Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект

Анализ EQ подростка

Это сравнительно новый тест, адаптированный для подростков. Состоит из 20 вопросов, разделенных на 2 группы: ответственность и ситуации. Здесь для каждого ответа “готовы” свои баллы. Каждому ответу присваивается определенное количество баллов. Затем они суммируются и их относят к одному из диапазонов интерпретации результатов.

Подростки – наиболее уязвимая возрастная группа в теме эмоций. Это связано с их неравномерным созреванием

Поэтому им важно научиться понимать, что они чувствуют, понимать окружающих. Знания о собственных эмоциях и сопереживание другим поможет выстраивать правильную коммуникацию с другими людьми

Подросток поймет себя и станет понятным для своей семьи, когда пройдет этот тест.

Тест эмоционального интеллекта Мэйера – Сэловея – Карузо

Это очень крутая методика! Мне, как специалисту, она больше всех понравилась. Но проводить и диагностировать ЭИ по ней должен именно специалист! Потому что она трудоемкая: состоит из 8 секций, где нужно определить эмоции на фото, ответить на большое количество вопросов, касающихся возникающих чувств, подобрать к предложению нужные слова, оценить картинки по шкале.

Трудность его прохождения в том, что нет электронного варианта. Да и на просторах интернета его найти довольно сложно. Но я нашла для вас текст методики и бланк ответа. Предупреждаю сразу: проходить его будет трудно и нужно потратить много времени на прохождение и перевод баллов в “стены” для интерпретации (час-два). Но это того стоит, если у вас есть желание заморочиться. Здесь тестовый материал, ниже бланк ответов.

Валидизация

В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.

Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).

Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал
«Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность

Обращает на себя
внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.

Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

Как прокачать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – важная штука. Он делает вам невидимый панцирь, сквозь который не проходят колкости, сарказм, ирония и игнорирование. Вы не пожалеете, если прокачаете этот навык на практике. Вот увидите, как легче станет жить с таким панцирем!

Курс “Эмоциональный интеллект” поможет решить массу проблем: непонимание с родственниками, напряги на работе, да, в конце концов, поймете, почему вам иногда так фигово.

От редакции :  Упражнения для улучшения памяти подростка

Курс состоит из 20 уроков. Обучают:

  • выявлять ложь и “рубить ее на корню”;
  • видеть эмпатию и скрытые эмоции, изменять свое мнение о людях;
  • проницательно видеть всех скрытых тараканов у собеседника;
  • определять “крысу” среди знакомых, которая сливает информацию;
  • не показывать своих эмоций (включать “панцирь”);
  • видеть и отстраняться от манипуляций;
  • наладить взаимоотношения с теми, кто тоже не против бы.

Стоимость курса – 990 руб.

Описание теста

Данная методика позволит выявить способности человека контролировать и понимать свои эмоции. А так же она укажет на умение общаться и понимать чувства других людей. Эти навыки определяются уровнем эмоционального интеллекта.

Этот показатель может меняться в течение жизни. Если личность стремится к саморазвитию, внутренней гармонии, учится взаимодействовать с окружающими, то EQ, несомненно, будет расти. Он может оставаться неизменным при отсутствии у индивида желания к самосовершенствованию.

Чем выше уровень эмоционального интеллекта у человека, тем проще ему выстраивать отношения с людьми. Такая личность легко добивается поставленных целей, она живёт в гармонии с собой и окружающими.

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, могут испытывать чувство дискомфорта в коллективе, так как не понимают эмоций и настроений других людей, что может даже приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Часто, они не могут контролировать свое настроение и поведение, так как не осознают глубинные причины их проявлений. Таким людям тяжело налаживать контакты, соответственно, сложнее добиваться своих целей и расти не только в духовном, но и профессиональном плане.

Грэнвилл Стэнли Холл

Родился в США, штат Массачусетс. Окончил Гарвард, получил степень доктора психологии. Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию (это ощущение положения частей своего тела относительно друг друга в пространстве). Он стал основоположником педологии. Также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 года под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года – «Журнал педагогической психологии».

Инструкция к прохождению теста

Вам будут предложены тридцать утверждений о Ваших эмоциях или поведении и варианты ответов, из которых нужно выбрать один, подходящий Вам. В полученном результате будет описан уровень EQ по пяти параметрам: эмоциональная осведомленность (самосознание), управление своими эмоциями (саморегуляция), мотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей (социальные навыки). По каждому параметру будет определена степень выраженности: высокая, средняя или низкая.

Расшифровка теста

Самосознание. Понимание своих эмоций и их последствий. При высокой выраженности человек понимает, почему испытывает те или иные чувства, осознает свои сильные и слабые стороны, склонен к размышлениям и учится на своём опыте. Уверен в себе, способен проявлять чувство юмора и принимает себя таким, какой есть.

Саморегуляция. Самоконтроль и умение сдерживать разрушительные переживания. Высокая выраженность характеризуется ясным мышлением и сохранением самообладания в стрессовых ситуациях у индивидуума. Тактичен и обязателен. Умеет признавать свои ошибки, берет на себя ответственность за достижение целей. Спокойно воспринимает новую информацию и смену обстановки, проявляет гибкость.

Мотивация. Стремление к самореализации. Выражается в ориентации на результат, поиске наиболее эффективных способов достижения цели. Человек с высокой мотивацией умеет работать в группе, стремится выполнить её миссии. Он не боится неудач, может пойти на оправданный риск.

Эмпатия. Понимание чувств других людей, заинтересованность ими. Люди, обладающие этим качеством, умеют слушать, внимательны к мимике и жестам, способны угадывать эмоции и настроения. Они проявляют уважение к другим, независимо от их происхождения или образования. Толерантны и терпимы к недостаткам окружающих.

Социальные навыки. Умение убеждать. Проявляются в умении завоёвывать расположение, идти на компромисс, убедительно представлять информацию. Субъект отличается умением вести переговоры, дипломатично общаться с «трудными» людьми, воодушевлять и вести за собой.

Методы развития

Если при изучении уровня развития ЭИ психолог отметил задержки, нарушения формирования чувств, он может назначить ряд методик для устранения дефектов. Выбор способа коррекции зависит от возраста пациента.

У детей

Методики для развития ЭИ у детей:

  1. Компас. Это полноценная игра, в которую играет несколько детей. Каждому ребенку раздают по 8 карточек, на которых указаны отдельные чувства. Одни из игроков должен загадать ситуацию, выбрать карточку с эмоцией, которую он связывает с придуманным. Эту карту он должен положить обратной стороной в круг участников так, чтобы никто не знал, что на ней написано. Остальные дети должны пытаться угадать, какие чувства связывают ведущего игрока с загаданной ситуацией.
  2. Составление эмоционального фотоальбома. Для этого ребенку понадобится фотоаппарат. Можно фотографировать его самостоятельно, но искренние эмоции проще выражать в одиночестве. Нужно попросить ребенка фотографироваться в разных ситуациях. Он должен своим видом показать, какие чувства ощущает. Родителям нужно рассмотреть снимки с ребенком, спросить какие ему больше нравятся, а какие вызывают смущение.
  3. Что я чувствую сегодня. Это игра, в которой ребенок должен ежедневно выбирать одну из многочисленных эмоций. Для упрощения задачи рекомендуется распечатать слова с разными чувствами на отдельных листах, попросить ребенка разукрасить их карандашами или фломастерами.
  4. Коробочка эмоций. Нужно предложить ребенку мысленно создать коробку, в которую он сможет поместить все эмоции, ассоциирующиеся со счастьем. При добавлении карточек в коробочку нужно обсуждать ее с ребенком, чтобы узнать, почему он сделал такой выбор.
  5. Эмоции в красках. Чтобы малыш лучше понимал, что такое эмоции, можно предложить ему сделать собственную настенную галерею, где каждая картинка будет сравниваться с определенным чувством. Лучше, чтобы каждая из них была нарисована ребенком.
  6. Язык эмоций. Родителям нужно чаще выражать свои чувства.
От редакции :  Симптомы, опасность и лечение невроза навязчивых мыслеи?

У взрослых

Для развития ЭИ у взрослых применяются другие методики. Пациентам нужно:

  1. Чаще ставить себя на место других. Сначала необходимо хорошо изучить индивида, место которого хочется занять. Так будет проще понять, почему индивид ведет себя таким образом.
  2. Постоянно расширять кругозор. Нарушения развития ЭИ свойственны индивидам, которые перестают заниматься саморазвитием.
  3. Научиться называть свои эмоции. Например, многие путают гнев со страхом, разочарование с обидами. Поэтому нарушается восприятие окружающего мира, действий других индивидов.
  4. Просчитывать любые ситуации заранее, чтобы опередить других на несколько шагов. Нужно рассмотреть возможные способы решения проблемы, чтобы найти лучший.

Развитие способностей

Если при помощи тестов, помогающих определить эмоциональный интеллект и собственных наблюдений, оказалось, что его уровень ниже, чем вам бы хотелось, пора прибегнуть к методике, позволяющей повысить EQ.

Таких концепций очень много, предназначены они для разного круга людей с учётом их индивидуальности. Выбор методики – тема целой книги, но для любого человека подойдёт несколько полезных советов, кем бы он ни был и чем не занимался.

  • Прислушивайтесь к своему телу, особенно в моменты накала страстей.
  • Занимайтесь эмоциональным самоанализом, что позволит усовершенствоваться и лучше контролировать эмоции.
  • Положительно относитесь к любым переменам – всё делается к лучшему.
  • Творчески подходите к любой задаче.
  • Наблюдайте за реакцией окружающих по отношению к вам.
  • Сначала слушайте, а потом говорите, всё обдумав и взвесив.

Эмоциональный интеллект – что это?

ЭИ (Эмоциональный интеллект) – совершенно новый человеческий ресурс, позволяющий управлять, использовать, распознавать как собственные, так и чужие эмоции. Это дает возможность более эффективного принятия решений как в личном общении с людьми, так и в бизнесе. Эмоции есть у каждого. Но нужно уметь применять их во благо.

Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления. Сейчас ясно, что это совершенно не так, иначе не было бы нелогичных необдуманных поступков, основанных на одних лишь эмоциях.

Развитие эмоционального интеллекта стало модной тенденцией в конце 20 столетия. К сожалению, на первых этапах область оказалась перенасыщена популяризированными теориями на тему управления эмоциональным интеллектом, имеющие мало общего с научным подходом. Исследовательница из Беларуси И. Андреева выразила мнение, что ЭИ стал полумифическим понятием, неопределенным феноменом из области популярной психологии. Тогда бойко продавались разрекламированные пособия и бизнес-практики на эту тему, которые были сильно упрощены, вплоть до искажения.

Упомянутые выше Майер и Сэловей создали целую программу исследований и диагностики эмоционального интеллекта. В процессе одного из таких исследований они выявили, что при просмотре печального фильма быстрее восстанавливались люди, умеющие быстро идентифицировать свои эмоции и давать им названия. Одновременно люди, интеллект которых позволял правильно оценивать эмоции и чувства других людей, легче налаживали социальные связи.

В 90-х годах прошлого века обозреватель New York Times Д. Гоулман познакомился с работами Сэловея и Майера, что привело к написанию книги о структуре эмоционального интеллекта, которая так и называлась: «Emotional Intelligence». А в 2000 году Г. Чернис на регулярном сборе Сообщества по организационной психологии, проходящем на территории Нового Орлеана, сказал, что именно благодаря книге Гоулмана сочетание слов «эмоциональный интеллект» стало одним из самых распространенных в американской корпоративной лексике. Правда, не все толковали это понятие правильным образом. Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков.

П. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. «В нашем понимании, ЭИ – это совершенно четко определимая и измеримая способность человека, сравнимая с традиционными сторонами интеллекта».

От редакции :  Причины, признаки, диагностика и лечение ОНМК по ишемическому типу

В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ. Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей.

Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни. Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами.

Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть – неверная.

Рекомендации по решению тестов на эмоциональный интеллект

Многие соискатели считают тест на эмоциональный/социальный интеллект очень сложным по следующим причинам:

  • Тестовые вопросы могут быть неоднозначны
  • Контрольные вопросы требуют, чтобы люди имели дело с ситуациями вне их зоны комфорта (конфликты)

Исходя из нашего опыта, двумя наиболее сложными задачами при решении тестов на EQ являются способность распознавать и идентифицировать эмоции, выраженные невербально и способность прогнозировать эмоциональные реакции людей. Умения такого рода приходят лишь с длительной практикой в общении с людьми.

Но проходить EQ тесты можно научиться. Как всегда, главное — практика и опыт.

Тесты на социальный/эмоциональный интеллект предназначены для вашего эмоционального вовлечения в ситуацию и, таким образом, получение от вас спонтанного ответа, основанного на имеющемся опыте и интуиции. Однако единственной выигрышной стратегией будет спокойное и отстраненное изучение ситуации, чтобы понять цели и состояние сторон и взвесить имеющиеся варианты. Тщательно продумайте то, что Вы хотите показать работодателю, выбрав тот или иной вариант ответа.

Вашей целью при прохождении EQ тестов является демонстрация того, что вы умеете распознавать и понимать эмоции других людей. Таким образом, мы рекомендуем при выборе ответов на первое место ставить уважение к чувствам людей, которые демонстрируются в сценарии теста. Худшим выбором ответа будет тот, где игнорируется мнение второй стороны.

В каждом тесте обычно изучается не 1, а 3-4 параметра. Например, помимо навыка узнавать и уважать эмоции других людей от вас может потребоваться продемонстрировать такие навыки как:

  • убедительность
  • упорство в достижении результата
  • лояльность компании и учет ее интересов
  • гибкость
  • навыки эффективной коммуникации
  • умение находить решения
  • добросовестность
  • аккуратность

Все эти навыки можно и нужно продемонстрировать таким образом, чтобы учитывались интересы всех сторон конфликта, который описывается в сценарии EQ теста.

Рассмотрим несколько примеров тестов на эмоциональный интеллект. В этих тестах, чтобы успешно пройти тест, требуется найти баланс между учетом эмоционального состояния собеседника и решением конкретной рабочей задачи.

Пример личностного теста на EQ 1

Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно.

Пример личностного теста на EQ 2

Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно.

Пример личностного теста на EQ 3

Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно. Этот тест сложнее тем, что требуется оценить на 1, а все 5 вариантов ответов. На решение такого теста дается 2 минуты.

Тесты на эмоциональный/социальный интеллект являются входят в раздел психологических или, как их называют, ситуативных тестов. Читайте больше о типах и видах таких тестов в наших специальных статьях:

На HRLider мы подготовили для вас большой раздел психологических онлайн-тестов, разделенных по профессиям и уровням управления: психологические тесты для руководителей, для специалистов отделов продаж, для офисных и администраторских позиций и для операторов колл-центров. Большинство из 300 психологических тестов, доступных на нашем сайте в 2020 году, включают в себя разделы на оценку эмоционального интеллекта. Если вам предстоит пройти тест на EQ – пройдите подготовку на HRLider и за 3-4 дня вы поймете основные принципы и правила таких тестов и научитесь быстро и верно определять нужный ответ.

Правильные ответы и объяснение примерных тестов

Тест на эмоциональный интеллект 1

Тест на эмоциональный интеллект 2

Тест на эмоциональный интеллект 3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: