Развитие интеллекта у детей и взрослых

Развитие интеллекта у грудничков - советы и рекомендации | салид

Как развивать любознательное поведение?

Преподаватели должны поощрять естественное желание ребенка к исследованию нового, ведь именно любознательность вносит вклад в интеллектуальный успех. Давайте разбираться,  как именно мы можем помочь. 

  • Результаты шестилетнего исследования Хэла Грегерсена и его коллег, опубликованные в “Harvard Business Review” в 2009 году, доказывают, что для развития любознательности необходимо развивать способность к творческим ассоциациям. Необходимо научить видеть связь между внешне несвязанными идеями вещами, проблемами и так далее. Предложите студентам список предметов, животных и так далее и попросите найти общее. Например, 
  • Задавайте провокационные вопросы и вопросы по типу “What if …?”, “Why not …?”, “How did you come to the decision to …?”
  • На собственном примере покажите, что не надо бояться экспериментировать. Вводите на уроках новые приемы и методы, проведите онлайн урок вместо традиционного оффлайн, выйдите за рамки своей комфорт-зоны, проведите урок на улицу, список бесконечный. 

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Есть ещё одна очень важная грань развития личности — умение понимать себя, свои чувства, эмоции, строить отношения с окружающим миром. Развитие эмоционального интеллекта у детей — это система методик, способствующая развитию таких знаний и пониманий. Как часто не только дети, но и взрослые не умеют справляться со своими эмоциями, впадают в отчаяние, а бывает — и в затяжные депрессии. Оказывается все эти моменты регуляции эмоций закладываются ещё в детские годы.

Современные методики считают, что эмоции нужно не исключать силой воли, а подружиться с ними, понять и трансформировать в нужном направлении. Как научиться принимать эмоции?

Существует простой алгоритм работы с эмоциями, которому стоит научить детей

  1. Осознать, что есть эмоция
  2. Воспринять, её пережить
  3. Разобраться в причинах появления
  4. Попытаться сформулировать мысль.

Конечно, для того, чтобы дети понимали эмоции, нужен пример родителей. Стоит чаще объяснять такие вопросы. Например: «Я очень рада, что ты научился говорить первые слова, это классно, молодец», «Мне грустно, когда ты не понимаешь меня, не хочешь слушать» (это позже по возрасту).

Полезно, читая сказки, обращать внимание на эмоции героев, их состояние: страшно, весело, грустно — почему? Разыгрывайте ролевые спектакли, позволяя со временем детям учиться понимать эмоции. Можете выражать мимически эмоции, читать интересные и увлекательные рассказы

Так, для детей есть книга «Монсики, что такое эмоции, как с ними дружить».

Позже дети смогут находить причины своей радости, грусти, счастья. Естественно, что эмоциональный комфорт очень важен в процессе обучения, если предмет или спортивные занятия не несут радости, то зачем заставлять ребёнка, нужно соотносить свои желания и интересы детей. Попробовать можно, чтобы понять, что подойдёт в большей степени.

Более сложной задачей в будущем будет для детей понять, какие чувства и эмоции помогают в жизни, какие мешают и как переходить из одного состояния в другое. Таким методикам можно обучиться в возрасте постарше, а в самом младшем работает стратегия переключения внимания. Когда малыш расстроен из-за одной причины, может увлечься другим процессом — яркой игрушкой, песней.

Осознанное эмоциональное переключение возможно, когда человек понимает, какая эмоция идёт сейчас на пользу, какая — вредит. Например, я злюсь — это плохо, у меня портится настроение, и не хочется ничего делать. А может, этот вопрос не стоит такого внимания, что ещё хорошего есть вокруг. Заняться любимым делом, напевать песню, включить весёлую музыку, мультик, что обычно помогает?

У каждого человека есть свои способы поднять настроение, главное — не впадать в глубокую депрессию, тогда сложнее преодолеть эмоциональный спад. Нужно учиться вовремя контролировать эмоции как взрослым, так и детям. Мамам тоже бывает сложно, когда много забот, а тут ещё бесконечные вопросы — покормить, переодеть, вывести на прогулку. Какое развитие?

Берём себя в руки — глубокое дыхание, расставляем приоритеты, домашние дела могут подождать, полезно отвлечься, позволить себе поиграть с малышом, почитать сказки, а заодно и поразвивать. Ведь какое удовольствие проводить время с любимым ребёнком, наблюдать его реакции, первые слова, достижения!

Как развивать интеллект ребенка с рождения

Мелкая моторика

В это время развиваются слуховое внимание, кожная чувствительность – умение распознавать разные по фактуре предметы.
Малышам очень нравится, когда их гладят мягкой игрушкой, лучше если эта игрушка издает различные звуки. Погладьте малыша игрушкой и спрячьте её, ребенок начнет искать игрушку, беспокоиться, продолжите игру

Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Того забодает, забодает.

Вы увидите какой бурный восторг вызовет эта знаменитая коза у ребенка.

Чаще играйте с малышом в пальчиковые игры, Разминайте каждый пальчик, гладьте по ладошкам, потирайте ладошки малыша друг о друга, подуйте на них. При этом говорите ласковые слова или небольшие стишки, например:

Хлоп – Хлоп,
Ты ладошечка!
Хлоп – хлоп,
Моя крошечка!

Развивайте наблюдательность младенца

Для развития наблюдательности необходимо регулярно пополнять предметный мир младенца незнакомыми предметами. Потому как до трех месяцев малыш все свое время проводит в основном в кроватке, обязательно устройте для него традиционное развлечение – подвесные игрушки.

Не обязательно покупать мобиль с игрушками над кроваткой, обычные игрушки на шнуре, шарики и ленточки даже предпочтительней, ежедневно можно менять игрушки. Игрушки должны располагаться так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а только рассматривал их.

От редакции :  Способы синхронизировать полушария мозга

Больше всего ребенок любит наблюдать за движущимися объектом, сейчас не сложно найти такой мобиль, но можно соединить ручку или ножку ребенка с игрушками ленточкой, как движущийся объект готов!

Готовьте малыша к овладению речью

Готовить малыша к овладению ручью необходимо с первых дней жизни. Постоянно разговаривайте, общайтесь с ребенком – когда гуляете, купаете, одеваете ребенка. Говорите с ним, объясняйте свои поступки, обозначайте предметы, которые используете.

Побуждайте младенца подражать вам, произносите звуки, для начала певучие гласные «а», «о», «у» и повторяющиеся слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». Или же делайте наоборот, как только ребенок начнет гулить, повторяйте те же звуки за ним. При этом желательно чтобы ребенок видел ваше лицо, движения ваших губ.

Важнейшие качества – активность и предприимчивость

Подлинные интеллектуалы люди любознательные, способны отлично усваивать чужой опыт, а также генерировать новые идеи. Поэтому нужно всегда поощрять развитие интеллекта, познавательную деятельность младенца.
Младенцу интересно все. А в первую очередь конечно люди, которые его окружают, их лица и голоса. Поиграйте с малышом, стройте гримасы, смешные рожицы

Он может улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
Что бы малыш научился сосредотачивать внимание на звуках, можно повесить над кроваткой несколько колокольчиков или популярный по фен-шуй талисман «музыка ветра».
Для развития чувственности кожных покровов предложите малышу кусочки разных материалов – различных тканей, губка, резина, кожа, шерсть. Ими можно поглаживать ручки или тело малыша.
Уже в младенческом возрасте можно начинать заниматься с малышом по методике Николая Зайцева, построенной на принципе «все и сразу»

Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу.

Виды интеллекта.

Их несколько и они затрагивают самые разные сферы деятельности:

  • Вербальный интеллект: умение писать, читать, говорить и общаться.
  • Логический интеллект: умение считать, решать математические задачи, анализировать, рассуждать и логически мыслить.
  • Пространственный интеллект: умение визуализировать, заниматься изобразительным искусством, манипулировать воображением.
  • Физический интеллект: ловкость, координация движений, мелкая и крупная моторика, гибкость и выносливость.
  • Музыкальный интеллект: «музыкальный» слух, чувство ритма, наличие «музыкального» голоса.
  • Социальный интеллект: умение воспринимать и анализировать поступки других людей, приспосабливаться к социальным ситуациям и обстоятельствам, строить отношения и создавать семью.
  • Эмоциональный интеллект: связь с чувствами и впечатлениями человека, анализ собственных ощущений и выводов.
  • Духовный интеллект: саморазвитие, самопознание и мотивация, постановка целей и размышления о самом себе.
  • Творческий интеллект: талант, творчество, креативность и создание нового.

Для правильного формирования всех видов интеллекта необходимо уделять внимание разносторонним видам деятельности, включая и физическую, и умственную активность

Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев

Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке, к рисованию, к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.

В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами — самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана — возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.

Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.

Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности — на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.

Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял — да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.

Особенности интеллекта у детей 7-9 лет

Семилетний возраст – это довольно сложный период для малыша.  В это время ребёнок идет в школу и постигает новый, неизведанный ему мир. В 7 лет у детей идет нагрузка не только на психику, но и на мозг. Ведь теперь каждый день они узнают новую информацию, которую необходимо запомнить и понять. А для этого нужно развивать интеллект.

Ребёнок в 7-9 лет меняет свое сознание, переоценивает ценности

Если раньше для него было важно посмотреть мультфильм после детского сада, то теперь одна из главных задач – это сделать уроки после школы. Конечно, он ещё будет играть, но игра уже не основная его деятельность

От редакции :  Что делать после удара головой

Ей на смену приходит учёба.

В этот период дети максимально эффективно задействуют такие свои качества как запоминание, наблюдение, поиск, усваивание нового материала. Они становятся более усидчивыми и сконцентрированными. Даже гиперактивные дети учатся держать себя в руках.

В 7 лет язык превращается в средство общения и мышления ребёнка. Оценка событий становится осмысленной, целенаправленной, анализирующей. Память развивается в две стороны: произвольно и осмысленно.

Упражнения для развития вербального интеллекта у детей

Вербальный интеллект помогает детям разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Упражнения, развивающие вербальный интеллект:

  • Можно предложить малышу закончить последовательность: «корова» — «теленок», «овца» — «ягненок» и т.д.
  • Для развития вербального интеллекта перед ребенком выкладывают несколько карточек, к примеру, с животными, различными персонажами, предметами обихода. Необходимо придумать небольшой рассказ, задействуя нарисованных героев.
  • Детей постарше можно попросить подобрать третье слово с одинаковым смыслом с двумя словами, приведенными ниже:
    • «табу», «вето»;
    • «спор», «противостояние»;
    • «палка», «единица» и т.д.

Можно ли развивать интеллект

Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения. С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал. Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.

Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:

  • мыслительные способности поддаются тренировкам;
  • чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
  • интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.

Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.

Развитие интеллекта у детей

Как улучшать интеллектуальные способности

Интенсивнее всего развитие умственных способностей происходит в возрасте от 2 до 8 лет, когда происходит формирование мыслительной и эмоциональной сферы. В период дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Интеллект дошкольника развивают через:

  • чтение книг, соответствующих возрасту, в том числе сказок, которые хорошо развивают воображение и пополняют словарный запас;
  • логические и математические игры;
  • творческие задания (традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепки и конструирования);
  • подвижные и спокойные, коллективные и индивидуальные игры;
  • компьютерные игры, подобранные по возрасту.

Важно! Для достижения полного эффекта занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными

На уроках в начальных классах тоже широко используются игровые методы, но в таком возрасте школьники уже способны произвольно удерживать внимание, сознательно учиться, проходить специальные развивающие тренинги с психологом, то есть знают, как себя развивать умственно. К 20-25 годам показатели интеллектуального развития достигают наивысших результатов

Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно.

Шахматы развивают интеллект

Для развития ума и интеллекта у взрослых хорошо подойдут:

  1. Игра в шахматы, которая прекрасно развивает память и логику.
  2. Карточная игра в покер.
  3. Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.
  4. Периодическое отступление от привычного жизненного уклада (смена меню на завтрак, поход на работу по другому маршруту и другое).
  5. Физически активный образ жизни (танцы, фитнес, походы и так далее).
  6. Творчество и хобби (рисование, пение, декоративно-прикладное искусство, патриотические клубы или объединения по интересам).
  7. Учеба. С возрастом новая информация усваивается сложнее, но позволяет хорошо прокачать ум и эрудицию (многие после 40 лет кардинально меняют сферу деятельности и открывают для себя новые горизонты познания).
  8. Чтение. Оно улучшает интеллект, успокаивает, несет новую информацию.
  9. Печатание текстов (копирайтинг или рерайтинг не только развивает ум и мелкую моторику рук, но и позволяет заработать).
  10. Путешествия, знакомство и общение с новыми людьми в реальности или онлайн.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
  • Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.
От редакции :  Кома после черепно-мозговой травмы

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный

О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. Младший школьный возраст относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика

Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д

Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников — наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: