Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Виды интеллекта — классификация в психологии

1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

У Бине и Векслера интеллект — это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств — внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия — интеллект и мышление — рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Личностный (внутренний)

Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.

Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.

Подходящие профессии:

  • психолог;
  • социальный работник;
  • ведущий;
  • учитель.

В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.

От редакции :  Виды поражений спинного мозга

Медитация как упражнение для мозга

Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:

  • способствует снижению стресса;
  • улучшает настроение;
  • положительно влияет на психическое здоровье;
  • способствует эмоциональному равновесию.

Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.

Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.

Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.

Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.

18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности

В начале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая зависимость (как считалось долгое время и что блокировало исследования в данной области), а криволинейная. Наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности. Неожиданность этих результатов стимулировала новые исследованияв этой области. Они подтвердили установленную зависимость, которая в настоящее время стала хрестоматийной.

И все же эти результаты, несмотря на их многочисленность и убедительность, плохо согласуются с обыденным представлением о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель». Выявление причин противоречия научных и

эмпирических данных позволяет раскрыть суть связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности, сложность их взаимодействия. В концепции «промежуточных факторов» Ф. Фидлера и А. Лейстера описаны некоторые из этих причин. Она базируется на том, что связь интеллекта с успешностью управленческой деятельности является множественно опосредованной, а не прямой. На эффективность деятельности влияют многие причины, а не только интеллект, который оказывает на нее воздействие через множество промежуточных переменных: уровень мотивации руководителя, его опыт, отношения с начальством и управляемой группой.

Практически все тесты, при помощи которых диагностируются интеллектуальные способности, адресованы теоретическому, абстрактному интеллекту, а не его практическому компоненту. Требования к интеллектуальным функциям менеджера часто несопоставимы с требованиями, на которых построены существующие тесты. Поэтому результаты противоречивы.

13 стр., 6106 слов

Влияние психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии

… основе проведенного исследования психологических особенностей деятельности руководителя можно сделать следующий вывод. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его …

Криволинейная зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется и другими причинами, установленными в последнее время, в частности:

  1. наличие обратной связи между уровнем интеллекта и стажем управленческой деятельности;
  2. наличие высокого интеллекта у людей с относительноменьшим стажем управленческой деятельности.

Снижение интеллектуальных показателей при увеличении стажа имеет две основные причины: естественная возрастная инволюция психофизиологических функций, в том числе и интеллекта, и «забывание» академических знаний и навыков, на которых основано большинство интеллектуальных тестов. Интеллект руководителя становится в большей степени практическим, чем теоретическим. На общую эффективность управленческой деятельности большее влияние оказывают стаж и производный от него профессиональный и жизненный опыт, а не интеллект как таковой.

Виды интеллекта в психологии

Интеллект человека — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для реализации своих планов и осуществления текущей деятельности. На самом деле человек может быть гением в научной области, не умея общаться, рисовать или налаживать контакты с другими людьми.

В психологии интеллект классифицируется на 10 базовых разновидностей.

Пространственный тип

Люди с пространственным мышлением способны визуально оценивать расстояние от одной цели до другой с поразительной точностью.

Они легко ориентируются в незнакомых местах и с легкостью создают в воображении различные объемные фигуры.

Пространственным интеллектом наделены люди, выбравшие профессию архитектора, дальнобойщика, хоккеиста и т.д.

Социальный тип

Названная разновидность интеллекта подразумевает наличие ораторских способностей, умение общаться с людьми, сопереживать им, быстро находить друзей и единомышленников и пр.

Людям с социальным мышлением собеседники оказывают доверие (иногда незаслуженное), больше прощают, слушают его речи внимательно и не прерывают монологи.

Интеллект социального типа хорошо развит у политиков, ораторов, телеведущих и пр.

Математический тип

Эти люди свободно решают сложные тригонометрические и математические задачи, оперируют цифровыми и логическими данными, производят сложнейшие вычисления и т.д.

Зачастую такие люди не могут свободно общаться или налаживать контакты с людьми.

Математическим интеллектом наделены любители точных наук, а также детективы.

Личностный тип

Человек с развитым личностным мышлением прекрасно справляется с самореализацией и самопознанием, имеет позитивные взаимоотношения с самим собой, способен адекватно и полноценно оценивать свои возможности.

Он хорошо понимает свои чувства, эмоции и мысли.

От редакции :  Какие продукты питания можно при ВСД

Люди с названным видом интеллекта чаще всего становятся психологами.

Физический тип

Хорошо развитый физический интеллект позволяет личности искусно владеть своим телом и применять его физические способности в нужном направлении.

Названный тип интеллекта присущ спортсменам.

Духовный тип

Люди с духовным типом интеллекта наделены сочувствием и состраданием, они привыкли уважать интересы других членов общества и заботиться о них.

Личность с доминирующим духовным интеллектом редко думает о своих желаниях, понятие эгоизм для нее чуждо.

В большинстве случаев такие люди работают социальными или медицинскими работниками, либо занимаются волонтерской деятельностью.

Сексуальный тип

Личность с развитым сексуальным интеллектом прекрасно ладит с противоположным полом.

Такие люди знают, как понравиться своему собеседнику и сделать так, чтобы он был увлечен.

Сексуальный интеллект редко бывает доминирующим, однако если он развит достаточно, то человек чаще всего бывает счастлив в своем браке.

Чувственный тип

Такие люди умеют органично пользоваться всеми органами чувств.

Для успешной работы в выбранной отрасли человек должен постоянно развивать свои органы чувств, только регулярные тренировки помогут ему стать настоящим профи своего дела.

Чувственный интеллект необходим для повара, музыканта, художника, парфюмера и пр.

Творческий тип

Творческие люди всегда оригинальны, они способны создавать что-то новое и рассматривать интересующие их вопросы с разнообразных точек зрения. Они часто бывают непредсказуемыми.

Мыслительные процессы личности с творческой разновидностью интеллекта чаще бывают ассоциативными и непривычными для других людей.

Творческое мышление подходит для выбора таких профессий: певец, художник, актер, кулинар и пр.

Речевой тип

Люди с развитым речевым интеллектом имеют большой словарный запас, они с легкостью выстраивают самые сложные предложения, и высказывают свои мысли понятным языком.

Они способны улавливать связи между понятиями и словами, им легко дается изучение иностранных языков.

Речевой интеллект присущ лингвистам, переводчикам, дикторам, ведущим и пр.

«Е» = «Эмпатия»

Эмпатия — это мост, который объединяет людей и создает связи. Это, пожалуй, самый важный аспект социально интеллигентных людей. Как писал Джон Стейнбек: «Вы можете понимать людей, только если чувствуете их в себе».

Эмпатия, однако, заключается не только в том, чтобы уметь отождествлять себя с другими людьми, чтобы создать ощущение связи и позволить себе быть уязвимыми. Когда речь заходит о социальном интеллекте, по словам Альбрехта, речь также идет о том, чтобы вдохновлять людей на сотрудничество.

Помимо демонстрации заботливого поведения, которое позволяет людям чувствовать себя ценными и уважаемыми, как внимательность и признательность, Альбрехт также рекомендует прилагать сознательные усилия, чтобы держать под контролем наше токсичное поведение. Трудно установить связь с людьми, если ты критикуешь их, играешь в игры разума или плохо о них отзываешься.

  • Предоставляю ли я людям возможность выражать себя и слушать больше, чем говорю?
  • Отхожу ли я назад, чтобы увидеть различные точки зрения и мыслительные процессы?
  • Я открыт и сдерживаю свои предвзятые представления и убеждения, чтобы лучше понять мысли и чувства окружающих меня людей?

Социально интеллигентные люди задают себе эти вопросы не только для того, чтобы сопереживать людям в данный момент, но и для того, чтобы вместе двигаться вперед в будущем.

Красота улучшения нашего социального интеллекта заключается в том, что пять черт и моделей поведения, описанных выше,  доступны не только избранным.

Каждый день у нас есть бесчисленные возможности учиться не только на собственных успехах и неудачах, но и на примерах из жизни окружающих нас людей.

Сделайте выбор в пользу улучшения своего социального интеллекта. Не существует такого «взлома жизни», который был бы более эффективным, чем обучение построению прочных отношений.

Что такое интеллект и как его развить

Интересной особенностью интеллекта, с некоторыми поправками, является его постоянность. Если, к примеру, качественно проверить его уровень у человека в возрасте 10 и 80 лет, он окажется приблизительно одинаковым. Разница только в линейном изменении соотношения его составляющих. Если в детстве около 20% интеллекта определяет наследственность, а остальное внешняя среда, то к старости интеллект уже на 60% зависит от генов. Познавательная статья об эмпатии и эмпатах.

Умственные способности можно тренировать так же, как и физическое тело. Чем больше уделять времени для развития интеллектуальных способностей, тем легче человеку будет в будущем решать различные задачи, которые требует умственного напряжения. Казалось бы, что нет никакой пользы от школьного образования, но это совсем не так. Базовые дисциплины позволяют формировать нейронные связи, а они в свою очередь влияют на общее умственное развитие. Немаловажным в развитие интеллекта является занятие спортом. Каждому известно, что физические нагрузки не только стимулируют, но и улучшают кровообращение, которое необходимо для положительной активности мозга.

Ряд исследований показывает, что определённую роль в формировании интеллекта играет питание. Это относится как к матери во время беременности, так и к детям в раннем возрасте. Так что, придерживаться диетологических рекомендаций стоит не только ради физического здоровья, но и для обеспечения умственного развития. Конечно же, не существует «супереды» для гениев, главное — достаточность и сбалансированность.
Итак, становится очевидным, что взрослому человеку значительно развить свой уровень интеллекта не удастся. Однако если ставить задачу несколько повысить уровень IQ (понятие, которое основывается, по Спирмену, на G-факторе), то можно подвергать свой мозг следующим тренировкам:

  • изучение иностранных языков;
  • решение математических задач;
  • развитие краткосрочной и долгосрочной памяти;
  • занятие логическими играми;
  • проведение опытов с абстрактным мышлением.
От редакции :  Системы мозга человека

При этом важно понимать, что цифра IQ сильно зависит от способа тестирования и показывает лишь общий уровень

Если есть конкретная цель повысить коэффициент интеллекта, то следует уделить внимание развитию наиболее соответствующих задаче способностей. Большая часть харизматичных людей обладают высоким интеллектом и это не просто так, а о харизме можно прочесть здесь

Личная история

Английским языком меня начали «мучать», когда мне было 5 лет. У моей любимой бабушки есть сестра, которая была преподавателем английского языка в школе, а потом и в университете. В общем, довольно умная женщина. И вот когда мне исполнилось 7 лет и я пошла в первый класс, в меня, так сказать, решили серьезно загрузить «инглиш». Я прекрасно училась в школе, но когда решила поступать в высшее учебное заведение, а учиться я хотела в “Киево-Могилянской Академии” мне потребовался этот злосчастный язык. Знать его «на зубок» было обязательным критерием при поступлении. И вот через 12 лет, мне опять пришлось обратиться за помощью к бабушкиной сестре, она занималась со мной абсолютно бесплатно по-родственному, что очень радовало.

На изучение языка у меня ушло 3 месяца, по прошествии которых я могла вполне уверенно говорить на «инглише». Бабушкина сестра сказала, что у меня довольно неплохо развит вербальный интеллект, поскольку я впитываю все очень быстро. Хочу сказать, что секретов у меня не было. Все очень просто и понятно:

  1. У меня не было установки: «Ничего не получится».
  2. Я горела желанием поступить и сделала задуманное.
  3. Я постоянно занималась и даже спланировала график своей подготовки.
  4. Во время подготовки я не теряла ни минуты.
  5. Мне помогли всего два учебника и просто огромное количество разных аудио и видеокурсов.

Когда я поступила в универ, у меня совсем не было практики разговорной речи на английском, но эту ситуацию я исправила в течение первого курса. Моя личная формула успеха звучит так: мотивация трудолюбие практика=достижение цели.

Проясним, что такое интеллект

Казалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности. Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Понять смысл интеллекта можно, ознакомившись с его основными качествами:

  • любопытство (пробуждает стремление и необходимую способность к разностороннему познанию явлений);
  • глубина (важная способность отделять и принимать главное от второстепенного);
  • широта (умение осознания вопроса, целостно, для построения вариативности решения поставленных проблем);
  • гибкость (способность не шаблонно применять имеющийся опыт);
  • логичность (умение создания строгой последовательности суждений и адекватных выводов);
  • доказательность (крайне необходимая возможность использовать известные факты и закономерности для определения правильности суждений и важных выводов);
  • критичность (способность оценивать результаты мыслительной, а именно умственной деятельности для определения их соответствия решаемой задаче и готовность остановить свои действия, если они критически противоречат ей).

Признаком высокого уровня интеллекта (врождённого и достаточно развитого) является способность к интуиции, которую часто приписывают к мистическому озарению, не связанному с разумом. На самом деле, интуитивные решения — результат сверхбыстрого, неосознанного применения интеллекта. Интуитивные решения могут повлиять на будущее человека и сделать его счастливым, а о счастье прочтите здесь.

Виды интеллекта

Несмотря на то, что понятие интеллекта всеобъемлющее и даже не имеет чёткого определения, учёные не были бы учёными, если бы не пытались всё классифицировать.
На сегодняшний день существует две устоявшихся классификации. Так, психолог Чарльз Спирмен ввёл такие градации интеллекта:

  1. Общий или G-фактор — базовый уровень, то есть усреднённое понятие развитости.
  2. Специфический или S-фактор — конкретные особенности и наклонности мышления, которые задействуются человеком при решении задач.

Другой психолог — Ремонд Кеттел, предложил свой способ деления:

  1. Кристаллический интеллект — способность использовать общую систему накопленных знаний и опыта для решения конкретных задач.
  2. Подвижный интеллект — способность задействовать логику, абстракцию и другие возможности мышления для обучения и создания новых, ранее для себя не знакомых, решений задач.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: