Интересные особенности работы мозга

Человеческий мозг: различные исследования ученых

Как обучение зависит от эмоций

Обучение в большой степени зависит от внимания, потому что оно направлено на то, чтобы снова и снова прогонять импульсы по конкретным путям нейронной сети. Из огромного количества информации мы на чем-то фокусируемся, берем это в рабочую память

Дальше то, на чем мы удерживаем внимание, попадает уже в память долговременную. Вы могли понять всю мою лекцию, но это не означает, что вам будет легко ее пересказать

А если вы прямо сейчас на листке бумаги нарисуете велосипед, то это не значит, что он будет хорошо ездить. Люди склонны забывать важные детали, особенно если они не специалисты по велосипедам.

У детей всегда были проблемы с вниманием. Но сейчас в этом смысле все становится проще

В современном обществе уже не так нужны конкретные фактические знания — просто их стало невероятно много. Гораздо важнее оказывается способность быстро ориентироваться в информации, отличать достоверные источники от недостоверных. Нам уже почти и не нужно долго концентрироваться на одном и том же и запоминать большие объемы информации — важнее быстро переключаться. Кроме того, сейчас появляется все больше профессий как раз для людей, которым сложнее концентрироваться.

Есть еще один важный фактор, влияющий на обучение, — эмоции. На самом деле это вообще главное, что у нас было на протяжении многих миллионов лет эволюции, еще до того, как мы нарастили всю эту огромную лобную кору. Ценность овладения тем или иным навыком мы оцениваем с точки зрения того, радует он нас или нет. Поэтому здорово, если удается наши базовые биологические эмоциональные механизмы вовлекать в обучение. Например, выстраивать такую систему мотивации, в которой лобная кора не думает о том, что мы должны выучить что-то с помощью усидчивости и целенаправленности, а в которой прилежащее ядро говорит, что ему просто чертовски нравится это занятие.

Пэм Рейнольдс и её опыт «жизни после смерти»

Пэм Рейнольдс

Судя по всему, Пэм Рейнольдс, исполнительница блюзов из Атланты, штат Джорджия, была нормальным человеком до того, как ей сделали операцию по удалению аневризм в мозгу. В ходе операции врачи откачали всю кровь её мозга, таким образом он был неактивен в течение 45 минут. В нём прервались все процессы, начиная от получения сигналов о чувстве голода от желудка и заканчивая передачей визуальной и звуковой информации.

Несмотря на это, после пробуждения певица смогла в мельчайших подробностях описать всё, что с ней делали врачи. Её пример считается самым ярким примером посмертного опыта. Тем не менее, опыт Рейнольдс далеко не уникален. В одной больнице в Нидерландах проводилось исследование кардиологических больных. И в ходе исследования выяснилось, что из 344 пациентов, переживших клиническую смерть, 18% сообщали о пережитом ими опыте «жизни после смерти».

А больше всего в истории певицы впечатляет тот факт, что «временным отключением» её мозга занимались опытные медики. Тем не менее, она сумела воспроизвести все детали операции, начиная от описания инструментов, используемых врачами, и заканчивая темами их разговоров в ходе операции.

Упражнения для тренировки памяти

Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.

Длинные слова

Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.

Например, слово «бездомные»:

  • дом;
  • без;
  • зоб;
  • дым.

Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».

Умножение и подсчет в голове

Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.

Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.

Восстановление воспоминаний

Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.

При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке. Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет  улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.

У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.

  • Что я ел на обед неделю назад?
  • Что я делал 2 недели назад?
  • Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
  • Как я одевался на последнюю вечеринку?
  • Какие носки были на мне 3 дня назад?

Чтение

Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.

Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.

Подсчет букв

Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.

От редакции :  Виды расстройств вегетативной нервной системы

Приложения

Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.

  • Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
  • Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.

Что мешает мозгу эффективно учиться

Препятствий для эффективной работы мозга не так уж и много, а их устранение приносит только радость.

Недосып

Регулярная депривация сна снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Когда мы пребываем в объятиях Морфея, мозг вовсе не отдыхает — иногда он может быть даже активнее, чем днем, но пока доподлинно не известно, что именно происходит в голове в этот момент. Однако совершенно очевидно, что сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Правило «никто не отберет у меня восьми часов сна» может показаться эгоистичным и кощунственным, в современной-то жизни с ее бешеным ритмом, — но вы же всегда хотели сопротивляться системе? Вот вам и повод.

Стресс

Стресс, особенно длительный и неконтролируемый, отрицательно влияет на наши когнитивные способности, поэтому продуктивно учиться, постоянно пребывая в таком состоянии, очень трудно. Гормон стресса кортизол в хроническом варианте вызывает истончение нейронной ткани гиппокампа — то есть просто ухудшает память.

Плохое питание

Мозг потребляет до 20 % сжигаемых за день калорий, причем интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Вообще все поступающие в кровь вещества стоит проинспектировать, если вы испытываете сложности с концентрацией и уж тем более — если наблюдаете у себя признаки СДВГ. Первый претендент на исключение из рациона (или, во всяком случае, на ограничение его количества) — сахар, избыток которого расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.

Особенности строения мозга

Мозг взрослого индивида достигает 1,5 килограмм. Обычно его вес не превосходит 2% от массы тела. Следует отметить, что скорость развития и багаж знаний, интеллект не зависят от объема и веса мозга.

Этот биологический механизм не имеет больших энергетических запасов и требует постоянной подпитки. Он потребляет около 20% кислорода, который поступает в легкие.

В составе человеческого мозга насчитывается свыше 100 000 кровеносных сосудов. Если по каким-либо причинам человек голодает, то в большей степени страдает не опустошенный желудок, а мозг. Организм направляет основные силы на поддержание его работы. Даже если индивид похудел на 50%, мозг утрачивает лишь 15% своего веса. Данная тенденция доказывает то, что «серое вещество» занимает доминирующее положение, «пост гендиректора» в организме.

Природа позаботилась о защите главного регулятора организма. От внешних повреждений его сохраняет череп, а от внутренних – спинномозговая жидкость.

Зачастую мозг именуют «серым веществом». Такое название он получил благодаря тому, что покрыт тонким серым слоем с множеством бороздок и извилин. Именно так выглядит кора головного мозга, которая представлена в виде нервной ткани. Она состоит из огромного числа нейронов, которые получают сигналы извне, перерабатывают их и отправляют команду конкретным частям тела.

За полноценную работу мозга отвечают 2 полушария: правое и левое. Каждый из них несет ответственность за определенные процессы. Полушария разграничены на небольшие центры, которые обеспечивают работу конкретных органов. Например, височная часть отвечает за слух, речь и память, затылочная – за зрение, лобковая – за движения, теменная – за тактильные восприятия.

Координацией движений, равновесием занимается специальный сегмент. Он располагается под затылочными долями полушарий – это мозжечок. Кора головного мозга прикрывает таламус и гипоталамус

Они ответственны за бодрствование, внимание и саморегуляцию организма соответственно

Таким образом, именно благодаря мозгу человек может адаптироваться к любым условиям окружающей среды, развиваться и познавать новое, творить, общаться, выражать свои мысли и эмоции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Физическая активность улучшает работу мозга

С точки зрения эволюции человеческий мозг развивался в процессе тяжёлого труда, постоянно меняющейся обстановки, новых вызовов и преодоления расстояний свыше 19 км в день. Физическая активность по-прежнему для когнитивной системы — как конфета: физические упражнения способствуют улучшению долговременной памяти, логического мышления, внимания и способности решать поставленные задачи. Изменчивость окружающей среды приводит к особой гибкости мозга. В результате эволюции человек физически не стал сильнее, но стал умнее. «Клыки мы отрастили не во рту, а в голове», что довольно-таки разумно, считает ученый Джон Медина.

Автор убеждён, что сложившийся подход к школьному обучению неправильный.

Если бы вы поставили перед собой цель создать учебную среду, абсолютно препятствующую хорошей работе мозга, то она была бы похожа на класс.

В рамках одного исследования дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. После 12 недель их когнитивные способности значительно улучшились по сравнению с периодом до занятий бегом. По завершении программы показатели вернулись к прежнему уровню. Опытным путем было определено, что золотая середина для физической активности — 30-ти минутные занятия аэробикой три раза в неделю. Если добавить к ним упражнения для укрепления мышц, когнитивная система получит ещё больше пользы.

От редакции :  Особенности затруднения венозного оттока

Физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Дети уделяют больше внимания вещам, которые требуют движения. Им по душе активность, а не сдержанное поведение в классе. Дети чувствуют себя комфортнее, их самооценка выше, они менее подвержены депрессии и тревоге. Конечно, интуитивно нам это всем понятно.

Почему же школьная система не поддерживает и не воплощает в жизнь то, что давно известно учёным?

Ответа на этот вопрос у нас нет, зато, если вам интересно, как с точки зрения физиологии интенсивная физическая активность улучшает работу мозга, то это автор книги рассказывает достаточно подробно. 

Нейробиолог Джон Медина предлагает школам включить физическое воспитание в ежедневное расписание уроков, например, дважды в день. Ученики могут слушать урок по математике или учить английский язык и при этом 1–2 минуты в час заниматься ходьбой на беговых дорожках, расположенных рядом с рабочим столом. А повлияет ли применение такой методики на успеваемость, узнать возможно после экспериментов учёных, исследующих мозг, и специалистов системы образования.

Сам автор книги поставил беговую дорожку у себя в офисе и теперь регулярные перерывы заполняет не чашкой кофе, а упражнениями. Он придумал конструкцию, которая позволяет установить компьютер так, чтобы можно было писать электронные письма, пока занимаешься спортом. Ему потребовалось 15 минут, чтобы приловчиться печатать на лэптопе при ходьбе со скоростью 3 км/час.

Сэм Эскьюбель и его ступня в мозгу

www.telegraph.co.uk

После очередного УЗИ мать Сэма Эксьюбеля была шокирована новостью о том, что в мозгу её сына развивается опухоль. Через три дня после родов Сэму сделали операцию на мозге, в ходе которой опухоль была удалена.

Когда хирурги наконец добрались до опухоли, они с удивлением поняли, что в мозгу ребёнка росла маленькая человеческая ступня. Медики выдвинули два возможных диагноза: либо это тератома, либо это так называемый «плод в плоде». Тератома — это редкая разновидность опухоли, внутри которой могут вырасти волосы, зубы, ногти или кожа. «Плод в плоде» — ещё одно очень редкое расстройство, когда один из близнецов, находясь в утробе матери, поглощает другого.

Проведя тщательные исследования, хирурги установили, что перед ними действительно случай «плода в плоде», поскольку помимо ступни они нашли ещё руку, бедро и кишечник. Все эти опухоли хирурги также успешно удалили, и в настоящее время ребёнок жив и здоров.

Сознания нет, а слово есть

Проблема сознания появилась в Новое время усилиями Рене Декарта, который разделил тело и душу по этическим основаниям: тело омрачает нас, а душа как разумное начало борется с телесными аффектами. С тех пор противопоставление души и тела как бы раскалывает мир на две независимые области.

Но ведь они взаимодействуют: когда я говорю, у меня сокращаются мышцы, двигается язык и т. д. Все это физические события, у каждого моего движения есть физическая причина. Проблема в том, что нам непонятно, как то, что не находится в пространстве, влияет на физические процессы. Таким образом, в наших представлениях о мире есть фундаментальный раскол, который нужно устранить. Самый лучший способ — «уничтожить» сознание: показать, что оно существует, но является производной физических процессов.

Проблема сознания тела связана с другими большими проблемами. Это вопрос тождества личности: что делает личность одной и той же на протяжении всей жизни, несмотря на физиологические и психологические изменения организма и психики? Проблема свободы воли: являются ли наше ментальное и сознательное состояния причинами физических событий или поведения? Биоэтические вопросы и проблема искусственного интеллекта: люди мечтают о бессмертии и возможности перенести сознание на другой носитель.

Проблема сознания связана с тем, как мы понимаем причинность. В естественном мире все причинные взаимодействия носят физическую природу. Но есть один кандидат на нефизический тип причинности — это причинность от ментального к физическому, и от физического — к поведению. Нужно понять, есть ли такой вид процессов.

Нас также интересует вопрос о критериях существования. Когда я хочу понять, существует ли какой-то предмет, я могу это верифицировать: взять его в руки, например. Но в отношении сознания критерий существования не работает. Значит ли это, что сознания не существует?

Представьте, что вы видите, как бьет молния, и вы знаете, что физическая причина удара молнии — столкновение холодного и теплого погодных фронтов. Но потом вдруг добавляете, что другой причиной молнии могут быть семейные неурядицы бородатого седого мужчины атлетического телосложения, его зовут Зевс. Или, например, я могу утверждать, что за моей спиной находится синий дракон, просто вы его не видите. Ни Зевс, ни синий дракон не существуют для естественной онтологии, так как их допущение или отсутствие ничего не меняет в естественной истории. Наше сознание сильно похоже на такого синего дракона или на Зевса, поэтому мы должны объявить его несуществующим.

Почему мы этого не делаем? Человеческий язык переполнен ментальными терминами, у нас неимоверно развит аппарат для выражения внутренних состояний. И вдруг оказывается, что внутренних состояний нет, хотя их выражение есть. Странная ситуация. Без проблем можно отказаться от утверждения о существовании Зевса (что и было сделано), но Зевс и синий дракон тем отличаются от сознания, что последнее играет важную роль в нашей жизни. Если вернуться к примеру, когда мне выдирают зубы, то сколько меня ни убеждай, что я не испытываю боль, я все равно буду ее испытывать. Это состояние сознания, и оно достоверно. Выходит,

Впрочем, поскольку с точки зрения естественной онтологии мы должны объявить сознание несуществующим, многие исследователи предпочитают утверждать, что сознание — это физический процесс в мозге. Можно ли тогда сказать, что сознание — это и есть мозг? Нет. Потому что, во-первых, для этого нужно продемонстрировать идеальную замену ментальных терминов на неврологические. А во-вторых, нейронные процессы невозможно верифицировать.

Интересные факты о нашем мозге

Учеба полезна для мозга. Высокообразованный человек имеет меньше шансов получить заболевание мозга. Напрягая мозг трудными задачами, мы как бы тренируем его на воспроизведение дополнительных тканей. Самая активная работа мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет. В это время мозг человека может усвоить больше знаний, чем за все следующую жизнь. Любой ребенок с легкостью освоит несколько иностранных языков. Не всем взрослым под силу освоить второй язык даже если он переезжает в другую страну и погружается в среду. Размер мозга не влияет на способности. Ученые продолжают изучать мозг гениев в разных сферах творчества, но уже сейчас доказано, что интеллектуальные и гениальные способности никак не связаны с размером мозга. Альберт Эйнштейн имел не самый крупный мозг. Занятия спортом эффективно отражаются на деятельности мозга. Люди, которые ведут активный образ жизни реже страдают заболеваниями мозга. Физические упражнения увеличивают кровоток. Капилляры мозга активно наполняются кислородом и глюкозой. Мозг воспринимает морскую болезнь за галлюцинацию, вызванную ядом. Рвота — это защитная функция организма на избавление от ядовитого вещества. Лучшее упражнение для мозга — занятие незнакомой деятельностью. Мозг активизируется от смены работы, так как вынужден разрабатывать новые алгоритмы. Мозг можно сравнить с мышцами человека. Чем больше их тренируешь, тем больше они растут. Мозг не устает. За день у человека возникает около 70 тысяч мыслей. Умственная работа не способна утомить мозг. Как долго бы вы не думали над решением задачи, мозг функционирует одинаково в любой период. Мы путаем утомляемость мозга с нашим эмоциональным состоянием от решения какой-то проблемы. Молитва, медитация благоприятно воздействуют на человеческий мозг. Во время чтения молитвы, медитирования люди уходят от реальности. В момент процесса возникают волновые успокаивающие колебания. Они способствуют самоизлечению организма. Известно, что глубоко верующие люди реже подвергаются болезням. Чем больше мы пьем воды, тем лучше работает наш мозг. Организм человека на 80% состоит из воды

От редакции :  Стадии депрессивных состояний

Не только мозгу, но и всему телу важно получать достаточное количество чистой воды для правильного функционирования. По утрам сначала просыпается тело, а потом мозг

Сразу же после сна интеллектуальные способности человека ниже

Мозг включается в работу не сразу после пробуждения. Мозг легче понимает речь мужчины, чем женщины. Женский голос музыкальнее, выше по тональности и шире по диапазону. На расшифровку мужского голоса мозгу не нужно затрачивать дополнительные ресурсы. Мозгу нужно больше энергии, чем другим органам человека. Занимая только 2% от объема нашего тела, мозг потребляет до 20% всей энергии. Также он чувствителен к недостатку кислорода. Необратимые последствия для работы мозга возникают через 10 минут при отсутствии кислорода. Неправда, что нервные клетки не восстанавливаются. Нейроны мозга восстанавливаются и растут на протяжении всей жизни. Мозг никогда не спит. Он функционирует круглосуточно, в любое время дня и ночи. Мозг активнее ночью, чем днем. Вы скажите, что это не логично. Днем мозг выполняет множество не только мыслительных функций, но отвечает и за все двигательные процессы. Оказалось, что это не так. Когда мы ложимся спать, мозг «включается» и работает интенсивнее. Вспомните, как легко вы наутро находите решение проблемы о которой думали вечером. «Утро вечера мудренее». Количество и качество снов зависит от IQ. Чем выше интеллект человека, тем больше и ярче его сновидения. Помните? Менделеев увидел свою гениальную таблицу химических элементов во сне. Температура мозга зависит от продолжительности нашего сна. При недосыпе температура повышается. Зевание — это защитная функция организма. Когда мы зеваем, наш мозг охлаждается. Мозг не чувствует боль. В нем отсутствуют болевые рецепторы. Операцию на нем можно проводить без наркоза. Влюбленность можно увидеть на МРТ-снимках. У человека в состоянии влюбленности активизируются области связанные с удовольствием. Там вырабатывается дофамин. Эти области хорошо видно на снимках.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Строение и функции мозжечка

Мозжечок в ромбовидной структуре мозга, является самым задним участком, поскольку расположен в черепной ямке.

Анатомическое строение:

  1. Правое полушарие;
  2. Левой полушарие;
  3. Червь;
  4. Мозговое тело.

Визуально мозжечок похож на большие полушария – дольки, на поверхности образованы мелкими бороздами и листками, сверху покрыты корой. Дольки между собой соединены червем. Структура отделена щелью от органа ЦНС при помощи намета – натянут над черепной ямкой.

Функции структуры:

  • Регуляция мышечного тонуса;
  • Координирование позы;
  • Целенаправленность движений.

Связь мозжечка с мостом, продолговатым и средним отделом, обеспечивается при помощи пучков нервного волокна (ножки). Пучки аксонов находятся под слоем серого вещества и образуют пирамидный путь для передачи информации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: