Способы развить эмоциональный интеллект у дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ от англ. Emotion Quotient) — это понимание своих и чужих эмоций, умение конструктивно их выражать, понимать чувства и переживания окружающих. Дети с развитым EQ легко выстраивают социальные отношения и налаживают основные аспекты своей жизни: они более успешны в учебной деятельности, проще адаптируются в социуме, более востребованы, удовлетворены своей жизнью, гармоничны и счастливы.

Часто родители больше внимания уделяют развитию интеллектуальных способностей, нежели эмоциональных умений. А зря. Исследования показали, что примерно 80% успеха в социальной и личной жизни зависит от уровня развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% определяет уровень IQ – коэффициента интеллекта, измеряющий умственные способности человека

Вот почему так важно своевременно научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Нельзя запретить ребёнку испытывать, к примеру, гнев

Но можно научить осознавать его, признавать и выражать злость социально приемлемым способом.

Распространенные проблемы эмоционального развития у детей:

  • Ребенок не имеет представления о природе эмоций и чувств, их полярности (грусть – радость, страх – уверенность и под.)
  • Не знает, как их вербализовать, понять, осознать и адекватно выразить переживание;
  • Не понимает эмоционального состояния другого человека.

Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

  • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
  • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
  • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
  • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
  • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
  • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
  • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
  • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
  • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
  • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций – своих и окружающих людей.
От редакции :  Патологии кровеносных сосудов головного мозга

Что понимают под эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие в практической психологии. Но свойство, которое обозначили данным термином, проявляется столько, сколько существует человеческое общество на планете. Ведь люди испокон веков пытаются понять происходящее, наблюдая за проявлением чувств и эмоций другими людьми.

Психологи отмечают, что это свойство формируется в течение всей жизни человека. Эмоциональный интеллект развивается в тесной связке с приобретением и совершенствованием коммуникативных навыков. Это «своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств».

Выделяют четыре компонента, представляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Умение различать и выражать конкретное чувство
  • Осмысление эмоции (понимание)
  • Способность регулировать эмоции
  • Ассимиляция эмоций с мыслительными процессами

Соответственно, эмоциональный интеллект оказывает прямое влияние на развитие таких личностных характеристик как самосознание, самоконтроль, чуткость в осмыслении межличностных отношений. Также напрямую от этого вида интеллекта зависит качество общения с окружающими.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

От редакции :  Как проводится биоакустическая коррекция мозга

Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

Виды интеллекта и закономерности их развития у ребенка

Ответственные родители всегда беспокоятся о том, какие существуют способы развития детского интеллекта еще в раннем возрасте? Познавательность поможет малышу развивать способность, узнавать окружающий его мир и стремиться к множественным открытиям
Развитие интеллекта ребенка зависит от нескольких важных факторов

не маловажной является и наследственность, а так же среда в которой он живет, воспитывается и общается
Кроме того, огромное значение имеет то насколько родители стимулируют ребенка к познавательной деятельности, как повлияли они на формирование его характера и какими способами помогают развивать детский интеллект
Важное значение имеет заинтересованность ребенка в любом деле, ведь если интерес отсутствует — стимула и желания к познанию нет. развитие интеллекта у детей

Существует несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный — тот который отвечает за коммуникативные способности ребенка, позволяющий находить ему контакт с другими людьми, детьми, читать и писать в более старшем возрасте, задавать вопросы, формировать диалоги и вести дискуссию
  • Пространственный — тот, который формируется путем наблюдения за предметами, именно благодаря ему создается визуальное восприятие разных образов и способность их видоизменять
  • Логический — позволяющий глубоко погружаться в мышления и решать задачи, вычислять и что-то рассчитывать
  • Физический — способность четко координировать свои движения и владеть моторикой тела
  • Эмоциональный — способность контролировать свои чувства, анализировать их и приходить к выводам, касательно своих впечатлений
  • Социальный — возможность находить контакт с людьми и строить отношения с обществом
  • Духовный — умение рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею
  • Творческий — способность мыслить творчески, упорядочивать и реализовать свои идеи


виды детского интеллекта

Родительская ответственность за эмоциональное развитие детей

Большую ошибку делают взрослые, потешаясь над асоциальными поступками дошкольников. Бывает, что ребенок скажет двусмысленность или откровенную пошлость (чего он, конечно же, не понимает), а у молодых родителей это вызывает безудержное веселье. Дошкольник автоматически относит свою выходку к положительным поступкам, радующим окружающих, и, разумеется, будет повторять. В подобных условиях эмоциональный интеллект делает опасный крен в своем развитии, и с большой долей вероятности это нарушение в подростковом возрасте выльется в настоящие проблемы.

Представление о социально правильном поведении сформируется у дошкольника только в том случае, если он освоит адекватное эмоциональное отношение к нравственным ситуациям. Ребенок должен однозначно понимать, что тащить кошку за хвост – не смешно, а возмутительно; дразнить сверстника – не весело, а подло и стыдно.

От редакции :  Причины, симптомы и лечение астроцитомы головного мозга

Если родители выразительно, в эмоциональном смысле, передают свое отношение к негативным выходкам дошкольника, он верно расценивает свой поступок. Появляется чувство вины, и в дальнейшем ребенок прекращает поведение, вызывающее порицание.

Дети получают самый наглядный пример, какие эмоции уместны в определенных ситуациях, как справляться с негативными чувствами, у своих родителей. И потом применяют те же способы проявления чувств. Развитие эмоционального интеллекта у детей невозможно без социальной ответственности взрослых.

Основные способы

Существует множество методов улучшить EI у ребенка. Большинство из них являются вполне привычными для многих людей вещами, но требуют особого подхода, что позволит направить их именно на развитие эмоционального интеллекта. Реализовать любой из перечисленных способов не составит труда.

Арт-терапия

Применение арт-терапии для улучшения EI позволяет добиться хороших результатов за короткий промежуток времени. Рекомендуется предоставить детям право выбора, куда именно они хотят пойти. Художественное рисование, танцы или музыка – лучшие варианты для любого малыша.

Важно обеспечить ребенка возможностью заниматься такой терапией на регулярной основе. При этом нужно следить за тем, чтобы ему не надоел выбранный вид деятельности

В случае отказа от повторных посещений занятий стоит позволить выбрать другой тип тренировок.

Сказкотерапия

Такой вид занятий относится к арт-терапии, но заслуживает отдельного упоминания, т.к. оказывается крайне эффективным для малышей. Суть метода заключается в том, что сказки позволяют научиться самостоятельно распознавать эмоции героев.

Родители должны читать интересные книги маленьким детям ежедневно. А школьники младших или даже старших классов могут заниматься этим уже самостоятельно, причем никаких специальных условий для чтения нет – нужно просто познакомиться с выбранным произведением

Правильный выбор книги окажет положительный эффект и на умственные способности, что не менее важно

Физическая активность

Физически развитый человек имеет большие шансы получить высокий уровень интеллекта. Это связано с тем, что при занятиях спортом повышается мозговая активность, нормализуется кровообращение, улучшается обмен веществ, возрастает уверенность в себе. Такой эффект от любой физической тренировки могут получить даже школьники младших классов, но в их возрасте нужно внимательно контролировать нагрузку.

Начать рекомендуется с утренней гимнастики, закаливания и длительных прогулок. Уже позже можно будет переключиться на более тяжелые виды спорта, исходя из предпочтений ребенка. Наибольший эффект принесут дисциплины, связанные с командной игрой.

Специальные проекты

Для тех, у кого нет времени или желания заниматься развитием EI у ребенка самостоятельно, существует еще один вариант. Однако он потребует наличия денежных средств и может быть применен только для детей среднего или старшего возраста.

Различные проекты основываются на эффективных программах. Как правило, занятия проводятся для целой группы детей, что повышает их эффективность. Они очень разнообразные, причем некоторые могут оказаться весьма специфичными. Большинство проектов подразумевает обучение детей в виде уроков, а также проведение практических занятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: