Детская шизофрения: признаки и лечение

Диагностика

Диагностику шизофрении осуществляет психиатр, который проводит комплексное обследование ребенка, включающее:

  1. Беседы. Доктор разговаривает с родителями, уточняет симптоматику и сроки ее появления, может задать вопросы об особенностях протекания беременности, о том, как ребенок общается с окружающими людьми, какая обстановка царит в семье, есть ли случаи шизофрении у близких родственников. Также беседа проводится с ребенком, которого расспрашивают об увлечениях, об отношении к окружающим.
  2. Наблюдение. В процессе диалога с ребенком доктор подмечает особенности поведения, речи, двигательной активности и делает выводы.
  3. Оценку состояния психики. Существует ряд методик, которые позволяют определить особенности мышления, внимания. Применяются таблицы Шульте, тест Бурдона, определяется коэффициент интеллекта по Равену, оценивается способность ребенка находить сходства и различия понятий.

Классификацию олигофрении у детей вы найдете на нашем сайте.

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— нарушение мышления;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— нерешительность, неуверенность;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— незавершенность мысли;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Причины появления болезни в детстве

Стадии

Заболевание у подростков, как и у взрослых, развивается в течение нескольких стадий. Первая стадия называется овладением. В этот период происходит манифестация заболевания. Стадия овладения характерна тем, что больной может ощущать патологические явления, например, галлюцинаторные голоса, однако не понимает их происхождения. Вторая стадия называется адаптацией. На стадии адаптации психика больного подстраивается под заболевание. Больной может осознавать факт своей болезни. Третья стадия, заключительная стадия – деградация. На третьей стадии происходит постепенное угасание всех психических и интеллектуальных характеристик человека.

Подходы к терапии

В лечении детской шизофрении участвует несколько специалистов, ключевым из которых, является врач-психиатр. Помимо него, обязательно участие психотерапевта и социального работника, ответственного за вопросы реабилитации в обществе.

Основные цели лечения:

  1. Предупредить дальнейшее прогрессирование заболевания и имеющихся симптомов.
  2. Восстановить психологические и когнитивные навыки, обеспечить их развитие с возрастом.
  3. Устранить сопутствующие соматические и неврологические заболевания.

Терапия заболевания основывается на комплексном использовании следующих подходов:

  1. Применение лекарственных средств, направленных на купирование основных симптомов. С этой целью используют современные нейролептики, антидепрессанты и другие группы медикаментов.
  2. Психокоррекция, направленная на уменьшение степени выраженности когнитивных нарушений.
  3. Психотерапия.

Каждый из терапевтических методов имеет свои особенности использования в детском возрасте.

Фармакотерапия

Основная группа препаратов, используемых для коррекции имеющихся психических нарушений в детском возрасте – нейролептики. Все нейролептики различаются своей химической структурой, в связи с чем, их эффект у конкретного больного может отличаться. Чаще всего назначают Хлорпромазин, Клозапин и Рисперидон. Последний относится к атипичным нейролептикам, показывающим хороший терапевтический эффект и редко приводящим к развитию побочных эффектов.

При правильном подборе дозировки и схемы лечения, что осуществляется индивидуально для каждого пациента, наблюдаются следующие эффекты терапии:

  • исчезновение симптомов психоза, бреда и других проявлений шизофрении, связанных с расстройствами мышления;
  • седативное действие, позволяющее предупредить прогрессирование галлюцинаций и бреда;
  • при преобладании заторможенности и апатии человека, психическая деятельность становится более активной;
  • изменения работы внутренних органов, что может стать причиной развития побочных эффектов лечения.

Дозировку нейролептиков подбирают следующим образом. Препарат назначается в минимально допустимой дозе. При отсутствии эффектов, его доза повышается. По достижению желаемого терапевтического действия, врач оставляет данную схему. Следует помнить о том, что у всех нейролептиков существуют возрастные ограничения к использованию, что учитывается при назначении терапии.

Помимо типичных и атипичных нейролептиков, в терапии шизофрении используют ноотропы (Левокарнитин, Глицин и др.), антихолинергические препараты (Бипериден, Тригексифенидил) и антидепрессанты (Флуоксетин, Амитриптилин и пр.).

Немедикаментозный подход

Психокоррекция, проводимая с помощью психотерапии и работы с психологом, является важной частью терапевтического процесса. Вне острого периода шизофрении, всем больным показаны индивидуальные психотерапевтические сеансы, положительно влияющие на личность и обеспечивающие стабилизацию психического состояния в период ремиссии

Кроме работы с ребенком, психотерапевту и социальному работнику необходимо обучать родителей правильному общению с ним. Ребенка необходимо постоянно стимулировать к социальной и двигательной активности.

Тесное взаимодействие между больным, его семьей и специалистами должно сохраняться на постоянной основе и быть систематическим. Детям с подобными заболеваниями часто нужна дополнительная помощь для поступления в детский сад, школу, а в последующем и в ВУЗ. Также тесный контакт с психотерапевтом и психологом позволяет формировать правильные социальные и когнитивные навыки, имеющие большое значение для успешной социализации.

Родители часто волнуются о том, как учиться в школе при шизофрении. На фоне своевременного выявления заболевания и подборе правильного лечения, включающего в себя немедикаментозные методы, человек легко адаптируется к новой среде и способен проходить общий курс школьной программы без серьезных затруднений.

Прогноз

Дать точный прогноз врач сможет только после изучения истории болезни и проведения диагностики. Легкая форма или своевременное выявление заболевания обычно позволяют ребенку избавиться от большинства симптомов и жить обычной жизнью, никак себя не ограничивая.

При более серьезном развитии шизофрении ребенка могут лишить возможности посещать общеобразовательное учреждение, так как он способен нанести вред себе или окружающим его людям. В таких случаях учиться писать, читать и чувствовать ему приходится в домашних условиях. Чаще всего дети с такими особенностями могут нормально общаться с людьми, если получают необходимое лечение.

Главная задача родителей заключается в том, чтобы уделять ребенку максимум внимания. Дети с шизофренией особенно ранимы. Поэтому требуется проявлять понимание, быть мягкими с ними и показывать свою любовь, чтобы они могли ощутить ее. Если лечение не дает результатов, и ребенок проявляет агрессию, следует все равно придерживаться правильной позиции, излучая только добро. Любые негативные действия могут ухудшить положение. При этом родителям нужно внимательно следить за режимом дня и увлечениями шизофреника, исходя из рекомендаций лечащего врача.

Причины

До сих пор не до конца ясно, что же вызывает шизофрению на самом деле. В большинстве случаев у лиц со схизисом была наследственная предрасположенность. Однако у некоторых людей такой предрасположенности не было. Несмотря на это выделяют несколько крупных теорий, которые в той или иной степени могут способствовать развитию шизофрении:

  • Ведущей теорией является наследственность. Было давно замечено, что в 70-90% случаев монозиготные близнецы, имеющие хотя бы одного родителя с шизофренией, становятся предрасположенными к заболеванию. Однако эту теорию ставят под сомнение единичные случаи «чистой» родословной. Отсюда назревает два варианта, либо родословная этих людей была изучена не так досконально, либо эта теория имеет место быть, но ее одной недостаточно для развития заболевания;
  • Стресс. Сильное эмоциональное потрясение запускает каскад химических реакций, приводящих к развитию шизофрении. Однако ли могут эти реакции существовать в здоровом мозге или же возникают только у лиц, предрасположенных к ней? Надеемся, что в скором будущем врачи все же вынесут вердикт по этому поводу;
  • Особенности воспитания. Не раз было замечено, что в семьях, где родители не следят за своим ребенком, не проявляют к нему должной заботы и любви, растут дети с грубыми психическими расстройствами;
  • Пубертатный период. Изменение гормонального фона, выход из-под опеки родителей, начало самостоятельной жизни — все это является идеальной почвой для формирования психического расстройства. Подростковая шизофрения считается самой распространенной формой схизиса, и очень жаль, что родители и врачи пропускают ее из вида, считая капризы ребенка чем-то нормальным.

Точных причин, которые бы однозначно приводили к развитию шизофрении, не было выявлено до сих пор. Считается, что больше всего рискуют с ней столкнуться люди, имеющие различные физиологические нарушения.

Возможные причины:

  • повреждение клеток мозга в ДНК;
  • значительные гормональные сбои;
  • нарушения метаболизма углеводов и белков;
  • осложнения при вынашивании плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • плохое питание в период беременности;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • прием наркотических средств;
  • регулярные стрессы;
  • низкий уровень жизни.

Большинство причин связаны именно с мамой, а не самим ребенком. Если она вела неправильный образ жизни или страдала от некоторых проблем со здоровьем до и во время беременности, то все это может отразиться на ее малыше.

Взгляды современных специалистов на причины появления заболевания основываются на модели предрасположенности и стресса. В соответствии с ней огромную роль играет взаимодействие предрасположенности с защитными и стрессовыми факторами в процессе развития. Предрасположенность в себя включает:

  • передачу генов, из-за которых у ребенка может развиться заболевание;
  • патологические процессы, протекающие в центральной нервной системе;
  • отсутствие условий, необходимых для обучения.

Причины заболевания шизофренией

В ученой среде существует ряд гипотез, объясняющих механизм заболевания и его источники. Чаще всего специалисты «грешат» на генетические факторы. Бытует распространенное мнение, что шизофрения передается по наследству, причем исключительно по женской линии (болеть могут и мужчины, но болезнь достается ребенку от матери).

В качестве второй теории возникновения данного недуга выделяют нарушение биохимического обмена (таких веществ, как дофамин, серотонин, глютамат, ацетилхолин).

Третья категория специалистов видит стресс в качестве пускового механизма для развития данного заболевания. Предполагается, что стресс более жестко воздействует на уязвимую психику человека, имеющего предрасположенность к шизофрении. Считают, что чаще всего это стресс, связанный с нагрузкой ролей взрослого.

Пятая теория возникновения шизофрении – вирусная. На основании ряда исследований было выдвинуто предположение, что шизофрения – медленно развивающийся процесс по типу энцефалита. Было также замечено, что объем мозга у пациентов, больных шизофренией, уменьшен.

Психиатры выделяют три этапа течения заболевания:

  1. Доболезненная стадия – признаки шизофрении проявляются невыраженно.
  2. Разгар болезни, чередующийся с ремиссиями (временным ослаблением симптомов).
  3. Завершающая стадия, характеризующаяся симптомами разной степени выраженности.

Биологические

  • Генетическая расположенность (наличие заболевания в семейном анамнезе);
  • Нарушения функционирования центральной нервной системы;
  • Инфекционное воздействие на плод во время беременности матери;
  • Употребление наркотиков, ранний алкоголизм или токсикомания

Социальные

  • Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы, конфликты);
  • Игнорирование личности подростка.

у подростков, ее причины до конца не установлены, это лишь ориентировочный список неблагоприятных факторов, которые могут спровоцировать развитие шизофренических признаков.

По признакам шизофрении у подростка можно судить о стадии заболевания:

  1. Зачаточная стадия, личность только начинает меняться. Чем быстрее и ярче проходит первая стадия, тем проще излечение.
  2. Адаптация к новым свойствам характера. Мир человека находится в параллели с реальностью. Подростку предстоит привыкнуть к этому, научиться отличать реальное.
  3. Без лечения и психиатрической помощи наступает финальная стадия. Она включает полную деградацию, потерю связи с реальностью. С большой долей вероятности, суицид.

Формы

Статистика свидетельствует, что примерно у 69% детей раннего и дошкольного возраста заболевание начинается в возрасте до 3 лет. Шизофрения у ребенка 2 лет вполне может появиться. У 26% малышей недуг развивается между 3 и 5 годами. У остальных детей заболевание диагностируется в 5—8 лет. Чаще всего выявляется шизофрения у мальчиков. Девочки реже сталкиваются с этим расстройством.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста подразделяется на несколько форм:

  • злокачественно текущая;
  • непрерывно-прогредиентная;
  • вялая.

В 1,5—2 года начинает развиваться такая шизофрения у ребенка. Симптомы включают в себя угасание психической активности, уменьшение интереса к играм, исчезновение эмоциональной привязанности и стремления к общению. Больной перестает развлекать себя игрушками. Его игры заключаются в однообразном размахивании, постукивании неигровыми предметами (железками, палочками, веревочками).

Для этой формы шизофрении характерно возникновение симптомов заболевания в возрасте 5—9 лет. У детей появляется подозрительность и недоверчивость. Они могут отказываться от дружбы с другими малышами, аргументируя это тем, что отнимут все игрушки. В некоторых случаях появляется бредовая настроенность в отношении родителей.

При непрерывно-прогредиентной форме дети могут непроизвольно фантазировать. При заболевании появляются зрительные и слуховые галлюцинации. К ним присоединяются переживания, возникающие во сне.

Для вялой формы шизофрении еще характерны следующие проявления:

  • снижение аппетита;
  • нарушение темпа речи;
  • расстройства сна;
  • немотивированные страхи, связанные со сказками, фантазиями, которые впоследствии часто провоцируют появление идей преследования.

С родителями ребенок расстается легко. Некоторые дети не отпускают своих мам и пап, но подобное поведение у них наблюдается лишь из-за переживаемых страхов. В некоторых случаях у детей проявляются такие признаки, как жестокость, злобность, агрессия, садизм.

Шизофрения имеет множество форм, некоторые из которых легко перепутать между собой:

  • Простая (вялотекущая) шизофрения. Особенностью является постепенное начало, как правило, в возрасте 12-14 лет, и может медленно прогрессировать на протяжении всей жизни. Больные становятся замкнутыми, появляется двойственность суждений, нарастает апатичность и ненависть к окружающим. Характерна «фамильная ненависть» — агрессия по отношению к своим родителям. А теперь скажите, похоже ли это на шизофрению или же на подростковый максимализм и гормональные изменения? Галлюцинации и бредовые суждения могут быть выражены незначительно;
  • Параноидная. Ведущим симптомом является бред преследования, иногда – бред ревности. Часто встречаются слуховые галлюцинации, реже – зрительные. Голоса могут быть как нейтрального, так и насильственного характера;
  • Гебефренная — юношеская шизофрения. Пик заболеваемости приходится на 14-16 лет, у подростков отмечается манерность, изменение в поведении, неспособность выполнять повседневные дела, агрессивность, разорванность речи мышления, слуховые галлюцинации;
  • Кататоническая. Выражается в апатичности, ступоре, застывании в одной позе, часто присутствуют галлюцинации. После ступора наступает возбуждение с неконтролируемым копированием чужих высказываний, движений, мимики, жестов;
  • Недифференцированная. Смешанная форма, у которой нет ярко выраженной симптоматики;
  • Постшизофреническая депрессия — после дебюта шизофрении у человека начинается депрессивный синдром, симптомы которого выступают на первое место. А, как известно, при депрессии также возможны галлюцинации и бредовые переживания;
  • Остаточная. Симптомы шизофрении размыты, однако сохраняется эмоциональная холодность и тупость.

Негативные последствия

При поздней диагностике, отсутствии комплексного лечения и реабилитационных мероприятий, человек теряет возможность к социальной адаптации. Подобное состояние – фактор риска развития алкогольной зависимости и наркомании.

В связи с когнитивными и поведенческими расстройствами, подросток начинает прогуливать школу, перестает общаться с друзьями, проявляет склонность к уходу из дома и бродяжничеству. Многие больные предпринимают попытку суицида или могут нанести вред окружающим людям, в том числе, родственникам и друзьям. Без лечения расстройство имеет тенденцию к постоянному прогрессированию, что, в конечном итоге, обуславливает инвалидизацию больного.

Лечиться ли шизофрения у детей?

Полное выздоровление невозможно, однако, большинство симптомов болезни (двигательные нарушения, галлюцинации и др.) можно устранить с помощью грамотной фармакотерапии и психологической поддержки. В эти случаях, восстанавливается нормальная социализация ребенка и его психическое развитие, количество рецидивов минимально, либо они вовсе отсутствуют

Важно отметить, что терапия носит пожизненный характер, базируясь на комплексной психотерапии и социальной поддержке со стороны близких людей и государственных служб

Детская шизофрения — серьезная проблема для современной медицины. Родители неохотно обращаются к психиатрам с симптомами болезни, так как опасаются стигмы в обществе после постановки диагноза. Однако наибольшая эффективность терапии и реабилитационных мер наблюдается при раннем лечении. В этот период, когда у больного отсутствуют серьезные нарушения психической и когнитивной сферы, симптомы легко купируются лекарственными препаратами, а психотерапия обеспечивает стойкую ремиссию патологии.

Лечение заболевания

Шизофрения – это хроническое психическое расстройство, которое не лечится самостоятельно. Терапия заболевания у подростков имеет некоторые отличительные черты, это связано с тем, что патологические изменения в синтезе нейронов головного мозга имеют врождённый или наследственный характер. Если в точности следовать советам и рекомендациям врача и придерживаться назначенной схемы лечения, можно достичь стойкой ремиссии. При выявлении хотя бы нескольких тревожных симптомов следует как можно скорее посетить врача и при подтверждении диагноза начать лечение.


Появление шизофрении в подростковом возрасте осложняется гормональным созреванием

Для успешного лечения подросткового расстройства психики применяют медикаментозную терапию в сочетании с психотерапевтической. Как правило, врачом назначаются следующие лекарственные препараты:

  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные средства.

В самых тяжёлых случаях медики прибегают к лечению электрошоком. Данный метод может быть использован только на подростках и людях старшего возраста. Электрошок используется для того чтобы в короткий срок вывести пациента из состояния тяжёлой депрессии. Сама методика подразумевает воздействие на головной мозг коротких разрядов электрического тока. Перед процедурой больному дают медикаменты для расслабления мускулатуры и вводят в сон. Такая терапия способна спасти пациента и от сильной депрессии, в том случае если имеются суицидальные наклонности.

В последние годы набирает популярность методика самовыражения, в которой подросток может заниматься танцами, рисованием и прочими видами творчества. В случае когда лечение приносит свои плоды и у шизофреника появляется стойкая ремиссия, он может спокойно заниматься в учебном учреждении, где для таких детей имеется упрощённая программа. В сезоны обострения болезни обучение продолжают на дому. В особо сложных ситуациях детей больных шизофренией госпитализируют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: