Развитие памяти и внимания у детей + диагностика

Упражнения для развития памяти у младших школьников и детей

Особенности процессов запоминания у младших школьников

Механическая память или осмысленное запоминание?

Интересный вопрос, с которым наверняка столкнутся родители в процессе занятий с ребёнком. Механическое запоминание, другими словами «зубрёжка», не считается успешным способом тренировки памяти, и не пользуется популярностью у педагогов и родителей. Совершенно справедливо считается, что хорошо запоминается то, что было проанализировано, осмыслено и стало понятно ребёнку.

Однако есть интересный нюанс: у детей 2-3 лет в силу особенностей их развития, преобладает механическая память, например, начиная повторять за взрослыми отдельные строфы и четверостишия, они зачастую не до конца понимают их смысл. При этом малышам очень нравится темп и рифма стихов, поэтому они с удовольствием декламируют понравившиеся строчки.

Этой особенностью детской памяти успешно пользуются преподаватели иностранных языков, именно поэтому считается, что обучение языкам будет эффективно, если оно начато в самом раннем возрасте.

Постепенно механическое запоминание вытесняется осмысленным, и уже у младших школьников потребность в заучивании и «зубрёжке» должна быть относительно невелика. Однако определённые элементы механического запоминания будут актуальны ещё какое-то время на уроках иностранного языка.

Повторение – мать учения?

Многие педагоги считают эффективным такой метод тренировки памяти, как многократное повторение. Метод этот действительно доступен и прост, однако его активное использование вызовет у младших школьников скуку и нежелание выполнять одни и те же задания несколько раз

Между тем очень важно, чтобы именно в начальной школе у детей сохранялся живой интерес к процессу обучения. Поэтому задания на повторение для младших школьников должны быть разнообразны и содержать элементы игры

Дополнительные материалы

Эти книги помогут не только понять как работает память но и дадут практические методики для ее тренировки. Весьма интересно и доступно об этом пишет автор книг-бестселлеров по развитию интеллекта и тренировке памяти Рюта Кавашима. Его книги и рабочие тетради будут интересны и детям и взрослым. Японская система развития интеллекта и памяти, много интересных упражнений, советов по тренировке, хорошее оформление. Сразу несколько издательств публикуют его книги. Его методика великолепна, проверьте сами.

Вторая не менее интересная методика развития памяти от Екатерины Додоновой будет интересна родителям детей школьного возраста, чтобы помочь им быстро запоминать и хорошо учиться. В книге даны инструкции по тренировке памяти и скорочтению.

  • Серия книг от Рюта Кавашима.
  • Книга Екатерины Додоновой «100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться»

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Причины плохой памяти

Очень важно начинать тренировку процесса запоминания с младенческого возраста. В дальнейшем полная или недоразвитая важнейшая психическая функция отражается на усвоении учебного материала, успеваемости школьника

Симптомы нарушения прослеживаются в забывании имён знакомых людей, сложности воспроизведения сюжета неоднократно прочитанной сказки, выпадение из памяти недавних событий. Насторожить должна неспособность распознания своих вещей среди рядом лежащей одежды посторонних людей.

Каждый родитель способен справиться самостоятельно с небольшим снижением объёма усваиваемого ребёнком учебного материала. При возникновении серьёзных проблем необходимо обратиться к психологу или неврологу. Стойкие нарушения возникают крайне редко.

Слабая продуктивность детской памяти объясняется разными причинами. Нарушение процесса запоминания может быть вызвано нерегулярным выполнением домашних заданий. Такие дети не владеют приёмами запоминания и воспроизведения нужной информации. Проблемы с запоминанием могут возникать из-за рассеянного внимания школьника.

Необходимо чередовать учебную деятельность с отдыхом. Слабая продуктивность запоминания может быть следствием заболеваний и черепно-мозговых травм. Фиксационная амнезия приводит к потере способности запоминать полученные сведения. Иногда происходит непреднамеренная замена реальных событий ложными воспоминаниями, которые заполняют провалы в памяти.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено

Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Игры

Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:

  1. Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память.
    Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
  2. Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
  3. Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.

Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений

Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно

Разные типы восприятия информации – выбираем свой.

Почему всем дают одну и ту же информацию на уроках, но каждый понимает и воспринимает ее по-своему и запоминает с разной скоростью?

Ответ прост. Все люди очень разные. У каждого существуют свои особенности восприятия.

К сожалению, в школе на это не обращают внимания. Все должны делать то, что нужно по программе. Информацию дают именно так, а не иначе. Так устроена наша система.

Если вы заметили, что школьнику сложно даётся запоминание информации стоит уделить внимание развитию памяти младших школьников. Первое, что нужно – определить ведущую память ребенка.Существуют три канала восприятия:

Первое, что нужно – определить ведущую память ребенка.Существуют три канала восприятия:

  1. Аудиальный, или звуковой. Аудиал — человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Они чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Их доминирующее чувство — слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные навыки.
  2. Визуальный, или зрительный. Визуал лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести.


Кинетический, это ощущения. Для этих людей в первую очередь важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Они хорошо вспоминают ощущения, движения, запахи и в большей степени ориентируются на чувства.

«Чистых» типов запоминания нет. Но есть ведущие.

Здесь нужно действовать так:

Узнать ведущий тип запоминания, научить ребенка его использовать

Дополнительно развивать другие каналы восприятия информации.

Ребенок аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить, слушать. Общение для них играет огромную роль. Для них характерно проговаривание вслух своих действий.

Дети-визуалы лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов. У них хорошо развита моторика пальцев, а словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Ребенок –кинестетик – настоящий практик. Он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, ощупывая и даже пробуя на вкус. В школе кинестетик любит трогать учебные материалы, собирать или разбирать пособия. Они не очень любят читать. Им проще интереснее писать. Именно поэтому часто таких детей чтению обучают через письмо.

Эффективный способ развития памяти – курсы в центре К.О.Т.

В нашем центре психологами разработан специальный курс, который помогает школьникам грамотно и эффективно память.

Сначала, как говорилось выше, мы определяем ведущую модальность и учим ребенка её использовать.

Потом – учим школьников работать с информацией, подбирая специальный набор упражнений. Структурировать, разбивать на логические части, создавать ассоциации. Изучаем различные эффективные мнемотехники.

Самое главное – это индивидуальный подход и выбор упражнений. Нет единого рецепта как научить школьника быстро запоминать.

Поэтому каждый выпускных наших кусов получает индивидуальные рекомендации и собственные работающие методы запоминания.

В этой статье мы с вами разобрали, что такое память, как ее развить в школьном возрасте. Надеемся, статья стала для кого-то полезной для Вас.

С заботой о будущем Вашего ребенка, команда центра К.О.Т.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Пути развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников основывается на:

  • ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить,
  • выстраивании системы различных способов запоминания,
  • выполнении тренировочных упражнений.

Приемы и способы запоминания

Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
  2. Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
  3. Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
  4. Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
  5. Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
  6. Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
  7. Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… , это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
  8. Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
  9. Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
  10. Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
  11. Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
  12. Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
  13. Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

Факторы эффективности запоминания

Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.

  1. Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
  2. Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
  3. Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
  4. Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.

Описание развивающих методик

Есть много средств развития памяти у детей. Самыми популярными методиками являются методы, разработанные Гленном Доманом и Монтессори. Первая методика первоначально была разработана как способ коррекции детской памяти, имеющей отклонения в области запоминания информации. Затем она была адаптирована для всех малышей.

Рекомендуется полный отказ от роли учителя и ученика. Особенностью техники является самостоятельный выбор малыша, чем он будет заниматься. Родитель только наблюдает.

Существует множество интересных и эффективных развивающих методик. Рассмотрим некоторые из них.

Пазлы помогают развить моторику, усидчивость, внимание и память у детей любого возраста. Собираемое изображение должно соответствовать возрастному периоду

Регулярная сборка разрозненных кусочков в единое панно способствует достижению хороших результатов в процессе развития внимания и запоминания.

Малыши очень любят рассматривать перепутанные картинки. Предложите ребёнку определить несоответствие персонажа и изображённого действия. Затем пусть расскажет, как можно исправить ошибки. Малыш должен заметить, что вместо медвежонка в летящую ступу следует поместить Бабу Ягу, Красной Шапочке надо поменять головной убор, а стрелу нужно передать Ивану Царевичу.

Слуховую память можно улучшить с помощью аудиозаписей. Включайте несколько раз в неделю интересные рассказы, сказки. Лучше всего устраивать совместные прослушивания. Малышам хорошо подходят детские песенки и коротенькие стихи. Предлагайте ребёнку пересказывать тексты максимально правильно. Аудиозапись можно заменить чтением вслух.

Виды

Произвольность и непроизвольность запоминания определяется конкретными условиями: намеренно или случайно человек усвоил информацию. Произвольная память срабатывает при желании индивидом запечатлеть факты в голове. Непроизвольная память представляет собой механическое фиксирование воспринятых мозгом сведений.

По длительности сохранения различной информации бывает кратковременная и долгосрочная память. У детей в возрасте от 5 до 11 лет существенно улучшается краткосрочная память. Способы восприятия сведений позволяют вычленить другие её разновидности.

  • Образная память сохраняет новые данные, полученные с помощью органов чувств. Она подразделяется на осязательную, обонятельную, зрительную, слуховую и вкусовую.
  • Словесно-логическая память направлена на закрепление в мозгу текстов, представленных словами. Этот вид мозговой деятельности свойственен только человеку. При его реализации задействуется слухоречевой аппарат.
  • Двигательная память отвечает за запоминание разных движений. Этот вид мыслительной деятельности формирует у детей моторику пальцев, письмо, ходьбу, бег.
  • Эмоциональное запечатление событий тесно связано с различными переживаниями: радостью, страхом, огорчением и другими эмоциями.
  • Мозговая деятельность может отличаться феноменальной особенностью запоминания информации и точностью воспроизведения.

Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга

Гимнастика для сосудов головного мозга нужна, если у человека диагностирована вегетососудистая дистония. Когда нарушена циркуляция крови, головной мозг испытывает кислородное голодание и становится неспособным активно и правильно работать.

Укрепить сосуды, доставить мозгу больше кислорода, нормализовать циркуляцию кровообращения помогают занятия танцами, йога, методика Ниши, простые движения руками, головой, ногами.

Легкая вибрация сразу после пробуждения, не вставая с постели, расширяет капилляры, выводит из организма шлаки. Для этого надо, лежа на спине, поднять прямо вверх ноги и руки, энергично потрясти ими минут 5. Активируются нервы, стимулирующие головной мозг.

Волны всем телом, как это делает плывущая рыба, тоже отлично активируют движение крови. Сев, повращайте головой в обе стороны, поочередно. Встав, помашите руками и ногами. Упражнения для сосудов — это любые движения: руками вверх, вниз, махи руками, сплетенными в замок, будто рубишь дрова, усиливают прилив крови к голове.

Ходить, бегать, прыгать через скакалку, танцевать полезно для укрепления сосудов головы.

Особенности механизма запоминания

В раннем детстве преобладает непроизвольный вид памяти

Малыш запоминает сильные эмоции и то, на что взрослые направляют его внимание. В отличие от раннего периода жизни, у младших школьников память регулируется и управляется психической деятельностью

В первом классе дети начинают усваивать новые знания осмысленно. Отличительные черты запоминания у детей школьного возраста связаны с попытками мысленной систематизации информации.

Психологические установки на длительное его сохранение в голове способствуют эффективности процесса обучения. Исследование развития детской памяти позволило выделить несколько возрастных этапов.

До 2 лет

У новорождённых детей двигательные впечатления имеют очень большое значение. Сначала начинает развиваться моторная память. Младенец запоминает движения, воспроизводит их. Его знакомство с миром тесно связано с тактильными ощущениями. Первым признаком запоминания является узнавание крохой звуков, издаваемых погремушкой. Младенец пытается повторить их, удерживая и покачивая в руках игрушку. Он трогает предметы, облизывает их, перебирает руками. Через прикосновения происходит активизация мозговой деятельности, появляются новые нейронные связи.

Малыш узнаёт членов семьи. Младенец улыбается им. К концу первого года жизни формируется умение самостоятельно передвигаться в пространстве. Приобретаемый двигательный опыт способствует формированию памяти. Дети помнят происходящие события совсем непродолжительное время. Ранние воспоминания у людей обычно отсутствуют.

До 6 лет

Большинство людей запоминает фрагменты своей жизни с 2-3 лет. В это время малыш учится умываться, застёгивать пуговицы, зашнуровывать обувь. Возраст характеризуется формированием социальных навыков и развитием долговременной памяти. Ребёнок начинает говорить и понимать речь окружающих.

Лучше всего запоминаются сведения, связанные с определённым сюжетом или игрой. Дошкольник разбирается в цветовых оттенках, знает цифры и буквы. В данный отрезок времени включается воображение и образное мышление, которое отличается от мыслительной деятельности более раннего возрастного периода своей прочностью.

До 12 лет

Перед началом учебного процесса ребёнок способен совершать простые математические действия. Долгосрочная память развивается естественным образом, улучшается её качество. У первоклассников происходит значительная перестройка в структурах головного мозга при закреплении учебного материала.

В этот период совершенствуется словесно-логическая мыслительная деятельность.

Установка второклассника на длительность удержания в голове информации связана с систематической проверкой учителями знаний, полученных в 1 классе. Для лучшего усвоения и запоминания информации нужно регулярно её повторять. Ребёнок учится запоминать целенаправленно.

Старше 12 лет

После того как ребёнку исполнится 12 лет, мозг начинает работать в полную силу. Мозговая деятельность мало чем отличается от работы мозга взрослого человека. В это время особенно рекомендуется посещение школьниками различных кружков и секций.

Упражнения для синхронизации полушарий мозга

Основные рецепторы, которыми мы ощущаем окружающий нас мир, расположены в руках. Поэтому, в упражнениях для синхронизации полушарий мозга, руки будут задействованы в первую очередь. Рассмотрим три упражнения, полезные для головного мозга человека:

  1. В начале руки следует разогреть, потерев ладони, одну о другую. Растопырив пальцы рук, большим пальцем левой руки коснуться мизинца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться мизинца левой руки. Теперь, большой палец левой руки переставить на кончик безымянного пальца правой руки. Большой палец правой руки переставить на безымянный палец левой руки. Потом большим пальцем левой руки коснуться среднего пальца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться среднего пальца левой руки. Теперь большой левый палец должен коснуться указательного правого пальца. А большой правый – указательного левого. Все можно повторить в обратном порядке, а потом еще несколько раз, гуляя от первого пальчика к последнему.
  2. Зарядка для мозга продолжается. Второе упражнение очень простое. Левой рукой возьмите себя за кончик носа. Одновременно, правой рукой держите себя за мочку левого уха. Теперь быстро поменяйте руки. Правая рука держит кончик носа, левая – мочку правого уха. Повторите смену рук несколько раз.
  3. Как заставить мозг работать одинаково хорошо в обоих полушариях? Сделайте третье легкое упражнение для головного мозга. Возьмите себя правой рукой за мочку левого уха, левой рукой за мочку правого уха. Удерживая себя за мочки ушей, приседайте не меньше 21 раза. Сгибая ноги, вдыхайте воздух, выпрямляя ноги, выдыхайте.

Повторяйте эти три упражнения каждое утро. Это не займет у вас больше 10 минут. Но такая разминка для мозга поможет вам синхронизировать оба полушария. Вы станете просто «терминатором».

Особенности развития внимания младших школьников

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию

Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении)

Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении)

Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте

Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений

Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте

Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание

Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте

Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений

Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью — учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном

Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью — учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание

Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению

В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до 1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему не нравится.

Как развивать слуховую память?

  1. Сыграйте в игру, аналогичную знаменитому «снежному кому». Придумайте предложение и по очереди повторяйте его и добавляйте что-то новое. Например: «Я пою.» – «Я пою песню» – «Я звонко пою песню» и т.д.
  2. «Повторяй за мной». Простучите музыкальный мотив палочкой по столу, пусть малыш постарается повторить.
  3. «Слова». Назовите 10 слов и попросите перечислить те, которые запомнил. Для проверки долговременной памяти проведите задание спустя некоторое время еще раз. Тоже проделайте с цифрами или цветами.
  4. «Запомни пару». Игра похожа на предыдущую, только слова подаются парами. Затем предложите малышу вспомнить второе слово для названного.
  5. Также поощряйте детей дошкольного возраста разучиванию стихов. Начинайте с легких коротких стишков, постепенно усложняя задачу.
  6. Замечательно помогают развивать слуховую память песни, разучивая которые малыш запоминает и слова и мелодию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: