Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения - doktor-ok.com

Афазия и особенности лечения

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии. Оно может нарушать функционирование многих составляющих организма, что полностью зависит от масштабов проблемы. Если инсульт обширный и затронул обе стороны мозга, то пострадавший может потерять память и способность ясно мыслить, а при отсутствии лечения его ждет летальный исход.

Виды

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта

Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков. При легких нарушениях прогноз очень положительный, а первые успехи восстановления проявляются уже спустя месяц занятий. Если проводить не все основные мероприятия для реабилитации, то существует риск навсегда остаться с различными дефектами речи, а также столкнуться с расстройством психики.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся

При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному

Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации

Какие последствия инсульта также влияют на коммуникационные способности?

Инсульт может вызвать другие проблемы, которые влияют на способность человека полноценно общаться в социуме. В их числе ниже перечисленные явления.

Изменения в эмоциональном содержании сообщения

Острое нарушение мозгового кровоснабжения может вызвать изменения в эмоциональных аспектах речи.Например, тон голоса больного может быть бесстрастным, и его выражение лица может не меняться, оставаясь статичным. У человека могут возникнуть трудности с пониманием юмора. Или его невербальные знаки могут не соответствовать вербальным сигналам.

Изменения в восприятии

Инсульт может привести к ухудшению зрения, а иногда и слуха. Это может сделать проблемы с чтением и письмом еще серьезнее. Необходимо убедиться в том, что при избрании стратегии лечения для восстановления речи после инсульта, были в полном объеме оценены и учтены такие дефекты.

Усталость

Многие люди чувствуют себя очень уставшими после инсульта, как физически, так и психически. Ведение разговора может отнимать значительно большие усилия, чем до кризиса. А собеседники могут не понимать этого. От этого значительно страдает качество общения.

Проблемы с памятью и концентрацией внимания

Инсульт может повлиять на кратковременную память и все аспекты мыслительных процессов,такие как способность сосредоточиться и удерживать внимание.Это может замедлить установление контактов и сделать общение неэффективным

Физические проблемы

Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица и положения тела. Физические проблемы могут также сделать трудности с письмом больше, если затронута доминирующая рука. Физическая боль или дискомфорт могут стать помехой для полноценного общения. Проблемы с глотанием также часто встречаются после инсульта и нередко связаны с дизартрией.

Изменения в настроении или личности

Это может быть пугающим для человека, если инсульт повлиял на способность общаться. Изменения в мозге, вызванные ОНМК могут также повлиять на настроение,эмоции и личностные качества.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда инсульт вызывает слабость мышц речевого аппарата, которые человек использует, чтобы говорить. Произошедший криз может повлиять на мышцы, которые индивид использует для движения языком, губами или ртом. Иногда при дизартрии человек не может контролировать дыхание, необходимое для производства звуков.

Дизартрия не влияет на способности подбора слов, которые человек хочет сказать, и понимание речи других. При данном расстройстве голос человека может звучать по-другому, и у особы могут возникнуть трудности с четким произношением слов. Больной может обнаружить, что его звуки невнятные, напряженные, тихие или медленные.Другие люди могут трактовать речь пострадавшего от инсульта, как трудную для понимания. Если нарушен контроль дыхания, человек предпочитает говорить очень коротким набором слов, а не полными предложениями.

Основная терапия

Основная задача после инсульта это восстановление речи. В данное мероприятие должен быть вовлечён больной, а также его родственники, нельзя просто полагаться на препараты. Терапия по восстановлению функций речи должна проходить в первые полгода после перенесенного инсульта, только в этот промежуток времени можно добиться того, чтобы речь восстановилась.

Лечение афазии после инсульта должно проходить комплексно. Чтобы начать говорить о существенном прогрессе в выздоровлении, пациент должен полностью выполнять все предписания и выполнять комплекс физиотерапевтических упражнений.

Специалистами разработан специальный курс, пройдёмся по этим пунктам:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Курс восстановительных упражнений.
  3. Курс логопеда.
  4. Хороший уход за пациентом.

Курс лечения вместе с логопедом

Помощь логопеда, является самой важной частью лечения речевых нарушений после инсульта. Обращаться к логопеду нужно после того, как специалист определил вид афазии, и только потом можно начинать логопедические упражнения, ведь специалист подбирает индивидуальный курс для каждого пациента

Чаще всего в штате больниц всегда есть логопед-афазиолог, помощь данных врачей велика, более чем 35% пациентов восстанавливаются и начинают говорить ещё до окончания курса лечения.

Помимо этих основных методов лечения, есть и альтернативные методы, которые только начинают набирать обороты в медицинском мире, давайте рассмотрим и их тоже:

  • Хирургическое вмешательство. Данная методика используется крайне редко и только если другие методы были не эффективны. Целью операции является формирование экстра-интракраниального микроанастомоза, проще говоря, нейрохирург создаёт мостик соединяющий речевую область и зону которая не была повреждена вследствие инсульта. Минусы данного способа в том, что эффект от операции слабо выражен и речевая функция восстанавливается не полностью, поэтому риск превышает чистую пользу.
  • Лечебная физическая культура (ЛФК). Данный метод, можно использовать в тех случаях, когда основная проблема это не нарушение речевых областей, а развитый паралич мышц отвечающих за речевую функцию. Механизм лечения подобен расстройствам двигательных устройств. Проводят электрическую стимуляцию артикуляционных мышц, иглотерапию, при которой выявляют остаточные рефлексы мышц, и тому подобное. В этих моментах методика показывает великолепные результаты.
  • Лечение стволовыми клетками. Считается новейшей разработкой. Многие специалисты видят большой потенциал в таком способе, которая только начинает набирать обороты. Хотя в некоторых странах уже пользуются данным методом и он показывает положительные результаты.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Методы восстановления речи

После перенесенного инсульта пациенту придется проходить несколько стадий восстановления речевой функции. В начале могут быть полное отсутствие и непонимание речи. Уже после первых занятий по реабилитации возвращаются понимание слов и узнавание предметов. Следующим длительным периодом будет восстановление самой речи. Положительные результаты наблюдаются через полгода правильного лечения.

Восстановление речи после инсульта проводится по различным методикам, которые осуществляются с помощью врачей-специалистов и родственников больного. Кроме применения лекарственных препаратов, важными являются занятия с логопедом в стационаре, упражнения по восстановлению речи в домашних условиях, внимательное отношение, поддержка и хороший уход со стороны близких.

Занятия с логопедом

При работе с пациентом и решении задачи, как восстановить речь после инсульта, логопед придерживается следующих приемов:

  • проверяет, как человек реагирует на различные раздражители —шепот, тихий голос.
  • подбирает упражнения по принципу от простого к сложному заданию.
  • работает с пациентом над общим смыслом слов в контексте, а не над звуками и словами в отдельности.
  • затрагивает на занятиях темы, близкие и важные для пациента.
  • подбирает фразы таким образом, чтобы пациент мог их самостоятельно закончить.
  • может предложить пациенту послушать музыку, пропеть любимые песни, порисовать, что также положительно влияет на процесс выздоровления.
  • использует картинки, символизирующие слова, при работе с больными, имеющими нарушения сенсорной функции. Предлагает нарисовать то, что показывает, в зависимости от состояния пациента.
  • первые занятия продолжаются 7 – 15 минут: не должно быть переутомления. Постепенно специалист увеличивает время занятий до получаса, учитывая индивидуальные особенности пациента.
  • занятия должны проходить в тихой и спокойной обстановке без постороннего шума.
  • врач должен общаться и комментировать действия пациента спокойным и ровным голосом.
  • проведение групповых занятий, на которых пациенты поддерживают друг друга, дает положительный результат.

Занятия дома

Занятия в домашней обстановке проводятся только с разрешения врача. После перенесенного инсульта до восстановления речи человек долгое время находится в подавленном состоянии. Нетерпение родственников, их желание быстрее получить результат по восстановлению речи могут негативно отразиться на процессе выздоровления. Родным пациента следует придерживаться следующих рекомендаций:

обращать внимание на любые, даже незначительные успехи в лечении, поддерживать позитивный настрой больного,
не допускать общения больного с равнодушными и безразличными к нему людьми,
занятия должны быть регулярными, но нельзя переутомлять больного,
исключить из домашней обстановки шум, громкие звуки — положительно влияют спокойная, тихая музыка; любимые композиции,
общаться с больным на важные для него темы спокойным голосом, быть внимательными.
после инсульта в домашних условиях больному не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день.

Упражнения для занятий дома

Дома с больным можно заниматься с помощью комплекса упражнений для восстановления речи после инсульта, направленных на улучшение работы мышц лица, которые задействованы в процессе произношения слов. Следует учитывать, что человеку после инсульта очень сложно выполнять даже самые простые задания.

Упражнения повторяют до 10 раз во время одного занятия:

  • вытянуть губы, чтобы получилась трубочка, и удерживать их в таком положении 4 – 5 секунд.
  • захватить нижней челюстью верхнюю губу, удерживать 4 – 5 секунд. Отпустить на 5 секунд и повторить снова. Затем проделать упражнение наоборот: верхними зубами захватывать нижнюю губу, стараясь дотянуться до подбородка.
  • широко открыть рот и постараться как можно дальше высунуть язык, вытягивая шею вперед. Зафиксировать положение языка в течение 3 секунд, затем сделать перерыв, расслабиться на 3 секунды и снова повторить упражнение.
  • облизать губы, совершая круговые движения языком, сделать 5 – 10 повторов.
  • закрыть рот и совершать круговые движения языком между губами и зубами.
  • соприкасаясь языком с небом, цокать.
  • широко открыть рот и постараться дотянуться кончиком языка сначала до подбородка, потом до кончика носа.
  • попытаться сложить язык трубочкой и удерживать в течение 3 секунд.
  • улыбаться как можно шире с замкнутыми губами, затем с открытым ртом.

Логопедические занятия

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед узкой специализации – врач-афазиолог. Обычно он посещает пациента через несколько дней после перевода в общую палату. Во время первого визита афазиолог проводит диагностику нарушений, определяет приоритетные направления терапии, старается установить контакт с пациентом, завязав простой диалог. Как правило, он очень короткий – до 7 минут.

Программа занятий подбирается с учетом типа неврологического дефицита. При нарушении артикуляции, проблемах с произношением пациенты делают лицевую гимнастику, учатся произносить простые, сложные слоги, складывать из них слова. Часто людей, которые не могут разговориться, просят произносить слова на распев или просто петь. Заканчивается каждый сеанс специфическим массажем, когда логопед специальной лопаточкой стимулирует речевые зоны пациента.

Сенсорные расстройства требуют изучения языка заново. Больному показывают карточки с различными предметами, произносят их названия. Задача пациента их повторять, распознавать на слух.

По мере улучшения продолжительность занятий увеличивается до 15, а затем 30-40 минут. При хорошем начальном результате от простых упражнений переходят к более сложным. Например, начинают разучивать с пациентами скороговорки, стихотворения, читают, пишут простые предложения или проводят диктанты.

После выписки большинство больных продолжают посещать логопеда, но уже в плановом порядке – раз/неделю, несколько недель или раз/месяц. На приеме доктор проверяет текущее состояние речевых функций, корректирует план домашних занятий.

Виды афазии

Афазией называется утрата уже имеющейся речи в результате органического поражения головного мозга. Согласно нейропсихологической классификации выделяют несколько форм афазии: сенсорная, моторная, семантическая, амнестическая и тотальная. Использование такой классификации помогает диагностировать тип речевого нарушения и определить возможное место поражения.

Моторная

Центр Брока располагается в третьей лобной извилине. Он отвечает за воспроизведение речи  и подает сигналы к мышцам, которые отвечают за формирование звуков. При повреждении этой зоны возникает моторная афазия. Она бывает:

  • Афферентная. Возникает при поражении постцентральных и нижнетеменных отделов коры мозга. Нарушается иннервация нервных волокон, несущих импульс от губ, языка, глотки. В этом случае страдает произношение  вуков, в образовании которых принимает участие сходная артикуляция. Больной заменяет «б» на «п» или «м», «д» на «т», «л», «н», звук «о»  на «у, «ю» и т.д. Пациент слышит и осознают свою ошибку, но не может сказать правильно. Нарушение понимания речи при афферентной моторной афазии обычно длится несколько дней. Затем пациент быстро восстанавливается,  начинает понимать трудные слова, может что-то написать.
  • Эфферентная. Формируется в результате повреждения передних ветвей левой средней мозговой артерии. Речь после  инсульта, локализованного в этой области, на первых порах вообще отсутствует. Пациент не может вообще ничего сказать. В дальнейшем  он может повторять похожие звуки, начинать говорить правильно первые слоги слова,  но произносит его неправильно. В этом случае человек не осознает свои ошибки, злится на то, что его не понимают окружающие. По мере лечение больной начинает делать длинные паузы, произнесение слов становится растянутым.

Сенсорная

Зона Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины. Она отвечает за соединение слов в предложение, позволяет осмысленно осознавать речь.

При ее поражении развивается сенсорная афазия. Основным отличием этой патологии является нарушение понимания. В своей речи такие пациенты заменяют подобные слова или буквы. Одно и то же слово они не могут повторить несколько раз  подряд.

Больные не слышат своих ошибок, не понимает обращенную к ним речь. Они не могут прочесть любые фразы, у них возникают затруднения  при написании слов. При таком нарушенииречи после инсульта человек может выговаривать все звуки, он не испытывает других речевые расстройств.Ему тяжелее выговаривать глаголы, чем существительные и прилагательные.

Такой больной находится в постоянном эмоциональном возбуждении, много говорит непонятных фраз, раздражается из-за того, что его не понимают.

Амнестическая

Амнестическая или акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. В этом случае основополагающим фактором является снижение слухо-речевой памяти. Больные не могут правильно построить предложения, потому что не запоминают идущие друг за другом слова. Они забывают названия предметов,  имена родственников.

Слова при этом они выговаривают правильно, без фонетических нарушений. Такие пациенты часто заменяют одни существительные на другие.  Например, холодильник могут назвать лампой, а телевизор – пылесосом. Притом  пишут любой текст они правильно. Но повторить или пересказать его не могут, смысла не понимают.

При написании, если у больного достаточно времени для того, чтобы вспомнить подходящие слова, они практически не делают ошибок.

Семантическая

При поражении теменно-затылочной области возникает семантическая афазия. Больным тяжело подобрать нужное слово. Вместо этого они начинают описывать, как выглядит и для чего нужен данный предмет. Например, вместо того, чтобы сказать «книга», больные говорят: «это прямоугольный бумажный предмет, который читают».

То есть, затруднений в выговаривании звуков у них нет. Пациенты хорошо понимают значение слов, выполняют простейшие, обращенный к ним, команды. По просьбе поднимают руку, закрывают глаза или поворачивают в сторону голову. Артикуляция у них не нарушена, если им подсказать первую букву или слог, они с легкостью воспроизведут любое слово.

Тотальная

Наиболее тяжелое поражение речи. Представляет собой сочетание нескольких форм афазии. Такое нарушение речи после инсульта проявляется полным отсутствием  звуков. Однако больные имеют возможность стонать или кашлять.

Пациенты не понимает обращенную к ним речь, не могут выполнить простейшие просьбы. Не понимают обращенных к ним жестов. Прочитать или написать что-либо они тоже не могут.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и логопед

Инсульт не редкость и не болезнь стариков. В мире, где повсеместно распространены стрессы, переутомления и отказ людей жить в здоровом ритме, заботясь о себе, это уже давно трагическая случайность, нависающая почти над каждым.

Восстановление речи после инсульта находится в числе первоочерёдных задач для пациента, который его перенёс, это необходимо для возвращения к нормальной жизни.

Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?

Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?

Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

Основные методы лечения:

  • медикаментозный;
  • физиотерапевтический;
  • психологический.

Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?

После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг

Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

Виды речевых расстройств

Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.

Афазия

Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.

При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг

Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание

Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии — необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.

При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

Дизартрия

При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: