошибочно приписывают полушариям:

  • общий уровень возбуждения центральной нервной системы;
  • слух;
  • зрение;
  • концентрация внимания;
  • оборонительные, ориентировочные и защитные рефлексы;
  • контроль движений;
  • поддержание нормальной температуры тела.

В описываемом отделе происходит выработка дофамина, поэтому средний мозг регулирует:

  • эмоциональную активность;
  • репродуктивное поведение и возбудимость;
  • уровень мотивации;
  • развитие привычек и пристрастий, включая зависимости;
  • болевую чувствительность;
  • циклы сна и бодрствования.

Передний мозг

Строение этой части центральной нервной системы включает диэнцефалон и большие полушария. Другие названия – промежуточный и конечный мозг. Диэнцефалон представляет собой «подложку» полушарий, но имеет сложное строение:

  1. Таламический мозг. Включает таламус, эпиталамус и субталамус.
  2. Гипоталамический отдел (гипоталамо-гипофизарная система). К нему относится задняя доля гипофиза и гипоталамус.

Промежуточный мозг выполняет массу важных функций в организме. Он регулирует:

  • температуру тела;
  • режимы сна и бодрствования;
  • жажду и голод;
  • ощущение насыщения;
  • нейрогуморальные процессы;
  • работу желез внутренней секреции;
  • выработку гормонов.

Конечный мозг состоит из правого и левого полушарий. Они соединяются друг с другом поперечными нервными пучками (комиссурами). Главным «мостом» между полушариями считается пластина мозолистого тела. В популярной психологии пропагандируется утверждение, что строение конечного головного мозга предполагает разрозненную работу его половинок. Одна отвечает за логику и рациональность, другая – за творчество и фантазию.

Современные научные исследования опровергают теорию асимметрии. Оба полушария головного мозга параллельно принимают участие в высшей нервной деятельности. Распределение задач неравномерное, но отличия несущественные. Функции конечного мозга:

регуляция движений;
зрение;
речь;
кожно-мышечная чувствительность;
обоняние;
слух;
вкусовые ощущения;
мышление;
логика;
внимание;
память;
обучение;
формирование эмоций и другие.

Функции

Все части мозгового ствола одинаково необходимы. Они обеспечивают людей возможностью почувствовать запах, услышать звук, понять речь, подумать о любых серьезных вещах. Если бы не они, то человечество навсегда могло остаться в каменном веке.

Функции ствола мозга сводятся к распределению информации между мозгом и центральной нервной системой. Они обеспечиваются ядрами и нервными окончаниями. При этом ствол является физиологической соединительной ступенью между спинным и головным мозгом. Если он будет поврежден, то сигналы из мозга не смогут дойти до конечной точки, что полностью исключит нормальное функционирование человеческого организма.

Выделяют несколько групп функций, которые свойственны стволу мозга. Среди них:

  1. Двигательная. К ней относятся все действия, связанные с мышцами глаз и век. Функция также отвечает за рефлексы глазных яблок и управляет жевательной мускулатурой.
  2. Чувствительная. Обеспечивает работу вкусовых рецепторов, а также всех рефлексов, которые касаются пищеварительной системы. Помогает передавать сигналы для глотания и многих других действий, включая даже рвоту. Дополнительно отвечает за чихание.
  3. Парасимпатическая. Воздействует на движения и расширение зрачков, управляет ресничными мышцами. Управляется ядрами, обеспечивая выполнение блоковой функции.
  4. Верхняя слюноотделительная. Оказывает влияние на слюнные железы, обеспечивая своевременное и необходимое образование слюны.
  5. Вестибулярная. Отвечает за функционирование вестибулярного аппарата, что помогает управлять равновесием тела и держаться на ногах.
  6. Глотательная. Обеспечивает работу глотательного рефлекса. Дополняет работу чувствительной функции.
  7. Слуховая. Передает информацию для мозжечка, отвечает за слух, а также распознавание услышанных звуков.
  8. Сенсорная. Придает коже на лице чувствительность, анализирует вкус и звук, распознает вестибулярные раздражители.

У ствола головного мозга важнейшие функции. Он дает каждому человеку возможность слышать, чувствовать, видеть, двигаться, думать. Все они являются необходимыми для полноценной жизни.

Если распределять отдельные функции по частям ствола мозга, то получится следующее:

Отдел ствола мозга Функции
Средний мозг ·         Функционирование зрительных и слуховых органов;

·         Управление соответствующими органами;

·         Ориентация в пространстве.

Продолговатый мозг ·         Рефлексы, связанные с кашлем, рвотой, чиханием;

·         Контролирование дыхания;

·         Управление сердечно-сосудистой системой;

·         Функционирование пищеварительного тракта.

Варолиев мост ·         Обеспечение кровоснабжения мозга;

·         Быстрая передача сигналов между мозгом и ЦНС.

Мозжечок ·         Координация движений, равновесие;

·         Тонус мышечных тканей.

Промежуточный мозг ·         Работа щитовидной железы;

·         Контроль над надпочечниками.

Важность таких функций заставляет серьезнее относиться к состоянию ствола мозга. Он не является исключением и может подвергаться различным заболеваниям, представляющим опасность для жизни

Что даст развитие каждого из полушарий

Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.

Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.

Работа левого полушария направлена  на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно. Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.

Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.

Патологии полушарий головного мозга

При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.

Причинами развития таких состояний являются:

  1. травмы головы;
  2. онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
  3. атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера);
  4. врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
  5. родовые травмы черепа;
  6. гидроцефалия;
  7. инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
  8. нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.

Нарушения в коре лобной доли

При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:

  • лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
  • повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
  • паралич конечности/конечностей с одной стороны;
  • тонические/клонические судороги;
  • припадки (тонико-клонические или эпилептические);
  • затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
  • симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
  • «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
  • утрата обоняния с одной стороны.

Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.

Патологические нарушения в коре теменной доли

При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:

  • нарушения кожной чувствительности;
  • постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
  • отсутствие восприятия частей своего тела;
  • неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
  • утрата навыков чтения, письма, счета;
  • неспособность находить знакомые места;
  • при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.

Патологические нарушения в коре височной доли

Основными проявлениями поражения височной доли являются:

  • корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
  • афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
  • шум в ушах;
  • подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
  • возникновение слуховых галлюцинаций;
  • кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
  • возникновение моментов дежавю;
  • сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
  • височные припадки.

Патологические нарушения в коре затылочной доли

Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:

  • корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
  • утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
  • гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
  • неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
  • изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
  • зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.

При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.

Большие полушария выполняют огромную функциональную роль в организме человека. Умения писать, читать, анализировать информацию, воспринимать и ориентироваться в пространстве, чувствовать, слышать, видеть, обонять помогают организму приспособиться к окружающему миру. При повреждении определенных участков коры возникают патологические синдромы и симптомы, с помощью которых можно указать локализацию пораженного участка.

Полушария

Полушария головного мозга по своему внешнему виду – зеркальное отражение друг друга, имеют едва различимые отличия.

При этом, к важнейшему
психофизиологическому свойству головного мозга человека специалисты относят функциональную
межполушарную асимметрию. Это означает, что функциональные структуры полушарий
неравнозначны и доминируют в осуществлениях каких-либо функций.

При этом специалисты считают, что между полушариями происходит взаимодополняющее сотрудничество. Каждое из них имеет преимущество только на определенных стадиях какой-либо нервно-психической деятельности, а не полностью функций. Можно говорить не о глобальной, а парциальной латеральности – принятии полушариями различного по характеру и неравного по значимости участия в психических функциях.

Это интересно:Сложными действиями занимаются высшие отдела мозга, которые отличаются асимметрией. Отделы, отвечающие за выполнение простых функций, как правило, симметричные. К ним можно отнести участки, которые отвечают за дыхательную, сердечную и зрительную функции.

10 различий полушарий

Давайте рассмотрим, в чем проявляет латеральность полушарий,
их 10 различий. 

Характеристика левого полушария Характеристика правого полушария
Придает мышлению аналитическую и логическую направленность.   Придает мышлению творческую направленность. 
Координирует движения правой части тела. Координирует движение левой части тела.
Отвечает за вербальную информацию. Занимается обработкой невербальной информации, выражающейся не словами, а символами и образами.
В отделе происходит формирование наших языковых способностей, умения читать и писать, контроль речевых функций. С его помощью человек мечтает и фантазирует, приобретает способность к сочинению различных историй.
Мы приобретаем способности к запоминанию имен, дат, фактов. Позволяет человеку ориентироваться в пространстве, оценивать свое месторасположение, узнавать людей по внешнему виду.
Здесь происходит анализ всех фактов, чисел, математических символов и манипуляций. Руководит сексуальными желаниями и всем интимным процессом.
Каждое понятие воспринимается буквально. Позволяет воспринимать метафоры, переносное значение сказанного, а также мистические проявления (порой надуманные).
Отдел позволяет ориентироваться во времени и ощущать собственное тело. Информация обрабатывается параллельно. В один и тот же момент разнообразные данные.
Человек способен понимать собственное Я и выделять себя из окружающих. Проблема рассматривается целиком, без применения аналитического мышления. 
В этом отделе информация обрабатывается последовательно и поэтапно.  Наделяет человека творческими способностями, интуицией.

У левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое.

Также существует такое понятие как Амбидекстрия – одинаковое функциональное развитие двух рук, врожденного или приобретенного характера.  Врожденная особенность наблюдается примерно у одного процента жителей планеты.

Мозговая оболочка

Головной и спинной мозг покрыт и защищен тремя слоями ткани, называемыми мозговыми оболочками. От самого внешнего слоя внутрь они являются: твердая мозговая оболочка, паутинная мозговая оболочка и pia mater.

Твердая мозговая оболочка: это прочная, толстая мембрана, которая плотно прилегает к внутренней поверхности черепа; два ее слоя, надкостничная и менингеальная твердая оболочка, сливаются и отделяются только для образования венозных синусов. Твердая мозговая оболочка создает небольшие складки или отсеки. Есть две специальные дуральные складки, Фальк и Тенториум. Фалкс отделяет правое и левое полушария головного мозга, а Тенториум отделяет головной мозг от мозжечка.

Паутинная материя: это тонкая, похожая на паутину мембрана, которая покрывает весь мозг.  Пространство между твердой мозговой оболочкой и паутинными мембранами называется субдуральным пространством.

Паутинная материя: обнимает поверхность мозга, следуя его складкам и бороздкам. Pia mater имеет много кровеносных сосудов которые достигают глубоко в мозг. Пространство между паутиной и мягкой мозговыми оболочками головного и спинного мозга называется субарахноидальным пространством. Это пространство заполнена спинномозговой жидкостью (ликвором). Именно здесь спинномозговая жидкость омывает и смягчает мозг.

Простые упражнения на развитие мозговой деятельности

Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму. Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности

Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:

  1. Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
  2. Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
  3. Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
  4. Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.

Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма. Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга. Они должны дополнять друг друга

Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет. Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами

Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет. Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: