Игровые упражнения на развитие памяти у младших школьников

Упражнения для развития памяти у детей

«Головоноги»

Это настольная игра. Она развивает зрительную и слуховую память. Так же это отличное средство для поднятия на новый уровень креативного мышления, быстроты реакции и настроения

Так что очень советую вам обратить на нее внимание

Что она из себя представляет? Это карточная игра.  На карточках изображены странные существа, которые являются головоногами. У них есть головы, ноги, но нет самого главного. У них нет имен. Имена существам должны дать игроки.

Всего в колоде 60 карт. Каждый головоног  встречается на карточках 5 раз.

Колода перемешивается и кладется на стол стопкой рубашками вверх. Игра начинается.

Первый игрок снимает верхнюю карту, и кладет ее на стол «лицом» вверх. Видит головонога и дает ему какое-нибудь имя. Задача остальных игроков запомнить это имя. Потом карту снимает следующий игрок и дает имя еще одному головоногу. И так далее.

Когда на карточке появляется головоног, которому уже дали имя, задача игроков его вспомнить и быстрее всех выкрикнуть. Тот, кто это сделает первым, забирает себе все открытые карты.

Так продолжается до тех пор, пока в колоде не останется карт.

Затем происходит подсчет очков. Выигрывает тот, кто соберет больше всего карточек.

На видео все еще понятнее.

В этих «Головоногов» можно играть и дома, и в дороге. Попробуйте, вам понравится!

Как развить долговременную память

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Упражнения для развития памяти для детей младшего школьного возраста.

Я и мои друзья.
Эта игра не только позволяет познакомиться всем ее участникам, но также развивает память и ассоциативное мышление. Поэтому ее можно использовать в новом коллективе.
 В игре используется аудиальное и визуальное восприятие.
 
Участники встают в круг. Первый человек (например, учитель) называет свое имя и свой любимый фрукт (животное, птицу или что-то другое по выбору).
 
Второй участник называет имя и фрукт, названный первым участником, а затем прибавляет к нему свое имя и свой любимый фрукт. Так ход переходит к каждому последующему участнику.
 
Стоит отметить, что последнему человеку приходится сложнее всего.
 Рассчитайтесь по порядку!
Эта игра учит детей запоминать комбинации, удерживать их в памяти и воспроизводить информацию.
 Во время проведения игры развивается зрительная память.
 
Из участников выбирается один «водящий». Он встает напротив остальных игроков, выстроившихся в линию в произвольном порядке. За несколько секунд ему нужно запомнить порядок участников.
 
Затем он закрывает глаза (ему завязывают глаза, он отворачивается) и называет имена всех участников по порядку.
 
Более сложный вариант игры: назвать имена участников через одного или в обратном порядке. Вся сложность в том, что способ перечисления ребенку сообщают только после того, как он закроет глаза.
 Я рисую…
 Данная игра направлена на запоминание деталей и развивает зрительную память.
 
Покажите детям картину. Затем переверните ее и попросите нарисовать то же на чистом листе.
 
Выигрывает тот, кто запомнил и отобразил больше деталей. Начинать следует с картин, содержащих мало действующих лиц или предметов, постепенно выбирая более сложное изображение.
 Пантомима.
Данная игра направлена на извлечение из памяти уже существующей информации, накопленной непроизвольно.
 В упражнении идет упор на двигательную память.
 
Каждый участник игры получает карточку с написанным заданием. Например, нужно показать, как потягивается кошка, как силач поднимает штангу или как работает регулировщик.
 
Остальные участники должны отгадать, что он изображает.
  Сломанный телефон.
 Цель игры – развить слуховую память.
 
Ведущий рассказывает на ухо первому участнику небольшой отрывок из текста, состоящий буквально из 3-5 предложений (чем дальше, тем сложнее).
 
Первый участник рассказывает то, что запомнил, второму игроку и т. д

Бывает интересно, что же дойдет до последнего участника.
 
В конце игры ведущий рассказывает первоначальный текст, сравнивает его с конечным и делает вывод о том, хорошо ли работает телефон.
 Логическое мышление.
Для улучшения опосредованной памяти, столь важной для развития каждого ребенка, следует развивать его логическое мышление.
 Это нужно в первую очередь для усваивания обилия информации, которая поступает к нему в школе.  
Чем старше становится ребенок, тем больший объем новых данных взваливается на его плечи

От редакции :  Самый маленький мозг у человека

Банально «зазубрить» это не получится

Необходимо понимать, о чем идет речь, сопоставлять полученные ранее знания с новой информацией, структурировать ее и раскладывать все по ящичкам.
 
Для этого следует уделять внимание играм, направленным на развитие опосредованной памяти.
 Например, такая игра: ведущий показывает участникам картинки и называет слова. Цель – запомнить слова

Следует объяснить детям, что если они поймут взаимосвязь между картинками и словами, им легче будет запомнить слова.
 
Картинка «курица» — слово «гнездо», картинка «гриб» – слово «лес», картинка «ботинок» – слово «шнурок» и т. п.
 
Затем ведущий вновь показывает картинки, а дети называют слова, которые запомнили.

Что такое память и какой она бывает?


 
Чтобы разработать эффективный комплекс упражнений и игр для детей младшего школьного возраста, направленных на развитие памяти, необходимо знать, по каким законам она работает.

Каждая из игр, описанных ниже, направлена на развитие одной из данных способностей. А в целом упражнения учат малышей лучше запоминать информацию.
 
Говорить о видах памяти можно довольно долго, так как можно выделить достаточно много разновидностей.
 

Все виды памяти используются человеком в той или иной ситуации, а вместе позволяют запоминать эффективнее, быстрее и больше информации

Поэтому столь важно заниматься разносторонним развитием памяти с младшего школьного возраста

Еда для хорошей памяти

 
 
Отличная память складывается не только из психологических процессов, но и из физиологических.
 Список продуктов, благотворно влияющих на память:
 

  • Продукты, содержащие цельное зерно;

Жирная рыба;

Орехи;

Сыр;

Фрукты;

Овощи;

Бобовые.

 
Не забывайте о поливитаминнах, умеренной физической нагрузке, прогулках и хорошем, своевременном отдыхе. Тогда ваш малыш вырастет умным и никогда не забудет вашего внимания и заинтересованности в его делах!
 Рекомендуем к просмотру видео:
 

https://youtube.com/watch?v=5Lf2yLivZPE

https://youtube.com/watch?v=Qpsu1Ls9Qxk

https://youtube.com/watch?v=2eHoSejW-YI

https://youtube.com/watch?v=dQotalDdLO4

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

  • Цифры после запятой в числе Пи;
  • Таблица умножения.

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Cтатистика На весь экран

Что важно помнить родителям при развитии памяти у детей?

Если правильно подобрать и организовать развивающие упражнения для памяти, можно добиться хороших результатов в домашних условиях. Родителям нужно знать, что во время таких занятий необходимо учитывать определенные факторы (причины), которые влияют на обучение и делаюют его интересным для ребятишек

От редакции :  Как научиться скорочтению и развить долговременную память

Специалисты советуют обратить внимание на психологические особенности младших школьников, как основные факторы формирования произвольной памяти:

Обязательно поддерживать интерес к домашним занятиям. У маленьких учеников произвольные процессы находятся в стадии развития, поэтому их трудно увлечь монотонными упражнениями

Этого можно достигнуть, если задания будут творческие, увлекательные, постоянно меняющиеся.
Развивать мотив (побуждение) к запоминанию, то есть школьник должен осознавать, для чего нужно запоминать учебный материал, как потом им можно воспользоваться, при помощи каких приемов легко запомнить трудную информацию.
Одним из главных факторов запоминания является хорошо развитое внимание. Специалисты заявляют, что в восьмидесяти процентах запоминание зависит от умения сосредотачиваться и концентрироваться на объекте

Поэтому полезными будут комплексные упражнения на развитие сразу нескольких процессов: памяти, внимания, мышления.
Пока еще у младшего школьника непроизвольность преобладает над умением ставить цель и прилагать волевые усилия, поэтому при домашнем обучении ребенку необходимы яркие впечатления. В этом плане развивающий материал необходимо преподносить школьнику в комфортном для него виде:
идти от простых заданий к сложным постепенно;
занятия не должны утомлять ребенка;
проводить совместную подготовку заданий;
вести дневник достижений школьника;
использовать поощрения за правильно выполненные упражнения.

Как улучшить память школьника

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

Читайте хорошую литературу

Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

Пути развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников основывается на:

  • ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
  • выстраивании системы различных способов запоминания;
  • выполнении тренировочных упражнений.

Приемы и способы запоминания

Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
  2. Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
  3. Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
  4. Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
  5. Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
  6. Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
  7. Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
  8. Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
  9. Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
  10. Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
  11. Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
  12. Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
  13. Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.
От редакции :  Разновидности гематом головы, их диагностика

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

Факторы эффективности запоминания

Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.

  1. Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
  2. Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
  3. Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
  4. Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

«Шпионские штучки»

Развиваем двигательную память. Она также имеет большое значение в жизни ребенка.

Итак, друзья, поздравляю, вы теперь шпионы! И у вас важная миссия. Представьте себе, что вам нужно пройти через помещение, пронизанное невидимыми лазерными лучами. Их не видит никто, кроме одного самого опытного шпиона,  он же ведущий. Благодаря его супер-зрению мы и пройдем.

Итак, ведущий показывает, как нужно преодолевать воображаемые лучи. Здесь нужно пригнуться, там переступить, здесь ползком, а тут в прыжке.

Задача остальных шпионов, внимательно смотреть и запоминать все движения ведущего. А потом повторить его маршрут.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата занятия проводить систематически

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: