Способы развития аналитических способностей

Аналитические способности и способы их развития. способы развития аналитических способностей

Интуитивное и аналитическое мышление.

Интуитивное и аналитическое мышление — Слово используется часто в двух различных значениях. В одних случаях говорят, что человек думает интуитивно, когда, работая долго над какой-то проблемой, он вдруг неожиданно находит решение, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что данный человек обладает хорошей интуицией, если он может быстро делать очень удачные предположения о том, какой из нескольких подходов к решению задачи окажется эффективным.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга. Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Интуиция означает акт схватывания структуры задачи или ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Однако правильность или ошибочность интуиции устанавливается в конечном счете не самой интуицией, а методом проверки. Но именно интуиция позволяет быстро выдвинуть гипотезу или выделить существенные особенности понятий до того, как становится известной их ценность.

Использование аналогий, различных эвристических приемов решения задач, не гарантирующих правильности решения, содействует развитию интуитивного мышления.

Воспитание интуитивного мышления требует права учеников и учителя на ошибки с готовностью честно их признавать, уверенности, что ошибки не наказуемы.

Презентация на тему: «Понятие критического и аналитического мышления в научном знании»

Человек задействует в своей жизни разные виды мышления:

  • Задача логического мышления лежит в обобщении происходящих ситуаций и нахождения последовательности в связях.
  • Дедукция по своим свойствам схожа с логическим, но имеет различия в генерации умозаключений. Таким образом, дедуктивное мышление не сравнивает происходящие, а само определяет связку процессов и осознает к чему это приводит.
  • Аналитический склад ума неразрывно связано с логической и характеризуется возможностью нахождения и принятия наиболее оптимального решения.
  • Творческое мышление задействует центры воображения. Генерация идей и уникальных мыслей является основной данного вида мышления.
  • Индукция является подвидом логического мышления и отвечает за подведение итогов.

Занимателен тот факт, что логика и аналитика сопровождают человека на протяжении всей его жизни до тех пор, пока головной мозг полностью не атрофируется.

В каждом есть свои прелести. Но, если Вам уж сильно хочется развить логику и аналитику, то это вполне возможно. Пройдите онлайн тест и выявите, какой тип мышления у вас более развит, а над каким придется потрудиться, чтобы достичь результатов.

5 ключевых навыков человека с аналитическим типом мышления

Есть ряд способов, которые помогут развить логическое мышление.

  1. Проблему следует делить на части. Большая задача, как правило, кажется невыполнимой. Благодаря аналитике крупную задачу можно разделить на небольшие составные части, что позволит решать вопросы поочередно.
  2. Поиск и анализ данных. Фактически, это отбор и обработка данных, анализ информационных источников для формирования логичных выводов.
  3. Использовать информацию нужно эффективно. Этот навык полезен для целесообразной работы с информацией, умения обобщать сведения.
  4.  Навык находить альтернативные решения сложных задач. Развитие аналитического мышления поможет искать альтернативные способы достичь благополучия, эффективно решать проблемы.
  5. Чтение серьезной литературы. Необходимо периодически изучать документацию по применению различных приложений, просматривать технические материалы. Если в статьях описаны факты,с которыми вы не согласны, просто примите их к сведению. Классическая литература — это кладезь знаний. Из книг можно почерпнуть огромное количество полезной информации.

Стиль речи аналитика

Аналитики довольно сдержанные, осторожные в словах, но речь их довольно твердая. Такой человек не стремится со всеми поделиться новостями и знаниями. Но если попросить у аналитика совет, он может предоставить много полезных сведений и информации. Дискутирует аналитик спокойно, твердо отстаивает свою точку зрения, аргументирует ее. Не повышает голос и не стремится доказать всем и каждому, что он прав. С уважением относится к своему оппоненту.

Мышление

Особенностью аналитического склада ума является умение разбивать проблему на части и решать, учитывая все особенности и нюансы. В ходе исследования частей, аналитик находит несколько альтернативных путей решения проблемы, которые разбивает на две группы: полезные и вредоносные по отношению к конечному результату. Он изучает всевозможные исходы развития событий.

Примеры


Нам предстоит решить несложную задачку

  • Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
  • Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
  • Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.

Дано предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Какие можно сделать выводы, исходя из информации, содержащейся в предложении? Аналитик подумает следующее:

  • в предложении описано утро, так как ночью солнце не светит;
  • солнечные лучи описаны как довольно яркие, значит, погода хорошая;
  • скорее всего, описано лето, нежели осень или весна, поскольку цвет листвы, изумрудный, довольно яркий;
  • в предложении говорится о поляне, где выросли несколько деревьев («березы» — это множественное число);
  • в предложении речь идет об умеренной или холодной климатической зоне, вероятно, это Евразия или Северная Америка, поскольку в других широтах березы не растут;
  • это предложение – вырезка из художественного текста, так как в нем присутствует сумбурное соседство слов и обороты, которые не встретишь в деловом или профессиональном стиле написания. Как итог, можно отметить, что аналитик легко может сделать такие выводы, основываясь лишь на одном небольшом предложении.
От редакции :  Как предотвратить, диагностировать и вылечить тремор

5 Научитесь мыслить и мечтать творчески

Верьте, что это осуществимо. Это основной принцип творческого мышления.

1. Верьте в возможность достижения поставленной цели.

2. Будьте прогрессивным во всем: воспринимайте новые идеи, экспериментируйте, пробуйте новые подходы.

3. Совершенствуйте себя и окружающую вас действительность. Спрашивайте себя: «Как я могу сделать лучше?»

4. Настраивайте свой разум на поиск инноваторских решений.

5. Больше спрашивайте и слушайте.

6. Расширяйте свой кругозор, общайтесь с новыми интересными людьми.

Два способа развить творческие способности с помощью веры.

1. Выбросьте слово «невозможно» из ваших мыслей и речи. «Невозможно» – слово неудачника. Мысль «Это невозможно» запускает цепную реакцию других мыслей, доказывающих правоту первой. 2. Подумайте о чем-нибудь конкретном, чего бы вы хотели, но считаете это невозможным. Затем напишите список причин, по которым вы можете добиться этого. Многие из нас душат на корню свои желания лишь потому, что сосредоточиваются на мысли о невозможности их осуществления, тогда как единственное, на чем стоило бы сосредоточиться, – это мысль о возможности и ее причинах

Типы мышления

Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделены механически-ассоциативный и логически-ассоциативныйтипы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления— ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное» (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении болезни).

Логически-ассоциативное мышление— отличается целенаправлен — ностью и ценностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления. X. Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — «руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Э. Кречмера (1888—1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении.

Зачем развивать?

Как развить аналитическое мышление и зачем? Этот вопрос волнует как учеников, студентов, так и взрослых людей. Пока мы учимся, аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей. И это не блажь – работники, у которых развита эта компетенция, склонны быстрее принимать обдуманные решения, строить планы и прогнозы, анализировать прошлый опыт – что в итоге сказывается на эффективности компании. Но даже если вы не ученик, студент или работник – рассматриваемый тип мышления стоит развивать с целью анализа своей жизни, успехов и неудач, планирования будущего.

Как развивать?

Развивать аналитический тип мышления помогут определенные упражнения:

  1. В учебных заведениях нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам.
  2. Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы. Можно использовать специальные книги, содержащие такие упражнения, например: Олег Китынский «Кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, загадки, головоломки», Гэри Грубер «170 cамых сложных в мире головоломок. Задачи, ребусы и каверзные вопросы для ума», для детей будет интересной «Большая книга головоломок, загадок, ребусов».
  1. Лучшие упражнения, содержащие задачи, требующие аналитической деятельности, заключаются в широко известных играх для взрослых и детей: шахматы и маджонг.
  2. Задачи по решению разнообразных компьютерных квестов и стратегий – способны заменить ленивым людям перечисленные выше упражнения.
  3. Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения – не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий.
  4. Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума — чего стоят произведения Агаты Кристи, Гарднера, Перельмана! Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.

Люди, у которых от рождения развит такой тип мышления, неосознанно любят игры, книги, жизненные ситуации – все те мероприятия, где требуются логика и анализ. Склонные к гуманитарному стилю мышления, наоборот, некомфортно чувствуют себя, когда жизнь требует от них логических умозаключений и систематизации. При этом, большинство гуманитариев понимают насколько ценна аналитическая и логическая компетенция и стремятся ее развивать.

Не забывайте, что аналитическое мышление существенно облегчает жизнь и делает ее интереснее. Анализировать – значит максимально использовать .

От редакции :  Причины и избавление от мерцания в глазах

Рекомендации на каждый день

В психологии разработаны упражнения, посредством которых развивается аналитическая компетенция и которые помогают систематизировать нашу жизнь и достигать успеха в разных областях. Их задачи являются способом достижения собственной эффективности и методом развития способностей к анализу.

  • Придумайте проблему или ситуацию, которая не является для вас сложной и поставьте цель решить ее наиболее простым, быстрым и эффективным способом.
  • Подумайте, сколько существует вариантов ее решения. Определите наиболее близкие для вас.
  • Задайте много вопросов по ситуации: ее истоки, реакция окружающих, ваше ощущение в ней, перспективы, что будет, если проблема разрешится не в вашу пользу, какие плюсы вы получите в случае ее положительного разрешения, стоит ли ее развивать и тп.
  • Получив ответы на все вопросы – принимайте решение.
  • Тщательно проанализируйте его.

Такое упражнение со временем должно войти в привычку – если позволяет время, делайте каждый день, минимум — раз в неделю.

Приучите себя анализировать свои поступки, действия окружающих, события в мире.

Когда читаете – ставьте себя на место героев, подумайте, почему они так поступили и как поступили бы вы. Со временем вы заметите, что склонность к анализу прочно закрепилась в вашем сознании, что работать и учиться стало проще и вы лучше понимаете, почему те или иные события произошли в вашей жизни. 

Оцените эту статью:

  • 4.4

Всего голосов: 163

Тренировки в повседневной жизни

Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.

Как можно тренировать аналитические навыки:

  1. Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
  2. Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
  3. Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
  4. Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
  5. Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.

Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также — личностные особенности. Популярный пункт — наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

Аналитические способности — это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

Аналитический склад ума — это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть — обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

Врожденными;

Приобретенными.

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое — дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума.Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Как развить аналитический склад ума

Чтобы научиться мыслить логически, необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.

Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:

  • уровень развития навыка до начала занятий;
  • потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.

Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?

Шаг 1. Используйте любую возможность для урока

В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.

Анализируйте все, что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.

Шаг 2. Тренируйтесь

Как развить аналитический склад ума с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».

Шаг 3. Стройте логические цепочки

Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.

От редакции :  Как легко выучить текст

Возможные варианты решения:

  • численность населения города;
  • процент детей дошкольного возраста;
  • процент детей, не посещающих ДДУ;
  • среднее количество детей в группе;
  • среднее число групп в детском саду;
  • число детских садов в городе.

Презентация на тему: Понятие критического и аналитического мышления в научном знании

Человек задействует в своей жизни разные виды мышления:

  • Задача логического мышления лежит в обобщении происходящих ситуаций и нахождения последовательности в связях.
  • Дедукция по своим свойствам схожа с логическим, но имеет различия в генерации умозаключений. Таким образом, дедуктивное мышление не сравнивает происходящие, а само определяет связку процессов и осознает к чему это приводит.
  • Аналитический склад ума неразрывно связано с логической и характеризуется возможностью нахождения и принятия наиболее оптимального решения.
  • Творческое мышление задействует центры воображения. Генерация идей и уникальных мыслей является основной данного вида мышления.
  • Индукция является подвидом логического мышления и отвечает за подведение итогов.

Занимателен тот факт, что логика и аналитика сопровождают человека на протяжении всей его жизни до тех пор, пока головной мозг полностью не атрофируется.

В каждом типе мышления есть свои прелести. Но, если Вам уж сильно хочется развить логику и аналитику, то это вполне возможно. Пройдите онлайн тест и выявите, какой тип мышления у вас более развит, а над каким придется потрудиться, чтобы достичь результатов.

Свежие записи 6 занимательных тестов, которые помогут убить время в очередиОбразование за границей: чему учат и как воспитывают детей — подборка интересных статейМинтруд будет контролировать, куда устроились выпускники вузов

Игры

Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.

Какие игры будут эффективны:

Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
Пазлы

Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
Настольные игры

Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.

Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.

Аналитический склад ума – профессии

Однозначно известно лишь то, что развитие аналитического мышления позволяет усилить врождённые способности, сделать их ярче, направить в нужное (практическое) русло.

Таланты начинают проявляться с детства, мудрые родители заметив сильные стороны своего ребенка задаются целью начать развивать их. От каких факторов зависит склонность человека к анализированию? Один из ответов кроется в преобладании или доминировании левого полушария мозга ответственного за техническое мышление, логику и преобладание разума над чувствами. Аналитический склад ума это – процесс мышления, включающий в себя

  • тщательный анализ фактов, событий, явлений;
  • умение строить логические цепочки;
  • способность отделить главное от второстепенного в большом потоке информации;
  • видение перспективы;
  • ясное изложение мыслей;
  • последовательность умозаключений.

Аналитический ум, как и другая природная особенность или талант человека не должен оставаться в определенной «точке» – необходимо развивать то, что дано от рождения. Знаменитое высказывание: «Успех – это 1 процент таланта и 99 процентов труда» применимо и к развитию аналитических способностей. Когда личность ставит цель «прокачать» аналитическое мышление важным правилом являются постепенность. На первом этапе это:

  • решение кроссвордов, сканвордов;
  • чтение детективов с размышлениями о поступках, мотивации, мотивов героев;
  • игры в слова;
  • шашки или шахматы – отличный способ для развития анализа.

Аналитический ум это – высокоорганизованный ум. В современном мире важным параметром является скорость обработки огромного количества информации, которая постоянно меняется, дополняется. Высокие аналитические способности человека все больше востребованы и такие специалисты нужны во всем мире. Профессии, в которых человек с аналитическим мышлением может реализовать себя:

  • аудитор;
  • менеджер;
  • экономист;
  • политолог;
  • специалист по компьютерным технологиям различного уровня;
  • логист;
  • аналитик;
  • юрисконсульт;
  • программист;
  • критик;
  • рецензент;
  • IT – технологии
  • криминалист;
  • следователь.

Конечно, можно. Аналитическая способность состоит из двух компонентов: прирожденная одаренность и целенаправленное развитие.

Скорее всего, именно естественным талантом к анализу или его отсутствием объясняется традиционное деление на «гуманитариев» и «технарей»

Это разделение упрощает жизнь учителям: кто станет грузить гуманитарный класс сложными логарифмами и задачами? Или в физико-математическом коллективе снижают роль литературы, изучения языков, уделяя внимание профильным предметам

Однако такой подход впоследствии не становится полезным для детей. Получается, что гуманитарии будут обделены аналитическими способностями только потому, что их развитием не занимались в школе. А ведь школа – благодатное место и время для изучения наук. Как раз здесь знакомятся с понятийным аппаратом, учатся выполнять логические операции. Именно до 15 лет наиболее эффективно развивается умение анализировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: