Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Как развить интеллект ребенка? упражнения и игры на развитие эмоционального, социального и интеллекта мышления у детей

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Социальный интеллект: что это такое?

О социальном интеллекте люди впервые услышали около ста лет назад. Первым использовать словосочетание «социальный интеллект» начал американец Эдвард Ли Торндайк, который к двадцатым годам прошлого столетия уже стал довольно-таки известным и заслуживающим доверия специалистом в области психологии.

Если бы Андрей Болконский, один из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир», обладал тем развитым социальным интеллектом, о котором твердил Торндайк, то он бы не только понял, почему красавица Наташенька Ростова отдала свое сердце Анатолю Курагину, но и догадался бы, как ему нужно себя вести с дамой, обладающей таким непостоянным и несколько ветреным характером.

Еще один американец и специалист в сфере психологии Генри Олпорт, который, как и Торндайк, занимался изучением социального интеллекта, но не в 20‑е, а в 30‑е годы прошлого столетия, утверждал, что данный вид интеллекта является одним из восьми главных личностных качеств, необходимых любому человеку для того чтобы уметь хорошо разбираться в людях и находить с ними общий язык. Олпорт был убежден, что социальный интеллект имеет непосредственную связь со способностью высказывать практически автоматические суждения о других людях.

Не только американцы, но и наши отечественные психологи занимались и продолжают заниматься активным изучением данного феномена. Психолог М. И. Бобнева утверждает, что уровень социального интеллекта не имеет какой-либо однозначной связи с уровнем общего интеллекта. Высокий уровень общего интеллекта не свидетельствует о том, что человек обладает и высоким уровнем социального интеллекта. Высокоразвитый общий интеллект всего лишь благоприятствует развитию социального интеллекта, но не может обусловливать или замещать его.

Человек, обладающий высоким уровнем общего интеллекта, далеко не всегда является социально развитой личностью. Если же человек обладает низким уровнем социального интеллекта и страдает «социальной слепотой», то его высокоразвитый общий интеллект может быть полностью обесценен. Яркими примерами незаурядных личностей, которые имеют высокоразвитый общий интеллект, но обладают низким уровнем социального интеллекта, являются главный герой сериала «Теория большого взрыва» Шэлдон Купер и главный герой сериала «Шерлок», роль которого исполнил Бенедикт Камбербетч. Эти персонажи обладают высоким интеллектом, пытливым умом и очень низкими коммуникативными способностями, из-за чего им тяжело контактировать и находить общий язык с окружающими их людьми.

Что же такое социальный интеллект? Современные специалисты, взяв за основу труды своих предшественников, утверждают, что социальный интеллект – это совокупность полезных способностей, благодаря которым можно определить успешность социального взаимодействия и социальной адаптации того или иного человека.

Личность, которая имеет высокоразвитый социальный интеллект, обладает тремя главными способностями: способностью понимать свое собственное поведение, способностью понимать поведение другого индивида и способностью действовать так, как того требует сложившаяся ситуация.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами ,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия ,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения

Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами ,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Что это такое: определение

Важно. SQ представляет собой совокупность способностей, влияющих на успешность социального взаимодействия.. Состоит из способности понимать себя и поведение других людей, а также из умения действовать по ситуации, и является очень важным качеством, так как необходим для эффективного межличностного взаимодействия

Состоит из способности понимать себя и поведение других людей, а также из умения действовать по ситуации, и является очень важным качеством, так как необходим для эффективного межличностного взаимодействия.


Термин введен для обозначения способности успешно действовать в социуме

Это глобальная способность, основанная на совокупности других черт личности (интеллектуальных, поведенческих, коммуникативных и т.д.), обуславливает понимание сказанного и сделанного людьми, способность к:

  • социальному взаимодействию;
  • принятию решений;
  • прогнозированию развития событий в межличностном общении.

Личностная составляющая социального интеллекта достаточно велика, однако его можно подкорректировать извне (специальные методики и максимум тренировочного взаимодействия).

О том, в каком году Торндайк ввел термин социальный интеллект и какова история понятия SQ, также определения этого понятия и подходы к его пониманию, актуальность исследования в наши дни, методы изучения и измерения, исследования SQ, вы узнаете тут.

Мышление и интеллект: как они связаны

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает». Это все равно, что неспособному к изобразительной деятельности человеку дать качественный холст, дорогие кисти и краски самых разных оттенков. Лучше от этого нарисованная им картина не будет.

Типы

До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:

  1. Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
  2. Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
  3. Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
  4. Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
  5. Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
  6. Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
  7. Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
  8. Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.

Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.

Исследования от отечественных психологов

Первой описать термин взялась Маргарита Бобнева, когда изучала формирование личности, как части общества, в 1979 году. Она полагала, что толчком к появлению умений служит социализация, которую проходит каждый индивиду, живущий в человеческом обществе.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Другой известный психолог, Юрий Емельянов, исследовал понятие в рамках психологии практической деятельности. Он полагал, что для развития коммуникационных способностей необходимо активно обучаться, причем этот процесс должен длиться постоянно и непрерывно.

Алла Южанинова в своих изысканиях пошла дальше и пришла к выводу, что social intelligence – всего лишь часть интеллектуальной структуры, в которую также входят практика и логика. Для улучшения навыков взаимодействия необходимо тренировать все 3 области. 

Как развить?

Много ли зависит от родителей?

Приближенные к ребенку взрослые (родители и все те, кто плотно занимаются воспитанием ребенка) оказывают большое влияние на формирование его личности. Ребенку можно помочь освоить нормы социального поведения, научить его общаться с окружающими и понимать их.

Правильное взаимодействие с ребенком подталкивает его эффективно развиваться в сфере социального интеллекта.

Методы и техники

Лучше всего развитию социального интеллекта способствует интерактивное взаимодействие взрослого и ребенка. Это может быть:

  • ролевая игра;
  • моделирование жизненной ситуации;
  • и даже простое общение.

Также ребенок осваивает социальные нормы с помощью наблюдения за другими. Здесь может помочь СМИ (мультфильмы, детские журналы, сериалы): подборка историй со смыслом и правильными жизненными ценностями откладывается у ребенка при их просмотре.

Упражнения

С дошкольниками, пока они находятся рядом со значимым взрослым, лучше сделать акцент на эмоциях и чувствах. Показывайте ребенку радость, удивление, смешите его и удивляйте. Таким образом, вы заражаете его своими эмоциями. Ребенок усваивает, что в определенной ситуации людям свойственно выражать именно эти эмоции.
С младшими школьниками отлично работают ролевые игры. Моделируйте с ребенком те ситуации, которые часто встречаются в реальной жизни, предлагайте им различные социальные роли. Например, предложите ему сыграть дома в «магазин«. Пусть ребенок выберет себе роль: продавец, консультант, покупатель, охранник магазина
Вы можете меняться ролями, показывая на собственном примере, как ведут себя люди в разных социальных ролях.
Школьники средних классов начинают обращать внимание на интересы других людей. Налаживайте диалог с ребенком
Спрашивайте, чего он хотел бы в данной ситуации? Далее рассказывайте, чего хотели бы вы и для чего это нужно. Делайте акцент на то, что вы чувствуете в данной ситуации, как ваши чувства отличаются от чувств ребенка. Так он гораздо быстрее и эффективнее сформирует свои личные границы.
Подростки предпочитают демонстративно показывать себя отдельными личностями

Родителям важно поддерживать их желание, но указывать на наличие социальных норм поведения, принятых в обществе.Важно дать понять ребенку, что его поведение, отклоняющееся от норм, имеет негативные последствия.
Уважайте его точку зрения и желания. Это тот период, когда лучше сделать акцент на поведении, а не на чувствах.

Ребенок завершает формирование своего социального интеллекта в юности, в период студенчества

Обычно к этому времени он научается анализировать себя и других, понимать свои и чужие чувства. В данный период важно поддерживать баланс во взаимоотношениях, не нарушая личные границы ребенка, показывая свои чувства и отношение к нему.Здесь ребенок может самостоятельно заняться прокачиванием своего социального интеллекта, развивая навыки общения, играя в «социальные» настольные игры (например, мафию или монополию).

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша. К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать. Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции

Плюсы развитого эмоционального интеллекта

Плюсы и минусы штука всегда относительная. Посмотрим как EQ влияет на жизни людей на практике:

Влияние на успеваемость в школе или производительность на работе

Высокий эмоциональный интеллект может помочь вам ориентироваться в социальных сложностях рабочего места, руководить и мотивировать других и преуспеть в карьере.

Фактически, когда дело доходит до оценки важных кандидатов на работу, многие компании теперь оценивают эмоциональный интеллект так же важно, как и технические способности, и проводят тестирование EQ перед приемом на работу

Влияние на физическое здоровье

Если вы не можете управлять своими эмоциями, вероятно, вы тоже не умеете справляться со стрессом. У вас низкий уровень стрессоустойчивости, не проведена домашняя работа над навыками противостоянию стрессу “Stress Resilience Skills”. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Неконтролируемый стресс повышает кровяное давление, подавляет иммунную систему, увеличивает риск сердечных приступов и инсультов, способствует бесплодию и ускоряет процесс старения.

Это лишь лепестки, а цветочки в нашей статье “Профессиональный стресс понятным языком. Рекомендации по избавлению от стресса на основе методичке ВОЗ” (P.s. внутри есть инфографика, на которой показано как длительный стресс влияет на состояние органов человеческого организма).

Первый шаг к повышению эмоционального интеллекта – научиться справляться со стрессом.

Влияние на ментальное здоровье

Неконтролируемые эмоции и стресс также могут повлиять на ваше психическое здоровье, делая вас уязвимыми для беспокойства и депрессии.

Если вы не можете понять свои эмоции, привыкнуть к ним или управлять ими, вам также будет нелегко наладить прочные отношения.

Это, в свою очередь, может оставить вас одиноким и изолированным и еще больше усугубить любые проблемы с психическим здоровьем. Все связано, одно тянет другое и усугубляет положение.

Влияние на отношения

Понимая свои эмоции и способы их контролировать, вы сможете лучше выразить свои чувства и понять, что чувствуют другие.

Это позволяет вам более эффективно общаться и налаживать более крепкие отношения как на работе, так и в личной жизни.

Как функциональный минимум, вы не будете таранить закрытые двери и биться об них лбом. Будете считывать по собеседнику настрой еще до конфликтной ситуации.

Влияние на социальное положение

Пребывание в гармонии со своими эмоциями служит социальной цели, соединяя вас с другими людьми и окружающим миром. Начни окрашивать мир вокруг себя более позитивными красками, и ты повлияешь на свое близкое окружение, дальше они повлияют на свое, и так “до талого”.

Социальный интеллект позволяет отличить друга от врага, измерить интерес другого человека к вам, уменьшить стресс, сбалансировать свою нервную систему с помощью социального общения и почувствовать себя любимым и счастливым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: