Способы развить эмоциональный интеллект у детей

Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? | cognifit  ("когнифит") | яндекс дзен

Что такое эмоциональный интеллект?

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день

И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

ВАЖНО

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

«Похоже, тебе сейчас очень весело.» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен». «Я вижу, что ты очень растерян». «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев». 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Первый навык эмоционального интеллекта — понимание своих эмоций

Показывайте свои чувства

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного

Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом

  • Понять свою эмоцию;
  • Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
  • Понять, почему вы испытываете эти чувства;
  • Принять решение, как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:  «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

ВАЖНО

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Рекомендации для родителей

Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.

Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.

Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.

Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта

Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома

Основные рекомендации:

Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них.
Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI.
Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку.
Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации.
Говорить о своих недостатках

От редакции :  Причины опухолей головного мозга у детей, симптоматика, виды, методы лечения и профилактика

Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к

это может оказать обратный эффект.
Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере.
Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы.
Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию.
Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно.
Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.

Что такое эмоциональный интеллект?

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день

И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

Зеркальте эмоции ребенка

Хотите отучить малыша закатывать истерики? Тогда вам следует перестать вести себя как взрослый наставник и стать ребенку другом. Эмоциональный интеллект детей развить просто, если правильно подходить к этому процессу. Вам нужно начать зеркалить слова ребенка. Когда малыш начинает канючить, что он устал, вам нужно повторить его слова в такой форме: да, ты устал. Ребенок поймет, что вы его понимаете, и от этого он станет к вам ближе. Не нужно успокаивать малыша и говорить, что осталось идти еще чуть-чуть. Скажите, что вы тоже устали и хотите попасть домой. Говорите с ребенком на равных и старайтесь не просто проговаривать малышу то, что он чувствует, но и сопереживать все душевные порывы вашего чада. Тогда вы сможете находиться со своим ребенком на одной волне, и у вас не будет проблем и недопонимания.

Когда вы сами откажетесь сюсюкаться со своим ребенком, то не позволяйте это делать всем окружающим. Вы можете во всеуслышание объявить, что ваше чадо взрослое и что вы хотите, чтобы с ним общались как со взрослым человеком. Такой подход вдохновит ребенка и поможет ему лучше вписаться во взрослое общество. Обращаясь с ребенком как со взрослым, не забывайте, что ваш малыш еще недостаточно большой и многого не знает. Поэтому не ленитесь доносить до него всю необходимую информацию и продолжайте отзеркаливать эмоции. Если правильно использовать подобный метод воспитания подрастающего поколения, то родители смогут остаться ребенку друзьями даже в подростковом возрасте.

Если несовершеннолетний с умственной отсталостью

Необратимое нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также поведения характеризуют умственную отсталость.

Особенности

Как правило, уровень эмпатии зависит от ситуации и близости общения с окружающими. Значимый человек и хорошо знакомая ситуация – важные условия для возможности развиваться таким детям.

Методы и техники

Эмоциональное созревание детей со сниженным интеллектом происходит медленнее, существенно зависит от отношения сопровождающих жизнь взрослых. Обучение таких детей построено на доверии, психологическом комфорте. Прежде всего вырабатываются элементарные представления и практические навыки для комфортного нахождения в обществе.

Техники воспитания направлены на то, чтобы помочь ребенку понять, как следует вести себя, как общаться с другими детьми, при этом чувствовать себя в безопасности и уверенно.

При неосложненных формах умственной отсталости эмоциональная сфера остается относительно сохранной.

Приемы

Для малышей первоочередная проблема – принятие родителями, понимание проблемы и адекватный настрой на общение с ними. Огромная роль игры для преодоления психологических барьеров. Правильный подбор игр формирует устойчивый интерес и желание сотрудничать

Обучение жестовому, вербальному и тактильному умению выражать свои чувства (радоваться, улыбаться, обнимать).

В среднем возрасте важно выделить особые таланты и наклонности и развивать их. Музыкальный слух, желание рисовать

Укрепление понимания норм поведения (не кричать, не бросать вещи, здороваться).

Подростковый возраст важно участие в посильной трудовой деятельности. Простейшие социальные мотивы, желание сделать полезное для родителей и близких.

Эмоциональный интеллект является одной из важных характеристик человека и развивается на протяжении всей жизни. Эмоционально воспитанные люди легче адаптируются во всех сферах, не испытывают затруднений в коммуникациях, здоровы и позитивны. Забота о развитии EQ ребенка означает заботу о качестве его дальнейшей жизни.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоциональное осознание или способность определять и называть свои эмоции; способность использовать эти эмоции и применять их к таким задачам, как мышление и решение проблем; способность управлять эмоциями, которая включает в себя как регулирование собственных эмоций, когда это необходимо, так и помощь другим в том же.

Что означает быть эмоционально интеллектуальным? 

Эмоционально интеллектуальный человек осознает все свои эмоциональные состояния, даже негативные, разочарование, грусть или злость, и способен идентифицировать их и управлять ими для эффективного решения задач.

Почему эмоциональный интеллект важен для учеников?

Ученики с более высоким уровнем эмоционального интеллекта могут лучше управлять собой и общаться с окружающими. Это помогает им развить такие необходимые навыки, как самомотивацию и коммуникативные навыки, и помогает стать более уверенными.

От редакции :  Что делать при появлении шишки на голове вследствие удара

С другой стороны, дети, которым не хватает эмоционального интеллекта, отдаляются от школы, и это негативно сказывается на успеваемости в классе.

При помощи развития эмоционального интеллекта, дети смогут:

  • Развить самосознание,
  • Справляться со стрессом,
  • Повысить мотивацию,
  • Эффективно общаться,
  • Принимать правильные решения.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

  • трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  • произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  • творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Как эмоциональный интеллект помогает в обучении

Важно иметь ввиду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения

Существуют три кита успешного образования с учётом эмоционального интеллекта:

1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные, и траектория обучения, соответственно, тоже).

2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребёнка, избегает оценки и критики).

3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).

Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:

  • Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.
  • Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
  • Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо -разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе, или же, наоборот, к .
  • Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.
  • Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.

Родители должны проявлять интерес к обучению ребенка, стараться избегать оценки и критики.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым

Персональная когнитивная тренировка от CogniFit («КогниФит»)

Чего хочет ребенок?

Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье

В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

ВАЖНО

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

«Похоже, тебе сейчас очень весело.» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен». «Я вижу, что ты очень растерян». «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев». 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Первый навык эмоционального интеллекта — понимание своих эмоций

Показывайте свои чувства

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного

Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом

  • Понять свою эмоцию;
  • Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
  • Понять, почему вы испытываете эти чувства;
  • Принять решение, как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:  «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

ВАЖНО

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о данной ситуации, эффективно действовать на основе своих знаний.

Существует несколько навыков, на которых основывается диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников и детей старшего возраста. Эта диагностическая техника применима и для взрослой популяции. Актуальность ее использования зависит от возраста, текущих способностей человека.

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях. Другими словами, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не обременяться ними, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения. Это аспект социального поведения, необходимым условием которого является эмпатия, т.е. чувствительность к эмоциям других людей, их понимание, сопереживание. Он обусловлен способностью адекватной ориентации в собственных чувствах. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительная мать (родители) дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение. Родители служат зеркалом для ребенка, своеобразным «пособием» значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама печальна, сердита). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми.

От редакции :  Виды инсультов головного мозга

Если родители не ведут себя надлежащим образом (игнорируют ребенка, реагируют на него отрицательно, раздражительно), он создает другой критерий оценки. Люди с таким опытом, как правило, склонны интерпретировать реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это не обязательно так

Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям отражаются не только чрезмерных страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам

Применяемые методы и техники

Разные виды деятельности в соответствии с возрастом ребенка, систематическое полноценное общение с родителями и сверстниками являются залогами эмоционального развития. Упражнения и специальные занятия на определение настроения, задачи, построенные на умении договариваться и взаимодействовать. Наблюдение за поведением взрослых, имеющих авторитет. Дидактические игры и тренинги.

Упражнения

Для ребенка дошкольного возраста главная деятельность – игровая. В игре он берет на себя роль, которая непременно характеризуется отличительным от других поведением. Поставить себя на место другого и понять его чувства намного легче в занимательной форме:Сюжетно-ролевые игры.
Разыгрывание сценок по мотивам стихов

Что случилось с упавшим со скамейки зайцем? Почему он плачет? Как помочь?
Чтение сказок и небольших рассказов о дружбе, любви и взаимопомощи.

Для младших школьников чрезвычайно полезен следующий прием развития EQ: обучение во время совместной деятельности, решение поставленной задачи малыми группами.Творческие задания, требующие включения в работу каждого участника.
Активное использование музыки, посещение театров.

С детьми предподросткового возраста важно проводить профилактику агрессивности, конфликтности. Агрессия, как защитный механизм, требует исключения напряженных ситуаций в отношениях

Похвала, поручение заданий заведомо повышают статус ребенка в группе.
Для подростков, не мыслящих жизни без интернета:Подойдет организация интерактивных площадок с участием психологов, педагогов, добившихся успехов людей и общественных лидеров. Общение с теми взрослыми, кто способен говорить с подростком о жизни, личном опыте и успехе.
Активное включение подростков в социальную жизнь – конкурсы, гранты, проекты, позволяющие проявить себя.
Психологическое сопровождение нуждающихся подростков, коррекция навыков поведения и общения.

Развивайте в чаде самоконтроль

Вы встречали в супермаркете детей, которые лежат на полу у ног родителей и умоляют их купить ту или иную вещь? Вероятно, даже родители этих ребят понимают, что поведение их чада выходит за рамки приличия. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш вел себя подобным образом, вам следует внимательно изучать программы развития эмоционального интеллекта детей. В любую из них будет входить самоконтроль. Ребенку с юных лет нужно объяснить, что не всегда следует открыто демонстрировать свои эмоции. Порой, нужно облечь чувства в слова, но не предавать словам слишком экспрессивную окраску. Следует выражаться мягко и доходчиво. Например, если ребенку что-то не нравится, то ему не нужно сразу плакать. Сначала следует объяснить родителям, что именно чадо не устраивает и чтобы ребенок хотел от родителей. И в случае если взрослые скажут что-то очень неприятное, ребенку придется смириться с вердиктом, а не устраивать истерику.

Самоконтроль – полезное качество, которого порой так не хватает многим взрослым. И если не заложить его в детском возрасте в свое чадо, то вы можете упустить момент и не успеть это сделать. В этом случае вашему малышу в подростковом возрасте придется самостоятельно менять себе характер. А это делать будет очень сложно.

Как развивать эмоциональный интеллект с помощью игры?

Хороший подход в самообразовании – выбрать игру, которая будет интересна как для родителей, так и для детей. В ходе общения вы постепенно расслабитесь, сможете насладиться совместно проведенным временем. Дети с удовольствием подражают родителям, поэтому вы станете для них моделью поведения, хорошим учителем

Благодаря играм они легче научатся выражать эмоции, продвигаться в обществе, осознавать важность хороших отношений с окружением

Игра – это действие, обучающее поведению в различных ситуациях, которые неизбежно произойдут в будущем, правильному выражению мыслей и чувств, принятию решений, несению ответственности за них. В то же время игра развивает воображение, творчество

И последнее, но не менее важное: игра способствует развитию эмоционального интеллекта, поддержке уверенности в себе

Простая форма образования – это рисование разных лиц на бумаге. Затем проведите «презентацию», покажите картинки малышу, поговорите с ним об изображенных эмоциях. Вы можете сами рассказать, когда вам грустно, когда весело, попросите его рассказать, как он себя чувствует, когда бывает счастливым и т.д.

Упражнения и игры

Развитие эмоционального интеллекта для детей упражнениями или играми будет довольно простой задачей. От родителей потребуется лишь наличие свободного времени и желание помочь своему малышу. Практически все игры и упражнения универсальны, что делает их применимыми для всех детей.

Какие тренировки могут понравиться ребенку:

  1. Сравнение предметов. Родители дают задачу найти предмет определенного цвета или из конкретного материала, после чего его нужно взять и сравнить с другими вещами, подходящими для поиска.
  2. Танцы. Очень простая игра, которая не займет много времени. Родители задают определенную эмоцию, а ребенок должен придумать танец, отражающий ее. Допускается поочередное выступление нескольких детей.
  3. Горячо или холодно. Известная многим с детства игра вызывает массу эмоций у малышей. Ее суть в том, что родители прячут сюрприз, а ребенок должен его найти. По мере приближения или удаления малыша от местонахождения подарка родители говорят «горячо» или «холодно», что помогает быстрее справиться с поисками.
  4. Коробочка с эмоциями. Нужно совместно собрать маленькие вещи, вызывающие положительные чувства. При их анализе следует попросить ребенка сказать, с какими ощущениями у него ассоциируется каждый предмет.
  5. Вторая жизнь для сказок. Взрослым следует выбрать способ, как повторно прожить эмоции от любимой сказки ребенка. Можно совместно сыграть спектакль, создать кукольный театр, нарисовать ее и т.п.
  6. Итоги дня. Совместными усилиями нужно вырезать сердечки и тучки из цветной бумаги. Незадолго до сна малыш должен вспомнить все свои положительные и отрицательные поступки за день, после чего взять вырезанные фигурки в том же количестве и положить в свою коллекцию «доброты». Большое количество сердечек следует поощрять.
  7. Ролевые игры. Каждый член семьи получает свою роль, обсуждается ситуация, после чего все вместе начинают разыгрывать сценку. Так ребенок сможет начать лучше понимать эмоции окружающих.
  8. Составление историй. Родители находят 3 изображения или готовые карточки, выкладывают их на стол, после чего сочиняют по ним историю. Затем собственный рассказ должен придумать и рассказать уже малыш.
  9. Правильное дыхание. Упражнение для повышения осознанности дыхания. Ребенок ложится на спину, а на живот ему кладут мягкую игрушку. Суть упражнения заключается в совместном наблюдении за тем, как плюшевый «друг» поднимается и опускается.
  10. Эмоциональные фото. Такая игра идеально подходит для путешествий, но применима даже дома. Родители делают фото, на котором присутствует ребенок. Особенность снимка заключается в том, что малыш должен изобразить яркие эмоции. Например, имитация эмоционального укуса кактуса или попытка залезть на луну.

Все перечисленные варианты очень эффективны

Однако важно учитывать желание ребенка, т.к. при его отсутствии результат будет противоположным

Особенно, если это станет регулярностью. Поэтому к вопросу выбора игр или упражнений нужно подходить совместно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: